Урок по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Познавательные:

  • привлечь внимание детей к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами определённых гласных звуков в корне слова, постановку новой учебной задачи связать с повторением ранее изученных способов проверки букв безударных гласных и парных согласных в корне слова; формировать освоение способа проверки безударных гласных в корне; формировать умения, которые обеспечат успешное выполнение деятельности; добиться того, чтобы к концу урока ученики восприняли, осмыслили новый материал и научились его применять на практике.

Развивающие:

  • развивать умение анализировать, выделять главное; учить сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; ставить и разрешать проблемы; развивать зрительную память;
  • развивать двигательную сферу: моторику мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся;
  • воспитывать такие качества, как дисциплинированность и собранность, честность и усердие, умение общаться друг с другом.

Оборудование: учебник “Русский язык” 2 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г, карточки с заданиями для групповой работы, листы бумаги (А4), фломастеры, шкала успеха, смайлики, компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку.

I. Организационный момент

Всем! Всем! Добрый день!
Прочь с дороги нашей лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!

– Подумайте: те, кто готов работать и узнавать новое, кто не боится новых испытаний – тихонько садитесь.

1. “Минутка вхождения в день”

Мне хочется подарить вам лучик солнечного тепла. Поймайте его в свои ладошки.

Презентация. (Слайд 1)

Приложение.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и мне. А я вам! Посмотрите на гостей. Гостям принято дарить подарки. Подарите им свои обворожительные улыбки.

– А теперь посмотрите на меня.

Чей взгляд самый внимательный? (...)

– Вижу вашу готовность!

Молодцы!

2. Постановка учебной задачи.

Ребята, скажите, кого вы любите больше всех на свете? (Маму)

Вы, наверно, хотите всё время её радовать. А чему она будет рада? (Нашим успехам).

А в каких случаях она огорчается? (.....)

Вот герой сегодняшнего урока тоже огорчил свою маму. Он потерялся, ушел без спроса и заблудился.

Посмотрите на слайд и узнайте его (Слайд 2 - медвежонок Умка). Кто мне скажет, чем мы будем заниматься на уроке? (Выполнять грамматические задания и выручать Умку из беды).

Правильно. А герой наш решил добраться до мамы по льдинкам.

II. Актуализация опорных знаний.

(Слайд 3) 1 льдинка: Блицтурнир.

- Назовите, что главное в слове – (Значение)

- В какой части слова хранится общее значение однокоренных слов? (В корне)

- Какие орфограммы корня вам известны? – (Проверяемые и непроверяемые безударные гласные, парные согласные)

- Почему мы на уроке русского языка, как на уроке математики пользуемся словом “задача”? - (Потому, что нам надо решить какую букву выбрать, чтобы написать слово правильно) .

- Какие орфографические задачи мы умеем решать? Как? (Мы можем выбрать букву, если она в корне. Для этого изменяем проверяемое слово или подбираем однокоренное)

Молодцы! А теперь попробуем составить вопросы, на которые придется отвечать в течение урока. (Слайд 4)

III. Практические ситуации, которые включают новое и незнакомое

(Слайд 5) 2 льдинка: Словарно - орфографическая работа

Работа в парах. Подбери по смыслу подходящие слова. Объясни правописание слов.

Проверка.(Слайд 6)

(Слайд 7) 3 льдинка: “Мы создатели”

Работа над созданием алгоритма проверки безударной гласной.

А сейчас мы ответим на вопросы, которые возникли в начале урока.

– Скажите, ребята, в словах что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

Ваша задача: помочь Умке составить кластер алгоритма проверки безударной гласной.

Работа в группах (по 4 чел.) Выполняя задания по карточкам, вы должны определить порядок проверки безударной гласной и отобразить это на листе.

На экране слайд 8

•  Прочитай слово.

•  Поставь ударение.

•  Выдели корень.

•  Определи безударную гласную.

•  Подбери проверочное слово.

IV. Физминутка

(Слайд 9) 4 льдинка: “Минутка релаксации”

V.Закрепление полученных знаний. Самостоятельная работа.

(Слайд 10) 5 льдинка: “Творческая”

Умка двигаясь вперед попал на льдинку творчества. Вас он просит составить небольшой рассказ на тему “ Забота о животных”, с использованием слов с изучаемыми орфограммами. (Слайд 11)

Молодцы! Вы помогли Умке добраться до последней льдинки.

VI. Итог урока

(Слайд 12) 6 льдинка: “ Рефлексия”

Наш герой добрался до мамы и хочет сообщить, как прошло его путешествие. Давайте расскажем, чему мы научились, что у нас получилось, а что нет. И оценим свои успехи по шкале.

Спасибо за работу! Домашнее задание по выбору.