Урок нравственности "Вежливые слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Ознакомление и усвоение материала по теме “Правила вежливости”, формирование умений и навыков, которые обеспечат успешное выполнение любой деятельности.
  • Развитие самостоятельности и творческого мышления, развитие речи.
  • Воспитание уважительного отношения к старшим и младшим, воспитание любви к чтению.

Ход урока

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к продуктивной деятельности на уроке

II. Подготовка к восприятию нового материала

Учитель:

- На прошлых уроках мы с вами знакомились с такими темами как дружба, взаимовыручка взаимопонимание, забота о младших, помощь старшим и вы нарисовали очень красивые рисунки. Со своей работой вы справились на “отлично”.

- Молодцы!

Все эти темы объединяет одна- общение между людьми. А как вы думаете, есть ли определённые правила общения или люди общаются между собой так как хотят?

- А какие правила общения Вы знаете? (1-2 примера).

Молодцы!

- И сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о правилах общения.

III. Объявление темы урока

Учитель:

- Прочитайте название темы урока.

- Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить?

- Сегодня мы должны с вами узнать и научиться правильно применять в общении вежливые слова .

IV. Объяснение нового материала

Учитель:

- Что такое “вежливость”?

- Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно общаться с тобой.

- Много славных дел ждёт вас и я верю, что вы вырастите настоящими людьми, добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.

- И детский поэт С.Я. Маршак написал для вас стихотворение “Ежели вы вежливы”.

- Вы прослушайте это стихотворение и ответьте на вопрос:

- О каких правилах вежливости идёт речь в этом стихотворении.

- Назовите правила вежливости, о которых говорит поэт.

- Для того, чтобы стать вежливыми мы должны пользоваться “волшебными” словами, от которых ствновится теплее и радостнее.

- Слова “волшебные”, и скоро у нас будет праздник “волшебный, сказочный” , когда могут осуществиться самые несбыточные мечты.

- Как называется этот праздник? А когда мы его празднуем?

- Без чего не бывает Нового года?

- И сегодня у нас на уроке тоже будет сказочная лесная красавица.

- Чем украшают ёлку?

- Мы тоже будем украшать нашу ёлку шариками волшебных слов.

- А вот какие это волшебные слова, вы должны угадать и написать их на своём шарике.

“Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, (“здравствуйте”).

- Что же друг другу желают люди, когда здороваются?(здоровья)

- Об этом замечательном слове послушайте стихотворение.

Что такое “здравствуй”?
Лучшее из слов.
Потому, что “здравствуй”
Значит – будь здоров.
Правило запомни
Знаешь - повтори
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово “здравствуй”
Говорить пора.

- Чему учит нас это стихотворение?

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (“добрый день”).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим, прости (“пожалуйста”).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (“до свидания”).

- А теперь вспомните и запишите на своих “волшебных шариках” ещё “волшебные” слова, которые вы знаете и которых нет на нашей ёлочке. (Новые слова и выражения повесить на ёлку).

- Молодцы!

- А зачем нам нужны “волшебные слова”?

“Извини, пожалуйста, прости и извини”-
Это не слова, а ключик от души!
Кроме нашей спутницы- таблицы умножения
Есть ещё таблица - таблица уважения.
Помните, как азбуку, как дважды - два:
“Спасибо” и “пожалуйста”- волшебные слова.
Всюду, где нескромному укажут от ворот,
Вежливый попросит, попросит и пройдёт.
Перед словом волшебным двери отворяются,
Пусть оно почаще повторяется.

- Укажите стрелками, в каких случаях мы используем эти слова.

“Здравствуйте!” благодарность
“До свидания!” приветствие
“Спасибо!” извинение
“Извините!” прощание
“Пожалуйста!” просьба

- Зачем же нам нужны волшебные слова?

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце- доброта. Добрый человек тот, кто любит людей и помогает им, любит природу и бережёт её. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кто-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

- Какой для себя вывод вы можете сделать?

V. Первичное закрепление

Физминутка.

А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Дружно присели, пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.

- Мы с вами сегодня узнали много правил вежливости и “волшебные” слова.

- А сейчас я посмотрю, как вы их можете применять.

- Потренируемся в правилах вежливости.

- Итак, задачи не на сложение,

Задачи на уважение!

1. Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов?”

Какие ошибки допустил мальчик?

2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

3. Одна девочка жаловалась маме:

- Во дворе один мальчик зовёт меня Галькой.

- А как ты его зовёшь? - спросила мама.

- Я ему просто кричу: “Эй, ты!”

Скажите, права ли Галя?

Разбор ситуаций

VI. Закрепление

- А вот сейчас поможем разобраться в ситуации, в которой оказался мальчик Витя. А.Антонов “Вежлив Витя или нет?”

VII. Творческое задание

Найти на карточках вежливых ребят и раскрасьте.

Взаимопроверка.

Разбор ситуаций на карточках- как “правильно - не правильно”.

VIII. Итог урока

Настанет друзья, счастливое время,
Наступят чудесные дни.
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.

  • Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
  • Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи, куда идёшь и во сколько вернёшься.
  • Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.

- Я очень надеюсь на то, что этот урок вам запомнится. Может быть кто-то из вас узнал себя в героях наших стихотворений и сценок и сделает соответствующие выводы.

- Не стесняйтесь быть добрыми и вежливыми.