Программное содержание:
- Формировать знания воспитанников об истории и технологии создания народных промыслов.
- Продолжать развивать актерское мастерство, эстетические идеалы в русских народных традициях.
- Закрепить умение использовать богатство устного народного творчества в речи.
- Воспитывать понимание специфики народного, декоративно-прикладного искусства и уважения к русскому наследию.
- Активизировать словарь: декор , майолика, пластика, “прописка”, “выправка”, фон, сюжет, подмалевок, грош, барыш, квасники.
Оборудование: жостовские подносы, Павлово-Посадские платки, Семеновские матрешки, хохломская посуда, Гжель, дымковская игрушка, дудочки, трещотки, бубен, балалайка, сумочки, короба, рушники, ширма, куклы.
Ход занятия
Заходят зазывалы в русских костюмах с дудками. Звучит несколько аккордов. Торговцы в это время уже стоят на местах, в торговых рядах.
Зазывала 1:
солнце яркое встает,
спешит на ярмарку народ,
а на ярмарке товары:
продаются самовары
и подносы-поставцы
барышни да франты-молодцы!
Зазывала 2:
флаг поднят, ярмарка открыта!
народом площадь вся покрыта...
вся деревенская краса
вот так и мечется в глаза!
Заходят дети - покупатели, подходят к первому ряду, на нем жостовские подносы.
1 продавец:
Подходите, покупайте, не купите, так посмотрите. От моего товара и душе радостно. Товар мой из Жостово, великих мастеров работа. Этому промыслу 150 лет, а цветы-то на подносах каких в мире нет. Живопись не простая, с “пропиской” и “выправкой". Вертел мастер поднос по кругу, рисовал, прорисовывал, по тому и букет смотрится с любой стороны. (Ребёнок крутит поднос, показывая его со всех сторон.) У каждого живописца свои любимые цветы.
Покупайте, продаю,
Совсем не дорого отдаю,
Почти бесплатно.
Гостя чаем угостить приятно
И дом украсить, глаз порадовать
Жостовский поднос может.
Посмотрите: белый фон и чёрный фон.
Перламутром блещет он
Лаком закреплённый,
Цветком да листком окаймлённый.
Вот пейзаж, а здесь сюжет.
Лучше в мире подноса нет.
Покупайте! Берите! Друзьям подарите!
2 продавец:
Раньше их расписывали только мужчины, а теперь украшают и женщины. Живопись делается металлическим порошком, где кистью, а где перышком. И каких только букетов, гирлянд и венков не создано искусными жостовскими мастерами. С начала подмалёвок, а потом силуэты цветов и листьев, дальше выправка. Да какая, что любо-дорого посмотреть. Каждый поднос-радость.
Товар, что слово не скажи – только грош положи.
Мне лишь бы сбыть, да покупателю угодить.
1 покупатель: А по чём товар?
2 продавец: Не до барыша, была бы слава хороша! По чём купили, по тому и продаём!
1 покупатель: И дёшево и сердито, и товар хорош и цена весёлая.
2 покупатель: Хорошо дёшево не бывает. Цена по товару и товар по цене, сбрось копеечку.
2 продавец: Обрасывать не стану, мой товар место не пролежит.
1 покупатель: Ну, по рукам! (ударяют по рукам). Вот этот поднос покупаю (показывает на поднос).
2 продавец: Ну, спасибо за покупку.
2 покупатель: С вами договорится, что мёду напиться, я вот этот поднос покупаю (показывает поднос). Благодарствую за покупку.
1 продавец: Малого пожалеешь, большее потеряешь. Что нам копейка, торгуем Андрейка!
Ребята идут дальше, подходят ко второму ряду, на котором расставлена посуда - Гжель.
1 продавец:
Эй, ребята, подходите, товары посмотрите. Да мошной тряхните.
Чашки, чайники, подсвечники, сахарницы, маслёнки,
Покупайте мальчишки и девчонки.
2 продавец: Изделия удивительно красивы, на белом сини цветы, чудное диво, как красиво!
1 продавец: Гжельские розы не мерзнут и в морозы. Бело-синие фарфоровое чудо приносит красоту гжельского неба, да не просит хлеба.
2 продавец: Вроде бы ваза одно и та же, а всё таки не такая. Вот из этой посуды хоть чая напиться, хоть красотой насладиться!
1 продавец: Шесть веков этому мастерству, а ново, как сегодня. А вся премудрость кобальт да кисть. Вот вам гжельское чудо, всё из глины, всё от туда.
1 покупатель: Верно говоришь купец. Видывал я фарфоровые заводы в Подмосковье, наблюдал, как мастера Настасья Кошкина да Александра Мерзина расписывали диковинными цветами да птицами блюда да квасники. Ох и ловко сочетают они стиль барокко и майолика. А стройный цветовой ритм дополняют пластикой формы сосуда. И жизнь и выдумка рядом.
2 продавец: Верно говоришь, нам товар поставляли художники Лариса Азарова, Зоя Акулова, Владимир Розанов.
1 продавец: Хороший товар, сам себя хвалит.
1 покупатель: Купил бы, да гроша нет за душой.
1 продавец: Не беда, что нет копейки, покупай на грош так и будешь хорош.
1 покупатель: Ну, давай мне вазу. Спасибо, купец. И товар достойный и цена доступная (заворачивает в узелок вазу).
1 продавец: (обращается к одному погрустневшему покупателю) ну, а ты чего на ярмарку без грошей пришёл?
2 покупатель: Да в одном кармане пусто и в другом кармане не густо (обиделся, отошёл в сторону).
1 продавец: За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся.
2 продавец: Ну, тогда за скороговорку товар продавец.
(обиженный покупатель возвращается, рассказывает)
2 покупатель:
Петр Петрович по прозвищу Перов,
Поймал птицу пигалицу-пигалицу,
Понёс по рынку, просил палтинку,
Подали пятак, он и продал так.
2 продавец: Ну, молодец. Выбирай товар, своя рука владыка.
2 покупатель: Спасибо тебе, уж больно посуда хороша! (выбирает себе посуду).
3 покупатель: А за загадку продашь?
2 продавец: Продам, загадывай!
3 покупатель:
(загадывает загадку)
“Детка коптел,
Много лет терпел,
Много душ кормил,
А разбился - под плетнём очутился” (горшок).
2 продавец: Вот это загадка! Помогите разгадать. (ребята помогают отгадать загадку). Ну, пожалуйста, выбирай товар, с умом торговать, без ума горевать.
Ребята идут дальше, подходят к прилавку на котором Павло-Посадские платки.
Ведущий:
Посмотрите, красота-то какая.
Вот в лавке хитрая приманка.
Высматриваю кушаки
И разноцветные платки.
Цветы на них горят как жар.
И девушки в них словно птицы.
Подходи, товар под стать, лучший надо выбирать.
Покупатели: Что такое и от куда появилось это чудо?
Продавцы: Мы из Павлова Посада, подходи, смотри коль надо. Платки с набойкой, покупают бойко.
1 продавец: У наших платков свой секрет. А рисунок с другого берега виден (отходит от прилавка, любуется). Полюбуйтесь на мерцание тканей, а вот этот платок, что картина “Роза и рябина”, а создала его художница Регулова. Платок самый желанный подарок и матери и невесте (разворачивает платок, показывает покупателям). Полюбуйтесь, ручная набойка, один из древних видов искусства. Сорок, шестьдесят красок используют для неё.
2 продавец: Взгляните на наши шали. Они бывают разные: сини, зелёные и красные. По кайме и углам симметрично расположились пышные букеты из ярких роз и садовых цветов, а в середине рассыпались мелкие цветочки. Подходите, продаю, не дорого отдаю!
1 покупатель: Денег не гроша, да слава хороша!
1 продавец: Деньги не голова, наживное дело.
2 покупатель: Лишние деньги, лишняя забота, подавай платок сюда. Благодарствую за шаль. Я её маме подарю. Спасибо вам.
1 продавец: Вот угодил, приходите ещё.
3 покупатель: А вот этот платок хорош, продашь его за грош?
2 продавец: Продам за два гроша, а то не видать барыша!
3 покупатель: Беру и за два гроша, больно уж шаль хороша.
4 покупатель: И мая Маша не хуже вашей. Беру и я. Подавай-ка мне ту шаль (покупатель берёт шаль и накидывает её на плечи девочки). Вот угодил, спасибо купец.
Продавцы: Ну, спасибо покупатели. Немало художники сил потратили и всё не зря.
Появляется Петрушка за ширмой, ребята обступают её.
Петрушка: Эй, ребята, не зевайте, поскорее в раёк ступайте! Посмотрите сказку за бубликов вязку.
Покупатель: Ярмарка славна не одним торгом, и глаза продавать можно.
Петрушка:
Я с бубенчиком в руке
В сине-красном колпаке.
Я, весёлая игрушка
И зовут меня......
Покупатели: Петрушка.
Покупатель: Да у этого молодца, нет забавам конца.
Петрушка:
Подходите все сюда, барышни и господа.
Вы увидите здесь чудо.
Буд то вовсе не от куда.
Мы вам сейчас покажем сказку.
Про жизнь мужицкую и про попову ласку.
Жили были поп да Балда,
Где и как поживали, увидите,
Смотрите сюда.
Ребята показывают кукольный театр. Отрывок из сказки А.С. Пушкина “сказка о попе и о работнике его Балде”.
Петрушка: В этой сказке не важен конец, а кто слушал – молодец! Весёлого нрава не за что не купишь! Помните: веселье, лучшее богатство.
Ведущий:
А у наших-то ворот всегда хоровод.....
Выходите ка артисты, не дадим вам рублей не двести, не триста.
Не получите пятак, спляшите за так.
Русская народная хороводная игра “Козёл”.
Ведущий:
А вот и музыканты. Повеселимся с ними. Поём частушки.
Заиграй-ка – балалайка,
Балалайка три струны
Запевайте, не зевайте
Выходите плясуны.Наши руки крендельком,
Щёки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.Мы игрушки расписные,
Хохатушки вятские –
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.Дымковские барыни
Всех на свете краше.
А гусары – баловни –
Кавалеры наши.С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы по всюду славимся,
Мы и вам понравимся.Что бы печка разгорелась
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась
Надо пляской помогать.
Идём дальше по торговым рядам.
Ведущий: Делу время, а потехи час. Много денег, много и хлопот, пошли-ка за покупками.
Покупатель: А у нас денег куры не клюют, пошли!
Ведущий: Пошли-ка за игрушками.
1 продавец:
За студёною водицей
Водоноска – молодица.
Как лебёдушка плывёт,
Ведра красные несёт.
На коромысле, не спеша
Посмотри, как хороша.
2 продавец:
Вот индюк нарядный
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост-
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит с высока вокруг,
Птица важная – индюк.
1 продавец: Посмотрите, как живой, есть и конь здесь удалой!
2 продавец: Покупайте-ка игрушки, водоноски и зверюшки!
1 продавец:
Налетайте, налетайте
Покупайте. Покупайте.
Есть и барыни и няни
И танцующие пары.
Коза в сарафане,
Конь с двумя головами и всадник.
Все веселы и нарядны,
Все расписаны краской
На яичном желтке.
Узор прост и необычен
Да и двух одинаковых игрушек не сыскать.
Посмотрите какая гамма красок:
Синяя, жёлтая, малиновая, коричневая, чёрная,
Всё в контрасте с белизной.
1 покупатель: А подай-ка индюка за два пятака.
1 продавец: Как сказано, так и сделано. Спасибо за покупку.
2 покупатель: А за спрос, что за показ денег не берут? Покажи-ка мне водоноску. По чём продаёшь её?
2 продавец: По товару и цена! Рубль.
2 покупатель: Нужно сосчитать, что бы после не хлопотать! Беру игрушку. Спасибо вам.
3 покупатель: Что-то у твоего всадника конь спотыкается!
1 продавец: Твои деньги, твои глаза. Гляди сам, что покупаешь!
3 покупатель: Гляди, торгуй, да не мудруй, беру коня! Деньги с меня! Спасибо.
Ведущие:
О древней дымковской игрушке
Я поведаю сейчас,
Вы послушайте минуту
О русском промысле рассказ.
Вечера зимою в Дымке длинны
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные
Белоснежно, как берёзки.
Кружочки, клеточки, полоски
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о “дымке” слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней по всюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
Поклонились поясным поклоном и поли дальше по рядам.
1 продавец: Кому посуда для каши – окрошки? Чудо блюдо, да чашки, ложки.
Покупатели: От куда посуда?
2 продавец: К вам приехала сама золотая хохлома! Так и повелось – хохлома, да хохлома!
Покупатели: Кто же создал красоту такую?
1 продавец: Отвечу я легендой.
Давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшёну кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица – жар. Он и её угостил. Птица – жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. С тех пор умелец, да рукоделец и себе и людям радость приносит, золотую посуду нам дарит.
1 покупатель: Красна птица пером, а человек умением.
2 покупатель: Как же создаются хохломские изделия?
2 продавец: Посуду вытачивают из липы и берёзы. Покрывают глиной, пропитывают льняным маслом, а уж после втирают в глину аллюминевый порошок. Изделие сушится, покрывается лаком, закаливается в электропечах, потом покрывается верховой росписью, травным письмом. Под влиянием температуры лак желтеет, да и порошок становится золотым. Травные узоры пишут поверх золотого фона. Об этом и в песни поют (поют вместе).
Как за Волгой яр хмель
Под кусточком вьётся,
Перевился яр хмель,
На нашу сторонку.
Как на нашей стороне
Житьё пребогатое
Серебряные листья
Золотые цветы.
1 покупатель: Чашки, ложки, поварёшки, ах хороши! Купи, без еды сыт будешь!
2 покупатель: Ах, продавцы – молодцы! И торговать умеют и народ веселить! Куплю чашку, за ценой не постаю. Спасибо.
3 покупатель:
Стоит студеная пора
Снежинки кружит буйный ветер,
А золотая хохлома
Напоминает мне о лете.
Подавай купец блюдо. Ах - какое чудо! Спасибо.
4 покупатель:
В тарелочках не полутьма
Не сумрак в вазах и солонках
Напоминает хохлома
Родную, милую сторонку.
1 продавец: Стоит пять рублей, денег не жалей!
4 покупатель: За такой товар торговаться грех, ни сучка, ни задоринки. Беру! Такой товар, что комар носа не подточит.
1 продавец:
Твоими бы устами, да мёд пить!
Покупатели идут к следующему ряду.
Продавцы: (вместе)
Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрёшки. Подружки деревянные, матрёшечки румяные. Подходите, налетайте, матрёшки покупайте.
1 продавец: Появилась матрёшка 100 лет назад. Василий Звёздочкин сделал первых восемь игрушек - матрёшек. От сюда и пошла матрёшка из Сергиева-Посада.
2 продавец: Приноровились и Гжельские мастера матрёшку расписывать. А вот матрена Полховская. Посмотрите на кудри. Расписывали её анилиновыми красками по крахмальному грунту. Три раза лакировали. Узор наводили пером, чёрной тушью. А краски какие ярки, да броские.
1 продавец: А вот Семёновская матрёшка. Подходите. Не купи на сто, купи на стать. Самое главное отличие Семёновской матрёшки – декор – крупная цветочная роспись, она заполняет весь центр фигурки. Алые розы, ягоды, листья собраны в букеты. В росписи угадывается влияние золотой хохломы. Посмотрите, какие красавицы. Неужели они вам не нравятся?
Ведущий:
Куплю на стать, чтоб ребятам отдать (покупает и отдаёт).
Я тебе дарю матрёшку
Поиграй-ка с ней немножко.
Девочка: (разбирает матрёшку)
Подарили мне матрёшку
Допустила я оплошку
Разломила пополам –
Интересно, что там?
Там ещё одна матрёшка,
Улыбается куклёшка
Хоть и жаль её ломать,
Буду дальше разбирать!
2 продавец:
У моих подружек славных
Платьица нарядные.
Сарафаны красивые
Красные и сини.
Покупайте поскорее
За матрёшку пять рублей.
1 покупатель: Продай за три рубля?
2 продавец: Нет, мы подождем, подождем, да своё возьмем. Отходи от лавки.
1 покупатель: (обиделся)
За мой же грош, да я же и не хорош! Лишняя деньга не продерёт кармана.
2 покупатель: У кого рубль плачет, а у меня копейка скачет. А я тебе к копейке доплату дам. Скороговорку прочитаю.
2 продавец: Хорошо, согласен.
2 покупатель:
В сад я к бабушке пошёл
И копеечку нашёл.
Что купил я? Шапку, кепку.
А в придачу тряпку, щепку,
Ложку, плошку, шальку, лейку –
Всё купил я за копейку.
1 продавец:
Ой, как холодно ей
Десять кофточек на ней
Десять кофточек надето,
Да тулуп зимой и летом.
Так одета неспроста
Из за этого толста.
3 покупатель: Покупаю я толстушку, развесёлую игрушку. Почём продашь, или за так отдашь?
1 продавец: Ни за так, а за пятак!
3 покупатель: Деньги, что каменья, тяжело на душу ложатся.
1 продавец: Своя рука владыка, за что хочу, за то и продаю. Не сходно, не сходись, а на торг не сердись.
3 покупатель: Из худого кармана и последний грош валится. Согласен. Зато меньше денег, меньше хлопот.
Заходят коробейники:
Эх, полным полна коробушка.
Пряник сладкий в ней лежит
Я отдам его красавице
Что казной не дорожит
1 коробейник:
Вот и наш товар, от него идёт пар.
С пылу, жару, цена копейка товару.
2 коробейник:
А я не продаю, за пословицу отдаю.
А пословица к слову молвится.
Называйте, молодицы.
Вам товар мой пригодится (угощает пряником за пословицу).
3 коробейник:
Становитесь-ка все в круг
Нынче я ваш лучший друг.
Ради праздника такого
Подарить вам всё готов я (угощает всех пряниками).
Ведущий:
Спасибо торговому люду
И рукам золотым.
За товар отличный
Наш, не заграничный.
Спасибо, гостям, за терпение
А ребятам за умение.
До свидание!