Цели:
- Ознакомление и усвоение материала по теме “Правила вежливости”, формирование умений и навыков, которые обеспечат успешное выполнение любой деятельности.
- Развитие самостоятельности и творческого мышления, развитие речи.
- Воспитание уважительного отношения к старшим и младшим, воспитание любви к чтению.
Ход урока
I. Организационный момент
Подготовка учащихся к продуктивной деятельности на уроке
II. Подготовка к восприятию нового материала
Учитель:
- На прошлых уроках мы с вами знакомились с такими темами как дружба, взаимовыручка взаимопонимание, забота о младших, помощь старшим и вы нарисовали очень красивые рисунки. Со своей работой вы справились на “отлично”.
- Молодцы!
Все эти темы объединяет одна- общение между людьми. А как вы думаете, есть ли определённые правила общения или люди общаются между собой так как хотят?
- А какие правила общения Вы знаете? (1-2 примера).
Молодцы!
- И сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о правилах общения.
III. Объявление темы урока
Учитель:
- Прочитайте название темы урока.
- Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить?
- Сегодня мы должны с вами узнать и научиться правильно применять в общении вежливые слова .
IV. Объяснение нового материала
Учитель:
- Что такое “вежливость”?
- Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно общаться с тобой.
- Много славных дел ждёт вас и я верю, что вы вырастите настоящими людьми, добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.
- И детский поэт С.Я. Маршак написал для вас стихотворение “Ежели вы вежливы”.
- Вы прослушайте это стихотворение и ответьте на вопрос:
- О каких правилах вежливости идёт речь в этом стихотворении.
- Назовите правила вежливости, о которых говорит поэт.
- Для того, чтобы стать вежливыми мы должны пользоваться “волшебными” словами, от которых ствновится теплее и радостнее.
- Слова “волшебные”, и скоро у нас будет праздник “волшебный, сказочный” , когда могут осуществиться самые несбыточные мечты.
- Как называется этот праздник? А когда мы его празднуем?
- Без чего не бывает Нового года?
- И сегодня у нас на уроке тоже будет сказочная лесная красавица.
- Чем украшают ёлку?
- Мы тоже будем украшать нашу ёлку шариками волшебных слов.
- А вот какие это волшебные слова, вы должны угадать и написать их на своём шарике.
“Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь, (“здравствуйте”).
- Что же друг другу желают люди, когда здороваются?(здоровья)
- Об этом замечательном слове послушайте стихотворение.
Что такое “здравствуй”?
Лучшее из слов.
Потому, что “здравствуй”
Значит – будь здоров.
Правило запомни
Знаешь - повтори
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово “здравствуй”
Говорить пора.
- Чему учит нас это стихотворение?
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (“добрый день”).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим, прости (“пожалуйста”).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (“до свидания”).
- А теперь вспомните и запишите на своих “волшебных шариках” ещё “волшебные” слова, которые вы знаете и которых нет на нашей ёлочке. (Новые слова и выражения повесить на ёлку).
- Молодцы!
- А зачем нам нужны “волшебные слова”?
“Извини, пожалуйста, прости и извини”-
Это не слова, а ключик от души!
Кроме нашей спутницы- таблицы умножения
Есть ещё таблица - таблица уважения.
Помните, как азбуку, как дважды - два:
“Спасибо” и “пожалуйста”- волшебные слова.
Всюду, где нескромному укажут от ворот,
Вежливый попросит, попросит и пройдёт.
Перед словом волшебным двери отворяются,
Пусть оно почаще повторяется.
- Укажите стрелками, в каких случаях мы используем эти слова.
“Здравствуйте!” благодарность “До свидания!” приветствие “Спасибо!” извинение “Извините!” прощание “Пожалуйста!” просьба
- Зачем же нам нужны волшебные слова?
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце- доброта. Добрый человек тот, кто любит людей и помогает им, любит природу и бережёт её. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кто-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
- Какой для себя вывод вы можете сделать?
V. Первичное закрепление
Физминутка.
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Дружно присели, пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
- Мы с вами сегодня узнали много правил вежливости и “волшебные” слова.
- А сейчас я посмотрю, как вы их можете применять.
- Потренируемся в правилах вежливости.
- Итак, задачи не на сложение,
Задачи на уважение!
1. Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов?”
Какие ошибки допустил мальчик?
2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?
3. Одна девочка жаловалась маме:
- Во дворе один мальчик зовёт меня Галькой.
- А как ты его зовёшь? - спросила мама.
- Я ему просто кричу: “Эй, ты!”
Скажите, права ли Галя?
Разбор ситуаций
VI. Закрепление
- А вот сейчас поможем разобраться в ситуации, в которой оказался мальчик Витя. А.Антонов “Вежлив Витя или нет?”
VII. Творческое задание
Найти на карточках вежливых ребят и раскрасьте.
Взаимопроверка.
Разбор ситуаций на карточках- как “правильно - не правильно”.
VIII. Итог урока
Настанет друзья, счастливое время,
Наступят чудесные дни.
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
- Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
- Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи, куда идёшь и во сколько вернёшься.
- Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
- Я очень надеюсь на то, что этот урок вам запомнится. Может быть кто-то из вас узнал себя в героях наших стихотворений и сценок и сделает соответствующие выводы.
- Не стесняйтесь быть добрыми и вежливыми.