Нормативно-правовые основы деятельности кадетского класса

Разделы: Администрирование школы


КАДР 1. «Совершенствование образовательного процесса через организацию классов кадетской направленности и кадетское образование  в МБОУ «СОШ №90 п.Кулой»

КАДР 2. Нормативно-правовые основы деятельности кадетского класса

Вопрос кадетского образования и воспитания для нашей школы стал очевидным не случайно. Наше ОУ имеет большой положительный опыт патриотического воспитания учащихся. Конец 80-х начало 90-х г.г. для системы патриотического воспитания наших учащихся ознаменованы следующим:

КАДРЫ 3-8.

  • Дни юнармейца в системе игры «Орленок»  для 9-11 классов (1 раз в неделю)
  • Смотры строя и песни для 1-11 классов
  • Конкурсы военно-патриотической песни для 1-11 классов
  • Эстафеты, состязания военно-прикладного характера для 5-11 классов
  • Эстафеты с элементами ГО и др.

КАДР 9.

С течением времени менялся социальный заказ общества к образованию, пути его выполнения, обновлялись цели и содержание.
Нашпедколлектив считает, что на современном этапе школа должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития учащихся, формировать у них потребность в социальной успешности.
На сегодня один из главных вопросов российского образования – вопрос воспитания национального достоинства, формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина и патриота, способной успешно выполнять свои гражданские обязанности.
Именно поэтому кадетское образование сегодня ценно тем, что ставит главной целью подготовку юных россиян к государственной и военной службе, воспитывает их в духе преданности Родине, обеспечивает условия для нравственного, интеллектуального и физического развития школьников.
Так как в настоящее время нет четкого общего определения кадетского воспитания и образования, то мы для себя определили эти понятия следующим образом.

КАДР 10.

Кадетское образование – четко регламентируемая система предоставления учащемуся необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу.
Кадетское воспитание – строго согласованная с общими началами Российского государственного устройства система формирования личности учащегося с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и военном поприще.

Кадетское воспитание и образование реализуется в кадетских учебных заведениях (корпусах, училищах, школах), кадетских классах и объединениях (клубах).

КАДРЫ 11-12.  Опираясь на имеющийся в нашем ОУ опыт военно-патриотического воспитания, изучив спрос родителей и учащихся, администрация школы пришла к выводу о целесообразности открытия в школе кадетского класса, что и было сделано в 2007г.
Самые главные трудности, которые мы встретили – это отсутствие нормативно-правовой базы на региональном уровне. Ее нет и в настоящее время.

Шли методом проб и ошибок. Приобретенный опыт был переосмыслен и нашел отражение в следующих документах:

КАДР 13.

1. Образовательная программа школы на 2010-2015г.г.
в раздел IV «Содержание образования»  включены положения о возможности открытия в целях создания эффективных организационно-педагогических, психологических и технических условий для реализации ранней профилизации в основной школе кадетских классов.

КАДР 14.

Здесь же отмечены условия результативности и эффективности данного процесса:

1) объединение  внешних и внутренних ресурсов ОУ (объединение усилий администрации, педагогического коллектива и родительской общественности; дальнейшее совершенствование материально-технической базы школы)
2) организация образовательного процесса на основе учебного плана кадетского класса и программы воспитания коллектива кадетов

Мы определили, что новое содержание образования в кадетских классах предполагает разработку модифицированных программ и УМК, развитие ключевых компетентностей и формирование универсальных учебных умений учащихся. В созданных кадетских классах произойдут изменений в организации учебного процесса. Это создание школы полного дня, имеющей особый уклад жизнедеятельности (система обязательных ритуалов, церемоний, особый режим в системе учебно-воспитательного процесса),  внедрение в систему дополнительного образования спецдисциплин, способствующих формированию у учащихся умений и навыков, необходимых им в будущем на гражданском и военном поприще, концепции  воспитательной работы и организации дополнительного образования на основе ценностей русской культуры,  идей гуманизма, патриотизма, нравственности и духовности.
Планируемые инновационные изменения в образовательном процессе поддерживаются на научно-методическом и психолого-педагогическом уровнях.
Особая миссия возлагается на систему дополнительного образования, которая выполняет следующие функции: реализация предметов кадетского компонента, реализация дополнительных образовательных программ.

КАДР 15.

2. Программа развития «Совершенствование внутреннего и внешнего образовательного процесса как фактор формирования социально-адаптированной личности школьника»на 2011-2015 г.г.

КАДР 16. в разделе 4 «Концепция развития школы» педколлектив отразил представление о миссии нашей школы, системе образования и ее подсистемах, системе воспитания. В модели будущей школы, которую педагоги рассматривают как учебное заведение, где на качественном уровне обеспечивается интеллектуальное, физическое, нравственное развитие каждого школьника, нашло свое отражение как составная часть кадетское образование.

В разделе VI определена деятельность школы по реализации основных направлений программы:

1. Профессиональное развитие учителей и  педагогического коллектива
2. Внедрение и совершенствование методов и форм обучения и воспитания, способствующих созданию системы обучения школьников, учитывающей их индивидуальные способности и формирующей социально адаптированную личность
3. Компьютеризация учебно-воспитательного процесса
4. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
5. Целенаправленная деятельность школы по созданию оптимальных условий развития личности через освоение социокультурного пространства

КАДР 17.

Условия реализации направлений

КАДР 18.

3. Программа «Организация работы кадетских классов как один из путей ранней профилизации»на 2011 – 2016 г.г.

КАДР 19. Программа состоит из следующих разделов:

I. Информационная характеристика программы.
II. Актуальность проблемы.
III. Информационно-аналитический материал о деятельности школы в решении вопросов гражданско-патриотического воспитания.

КАДР 20-22.  IV. Цели и задачи программы.

Цель:создание эффективных организационно-педагогических, психологических, технических условий для реализации ранней профилизации образовательного процесса через кадетские классы.

Задачи:

  • Создание нового содержания образования
  • Обеспечение научно-методических условий разработки и внедрения инноваций
  • Создание системы организационно-управленческого обеспечения инновационной деятельности

V. Концепция кадетского образования

5.1.Основополагающие идеи организации образовательного процесса в условиях кадетских классов
5.2.Содержание кадетского образования
5.3.Методы и средства организации жизнедеятельности класса

КАДР 23.

VI. Основные этапы программы и прогнозируемые результаты.
VII. Система контроля и обеспечение достоверности результата.
VIII. Финансирование.

КАДРЫ 24-25.

В соответствии с данной программой на 1-м (подготовительном) этапе администрация и педагоги школы провели следующую работу:
1) провели анализ актуальности создания кадетских классов: на административных советах, совещаниях при директоре;
2) выявили мнение учащихся и их родителей путем анкетирования и проведения классных часов и собраний для родителей;
3) познакомились с опытом организации работы по данной проблеме в других регионах (Алтайский край, Краснодарский край…);
4) ввели в штатное расписание новые единицы педагогов дополнительного образования;
5) провели классные собрания в целях психологической подготовки учащихся к участию в образовательном процессе;
6) провели собрания для родителей в целях их психологической подготовки к участию в образовательном процессе;
7) провели методические совещания по вопросам организации учебной и воспитательного процессов, по созданию рабочих программ и программ воспитания, программ дополнительного образования;
8) провели определенную работу по созданию нормативно-правовой базы для деятельности кадетских классов.

В результате:

КАДР 26.

1) учебный план кадетских классов как часть учебного плана школы

КАДР 27.

2) Положение о кадетских классах

I. Общие положения
II. Цели и задачи деятельности кадетских классов
III. Организация деятельности кадетских классов
IV. Организация образовательного процесса
V. Права и обязанности участников образовательного процесса в кадетском классе

  •  Права и обязанности обучающихся кадетских классов
  •  Права и обязанности учителя кадетского класса
  •  Права и обязанности родителей (законных представителей)

VI. Управление кадетским классом
VII. Документация кадетского класса
VIII. Финансовая деятельность

КАДР 28.

1) Правила внутреннего распорядка

I. Общие положения
II. Права кадетов
III. Обязанности кадетов
IV. Дисциплина, дисциплинарное взыскание
V. Правила поведения кадетов во время образовательного процесса
VI. Правила поведения кадетов в общественных местах

КАДР 29.

2) Усовершенствованные примерные учебные программы по предметам (введение кадетского компонента)

3) Примерные программы воспитания в классе кадетской направленности

4) Кодекс чести кадета

5) Положение о кадетских званиях, отличиях и наградах

6) Дополнение к должностной инструкции учителя-предметника, работающего в кадетском классе

7) Дополнения к должностной инструкции заместителя директора

8) Дополнения к должностной инструкции классного руководителя

9) Памятка классному руководителю для контроля за организацией учебно-воспитательного процесса

10) Положение.о военно-патриотических объединениях

КАДР 30.

Попутно шла подготовка материально-технической базы к организации образовательного процесса в условиях кадетского класса.

На сегодня ОУ имеет:

  • спортивный зал;
  • кабинет ритмики;
  • кабинет ОБЖ;

КАДР 31.

  • комплекс со строевой площадкой, пневматическим тиром, тиром для стрельбы из малокалиберной винтовки, оружейной комнатой, помещением для сборки и разборки автомата;

КАДР 32-33

  • полосу препятствий (лабиринт, разрушенный мост, психологическая яма, рубеж для метания гранат);
  • стадион с комплексом оборудования для ОФП.

КАДР 34.

В феврале 2012г. подвели первые итоги на уровне совещания при директоре, обсудили + и –, наметили дальнейшие пути реализации целей и задач (выступили все педагоги, работающие в кадетских классах, классные руководители, члены администрации).

В марте – собрание для родителей кадетских классов «Организация учебно-воспитательной работы в кадетских классах в 2011-2012 учебном году», рассмотрели вопросы:

  • итоги административного контроля за деятельностью учащихся;
  • итоги учебной деятельности учащихся, факторы, влияющие на результаты;
  • место кадетов в школьной среде (уровень дисциплины, участие в общешкольной жизни);
  • результаты анкетирования учащихся по итогам 1 полугодия;
  • организация учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования.

Вопросы контроля за организацией учебно-воспитательного процесса систематически рассматриваются на заседаниях административного совета с приглашением преподавателя-организатора ОБЖ, классных руководителей.