Цели:
- закрепление навыка различения слов с разделительным мягким знаком в устной и письменной речи, развитие фонематического слуха (восприятия звука й, закрепление правильного произношения звука ч); обучение навыкам правильного письма слов с разделительным мягким знаком с помощью алгоритма работы по правилу, воспитание орфографической зоркости;
- пополнение и активизация словаря синонимов, притяжательных прилагательных по теме “Дикие животные”, закрепление грамматических связей имён существительных и имён прилагательных;
- активизация речемыслительной деятельности детей путём составления синквейна;
- развитие гибкости и подвижности артикуляционного аппарата и пальцев рук; формирование чёткой дикции, интонационной выразительности речи.
Оборудование:
- демонстрационный и раздаточный материал по теме “Дикие животные”;
- плакат “Звук и буква й” из комплекта “Звуки и буквы русского алфавита”;
- артикуляционный профиль звука й;
- таблица с алгоритмом работы по правилу;
- карточки с заданием и вееры “Гласные” по количеству детей;
- магнитофон, аудиозапись с голосами природы, зимний пейзаж.
Ход занятия
I. Оргмомент.
1. Биоэнергопластика (артикуляционная гимнастика, совмещённая с движениями кистей рук, имитирующих движения челюсти, языка и губ):
“Окошко”: рот закрыт, руки на локтях ладонью вниз; на счёт “один” челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх. На счёт “два” фиксируется открытое положение рта. На счёт “три” рот закрыт, кисти рук над столом ладонями вниз.
“Хоботок” – “Улыбка”: рот закрыт, на счёт “один” губы вытягиваются вперёд, одновременно собрать все пальцы в щепоть; на счёт “два” губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов, пальцы врозь, веером.
“Качели” – рот открыт; на счёт “один” язык поднимается за верхние зубы, кисти рук поднять вверх; на счёт “два” язык опускается за нижние зубы, кисти рук опустить вниз.
Упражнения повторять по 2-3 раза.
2. Логопед:
– Послушайте внимательно стихотворение и определите главный звук сегодняшнего занятия (читает, выделяя [й]).
- Ты чей, ручей?
- Ничей! Ничей!
- Река, ты чья?
- Ничья! Ничья!
– Какой звук я выделила голосом? (Звук [й]).
– Какой ещё звук часто встречается в стихотворении? (Звук [ч]).
Чтение стихотворения по ролям. Логопед читает вопрос, а дети хором отвечают, чётко проговаривая звуки, сначала с грустной, а затем с радостной интонацией.
II. Сообщение темы занятия.
– Нам сегодня очень пригодится умение слышать звук [й], потому что мы будем писать слова с разделительным мягким знаком.
1. Характеристика звука (выставляется плакат “Звук и буква й”, артикуляционный профиль звука).
– Как мы произносим этот звук: где находится язык, что делают губы, участвует ли голос? (кончик языка прижат к нижним зубам, язык напряжён, губы в улыбке, голос участвует). (Дети определяют положение артикуляционного аппарата без зрительной опоры, т.е. только по кинестетическим ощущениям).
– Какой это звук?
– Согласный, звонкий, мягкий.
– Где находится звук [й] в слове чей? (в конце слова).
– В каких ещё словах находится в конце? (ручей, ничей).
– Где слышится [й] в словах чья, ничья? (в середине слова).
2. Чтение по цепочке слогов и слов, написанных на доске.
ЧА – ЧЬЯ | ЧИ – ЧЬИ |
ЧУ – ЧЬЮ | ЧО – ЧЬЁ |
ЧЕГО – ЧЬЕГО | ЧЕМУ – ЧЬЕМУ |
– В каких словах появился звук [й]? (В словах с разделительным ь).
– Покажите гласные буквы, перед которыми пишется разделительный ь.
Дети показывают буквы и, е, ё, ю, я на веере “Гласные”.
III. Тренировочные упражнения в написании слов с разделительным ь.
Выставляется таблица с алгоритмом работы над правилом.
1 й шаг: Слышится в слове между согласным и гласным звуками [й]?
Да, слышится. 2-й шаг: Пиши после согласной буквы мягкий знак. Проверь написанное. |
|
1. Работа в тетрадях. Фонетический анализ слов рыси [рыс’и], рысьи [рыс’й’и].
Рассуждение ребёнка: “Рыси – после звука [с’] слышим звук [и], [й] не слышится, значит, пишем без ь; в слове рысьи после [с’] слышится [й], а затем – иии, значит, после буквы с надо писать ь”.
2. Запись предложения У рыси уши рысьи.
3. Комментированное письмо. Дети по цепочке читают предложения на карточках и вписывают пропущенные буквы: Зимой бывает в...юга. Суч...я дерев...ев потяжелели. На них белыми хлоп...ями лежит снег. Метел...ю замело полын...ю.
Рассуждения детей: “Вьюга – после [в’] слышим звук й, значит, перед буквой ю надо писать разделительный мягкий знак”; “Хлопьями – после [п’] слышится звук [й’], значит, перед буквой я надо писать ь”.
4. Словарная работа. Что такое полынья? (прорубь, её прорубают на льду, чтобы брать воду). Запись слов полынья и прорубь на доске и в словариках.
– Какие слова близки по значению? (метель и вьюга). Ещё какие слова имеют такое же значение (“сильный ветер со снегом”)? – (пурга, буран). Дети записывают синонимы в свои словарики.
– Что делает вьюга? (гудит, шумит, воет, завывает...).
IV. Физминутка.
Прослушивание в аудиозаписи шума вьюги.
Дети встают.
– Вьюга намела большие сугробы в лесу. (Поднимают руки вверх, вдох через нос).
– Сдуйте снежинки с ладоней. (Плавный длительный выдох через рот). – А теперь поработаем пальчиками (поочерёдно, проговаривая слова, соединяют большой палец с остальными, начиная с указательного, сначала на левой руке):
Изображают пальцами зайца, лису, рысь (кошку), волка.
V. Пополнение и активизация словаря притяжательных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными.
1. – Чьи следы можно увидеть зимой на снегу?
Выставляется зимний пейзаж с нарисованными на снегу разными следами и изображения диких животных. Далее идёт совместная работа по преобразованию словосочетаний, образованию притяжательных прилагательных.
– Можно увидеть следы... (:зайца – заячьи, лисы – лисьи, волка – волчьи, рыси – рысьи, белки – беличьи, кабана – кабаньи, птицы – птичьи следы и т.д.). Дети чётко проговаривают имена прилагательные.
2. Закрепление навыка употребления притяжательных прилагательных.
– Посмотрите, чьи семьи нарисованы на ваших картинках? Где они прячутся зимой от вьюги?
– У меня беличья семья. Она прячется в дупле.
– У меня заячья семья. Она прячется под кустом и т.д.
Далее работа на доске. Дети по одному вписывают в столбики пропущенное прилагательное, при необходимости пользуясь алгоритмом работы по правилу.
Нора лисы – (чья?) ... (лисья) нора
Берлога медведя – (чья?) ... (медвежья) берлога
Логово волка – (чьё?) ... (волчье) логово
Дупло белки – (чьё?) ... (беличье) дупло
VI. Закрепление материала. Составление синквейна со словами нора, логово, дупло.
Например:
1. (Что? – 1 слово-предмет) Нора.
2. (Какая? (Чья?) – 2 слова-признака) Лисья, тёплая.
3. (Что делает? – 3 слова-действия) Укрывает, защищает, согревает.
4. (Предложение со словом нора) Лисья семья живёт в норе.
Запись предложения в тетрадях.
5. (Слова, отражающие сущность первого слова) Жилище, укрытие, домик (для зверей).
VII. Подведение итогов занятия.
– Вспомните слова, в которых пишется разделительный ь ?
– Какие новые слова вы запомнили?
Использованная литература.
- Львов, М.Р. Правописание в начальных классах: Методические указания ко всем темам программ по русскому языку/ М.Р. Львов. – Тула: ООО “Издательство “Родничок”; М.: ООО “Издательство Астрель”, ООО “Издательство АСТ”, 2001.
- Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей/ – М.: АРКТИ, 1999.