Цели:
Познавательные:
- привлечь внимание детей к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами определённых гласных звуков в корне слова, постановку новой учебной задачи связать с повторением ранее изученных способов проверки букв безударных гласных и парных согласных в корне слова; формировать освоение способа проверки безударных гласных в корне; формировать умения, которые обеспечат успешное выполнение деятельности; добиться того, чтобы к концу урока ученики восприняли, осмыслили новый материал и научились его применять на практике.
Развивающие:
- развивать умение анализировать, выделять главное; учить сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; ставить и разрешать проблемы; развивать зрительную память;
- развивать двигательную сферу: моторику мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся;
- воспитывать такие качества, как дисциплинированность и собранность, честность и усердие, умение общаться друг с другом.
Оборудование: учебник “Русский язык” 2 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г, карточки с заданиями для групповой работы, листы бумаги (А4), фломастеры, шкала успеха, смайлики, компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку.
I. Организационный момент
Всем! Всем! Добрый день!
Прочь с дороги нашей лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
– Подумайте: те, кто готов работать и узнавать новое, кто не боится новых испытаний – тихонько садитесь.
1. “Минутка вхождения в день”
Мне хочется подарить вам лучик солнечного тепла. Поймайте его в свои ладошки.
Презентация. (Слайд 1)
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и мне. А я вам! Посмотрите на гостей. Гостям принято дарить подарки. Подарите им свои обворожительные улыбки.
– А теперь посмотрите на меня.
Чей взгляд самый внимательный? (...)
– Вижу вашу готовность!
Молодцы!
2. Постановка учебной задачи.
Ребята, скажите, кого вы любите больше всех на свете? (Маму)
Вы, наверно, хотите всё время её радовать. А чему она будет рада? (Нашим успехам).
А в каких случаях она огорчается? (.....)
Вот герой сегодняшнего урока тоже огорчил свою маму. Он потерялся, ушел без спроса и заблудился.
Посмотрите на слайд и узнайте его (Слайд 2 - медвежонок Умка). Кто мне скажет, чем мы будем заниматься на уроке? (Выполнять грамматические задания и выручать Умку из беды).
Правильно. А герой наш решил добраться до мамы по льдинкам.
II. Актуализация опорных знаний.
(Слайд 3) 1 льдинка: Блицтурнир.
- Назовите, что главное в слове – (Значение)
- В какой части слова хранится общее значение однокоренных слов? (В корне)
- Какие орфограммы корня вам известны? – (Проверяемые и непроверяемые безударные гласные, парные согласные)
- Почему мы на уроке русского языка, как на уроке математики пользуемся словом “задача”? - (Потому, что нам надо решить какую букву выбрать, чтобы написать слово правильно) .
- Какие орфографические задачи мы умеем решать? Как? (Мы можем выбрать букву, если она в корне. Для этого изменяем проверяемое слово или подбираем однокоренное)
Молодцы! А теперь попробуем составить вопросы, на которые придется отвечать в течение урока. (Слайд 4)
III. Практические ситуации, которые включают новое и незнакомое
(Слайд 5) 2 льдинка: Словарно - орфографическая работа
Работа в парах. Подбери по смыслу подходящие слова. Объясни правописание слов.
Проверка.(Слайд 6)
(Слайд 7) 3 льдинка: “Мы создатели”
Работа над созданием алгоритма проверки безударной гласной.
А сейчас мы ответим на вопросы, которые возникли в начале урока.
– Скажите, ребята, в словах что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
Ваша задача: помочь Умке составить кластер алгоритма проверки безударной гласной.
Работа в группах (по 4 чел.) Выполняя задания по карточкам, вы должны определить порядок проверки безударной гласной и отобразить это на листе.
На экране слайд 8
• Прочитай слово.
• Поставь ударение.
• Выдели корень.
• Определи безударную гласную.
• Подбери проверочное слово.
IV. Физминутка
(Слайд 9) 4 льдинка: “Минутка релаксации”
V.Закрепление полученных знаний. Самостоятельная работа.
(Слайд 10) 5 льдинка: “Творческая”
Умка двигаясь вперед попал на льдинку творчества. Вас он просит составить небольшой рассказ на тему “ Забота о животных”, с использованием слов с изучаемыми орфограммами. (Слайд 11)
Молодцы! Вы помогли Умке добраться до последней льдинки.
VI. Итог урока
(Слайд 12) 6 льдинка: “ Рефлексия”
Наш герой добрался до мамы и хочет сообщить, как прошло его путешествие. Давайте расскажем, чему мы научились, что у нас получилось, а что нет. И оценим свои успехи по шкале.
Спасибо за работу! Домашнее задание по выбору.