Развитие латерального мышления на факультативном занятии по теме "Черная шляпа – критическое мышление". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Курс РИТС (развитие интеллектуальных и творческих способностей) состоит из трех основных разделов. Это курс «Мир фантазии» для 2 класса (автор Гин С.И.), курс «Шесть шляп мышления» (автор Насонова О.И. при использовании материалов книги Эдварда де Боно) для 3 класса и курс «Развитие общих способностей» для 4 класса (автор Насонова О.И.).

Основой курса для 3 класса «Шесть шляп мышления» являются приемы повышения эффективности мышления, так называемое «латеральное мышление», предложенное Эдвардом де Боно [1], а также умение их применять. Шесть разноцветных шляп – это метафора человеческого мышления, его составные части. Темы занятий образуют логическую последовательность, материал предыдущих уроков является опорой для последующих.

Общие цели курса: развитие творческих способностей (зрительного и вербального воображения, свободного, нестандартного мышления) и общих познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, логического невербального и вербального мышления).

Методические средства

В качестве средств обучения используются задания и упражнения, которые способствуют реализации поставленных целей.
Многие задания выполняются в группах по 2-8 человек, в которых предлагается обсудить применение изучаемых приемов мышления в различных жизненных ситуациях. Затем общее решение группы выносится на обсуждение класса. На уроках используются задания и упражнения, развивающие познавательные процессы, игры и упражнения, повышающие мотивацию данной деятельности.

Место предмета в учебном плане:

Данная программа реализуется в рамках внеурочной деятельности по 34 часа в год для учащихся 2-4 классов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Планируемые результаты освоения курса

В процессе изучения данного курса у учащихся будут формироваться учебные действия, которые постепенно будут превращаться в универсальные. Это различные виды регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

Урок, конспект и презентация к которому здесь представлены, является первым уроком темы «Черная шляпа –критическое мышление». Перед этим изучались темы: «Общее представление о мышлении человека», «Белая шляпа – помощь логики», «Красная шляпа – эмоции и чувства». На следующем после представленного уроке планируется разбирать примеры использования критического мышления, а также примеры ответа на критику без погружения в отрицательные эмоции. Последующие темы: «Желтая шляпа – позитивное мышление», «Зеленая шляпа – творческое мышление» и, наконец, «Синяя шляпа – управление мышлением», в ходе изучения которой отрабатывается умение задавать собеседнику правильные вопросы, а также делать обобщения и выводы.

Конспект факультативного занятия по теме «Шесть шляп мышления». 3 класс

Цели урока:

  • знакомство с понятием «критическое мышление»;
  • обучение алгоритму работы критического мышления;
  • мотивирование учащихся на использование, в первую очередь, позитивного мышления, а затем только критики;
  • формирование различных видов УУД, главные из которых:
    • сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом;
    • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • строить логические цепи рассуждений, доказывать свое мнение;
    • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этапы урока

1. Знакомство с темой урока (слайд 1).

2. Повторение изученного: мышление в белой (логика и факты) и красной (эмоции, чувства, интуиция) шляпах (слайд 2)

3. Разбор примера 1 – решение задачи:

а) чтение условия нестандартной задачи и рассматривание фото корзины, в которой наверху лежат подосиновики (слайд 3);

б) ознакомление с неправильным решением задачи учеником (отсутствие логики, формальный подход к решению) и критическими замечаниями ученицы в его адрес (слайд 4). Дети делают вывод о том, что она критиковала решение мальчика без аргументов, руководствуясь только эмоциями, то есть, надев красную шляпу, и это ему не помогло бы;

в) дети предлагают свои вопросы, стимулирующие рассуждение, а не механический подбор чисел. Затем они пробуют самостоятельно решить нестандартную задачу. Далее с помощью учителя обсуждается ход решения, на слайде (слайд 5) и в тетрадях записывается решение по действиям, формулируется ответ (на слайде представлено фото корзины с подберезовиками, что помогает представить и сам вид грибов, а разницу между подосиновиками и подберезовиками)

Делается вывод о том, что мальчику помогли бы решить задачу не только указание на его ошибки, но наводящие вопросы и объяснение, как надо было рассуждать.

4. Обсуждение понятия критического мышления (слайд 6), дети задают вопросы.

5. Разбор примера 2 – грамматические правила:

а) (слайд 7): ученик с книгой дает неправильный ответ по грамматике (это типичная ошибка). Мальчик с рюкзаком не аргументирует свою критику, а только поддается эмоциям, что является ошибочным. Делается вывод о том, что он высказывал суждение в красной шляпе, что неправильно.

б) (слайд 8): девочка не стала огульно критиковать высказывание ученика, а сначала подчеркнула то, что было правильно, потом доказала, в чем была ошибка. Дети заключают, что для нее подходит черная шляпа, и ученику, который ошибся, ее высказывание не так обидно, зато он поймет, в чем его ошибка.

6. Выяснение вопроса о порядке позитивного и критического высказывания.

Рассматривается вопрос о том, что лучше делать сначала в ответ на ошибочное суждение: критиковать или подчеркивать что-то положительное. Сначала выслушиваем предположения детей, основанные на их личном опыте, затем дается алгоритм наименее обидного для партнера критического суждения (слайд 9).

7. Разбор примера 3 о пользе и вреде меда.

а) Дети рассматривают шуточное содержимое слайда (слайд 10). Обсуждение эмоций трех медведей (опора на мимику), а также роли интуиции в ситуации недостаточной информации. Учащиеся высказывают предположения о том, смогут ли озабоченные медведи убедить первого медведя в своей правоте.

б)Рассматривание слайда (слайд 11) с высказыванием эрудированного медвежонка. Он тоже не согласен с первым медведем, но сначала он говорит о пользе меда, то есть частично соглашается (при этом он рассуждает в желтой шляпе), а затем, надевая черную шляпу, подчеркивает и вред меда, причем, и то, и другое аргументирует. Скорее всего, он сможет убедить первого медведя в том, что нельзя есть мед в неограниченных количествах.

8. Разбор примера 4 – редактирование текста-рассуждения (слайд 12).

Стимулируем учащихся сначала отметить в тексте что-то положительное. В данном крошечном тексте плюсы тоже можно найти, например, сочинение соответствует теме, соблюдена структура рассуждения (тезис, доказательства, вывод).
Затем отмечаются и недостатки: повторения, доказательство всего одно (то, что Новый год любят люди на всей земле, не является доказательством, кроме того, про это уже говорилось в тезисе). Дети предлагают свои варианты начала, несколько доказательств и вывод.
После этого заключаем, что мы высказались сначала в желтой шляпе (позитивное мышление), а затем уже в черной, и, если автор слышал бы нас, он, возможно, смог бы улучшить свой текст.

9. Рассматривается вопрос, как себя вести, если критикуют тебя (слайд 13).

Сначала дети предлагают свои варианты ответа на критику. После прочтения текста рекомендаций на слайде разбираем пример №5 с текстом-рассуждением, в котором отсутствует вывод, а товарищ говорит, что это ошибка. Подытожим наши высказывания: мы использовали разные варианты ответа, кроме красной шляпы (погружения в отрицательные эмоции).

10. Задание на дом (слайд 14).

Выполнение домашнего задания предполагается в устной форме. Ответы на вопросы по домашнему заданию, если они возникли.

11.Рефлексия урока.

В конце урока обычно подводится его итог, ученики отвечают на вопросы (слайд 15), задают свои, высказывают оценочные суждения по отдельным этапам урока.

12. На слайде 16 выражается благодарность всем за активное участие в проведении урока.

Литература:

1. Боно Э. Шесть шляп мышления. – Минск, 2006.