Цель: познакомить родителей с результатами коррекционной работы по подготовке детей к школе.
Оборудование: картонный домик, картинки Буквознайкина и Звукознайкина, предметные картинки: солнышко с написанными на лучах гласными, братья Тим и Том, картинки, названия которых начинаются с твердых и мягких звуков, карточки с написанными вразброс слогами, схемы предлогов, сюжетные картинки для составления предложений с предлогами, материал для выкладывания схем слова, тексты для чтения, гимнастическая палочка.
1. Постановка игровой задачи.
Дети стоят в кругу.
Логопед. Дети, у нас сегодня много гостей. Это ваши мамы. Им очень интересно посмотреть, как вы занимаетесь. Поэтому постарайтесь, слушайте меня внимательно и покажите, чему вы научились. А еще к нам на занятие пришли ваши друзья. Это Звукознайкин и Буквознайкин. Живут они в уютном домике. Рассмотрите его и подберите как можно больше слов к слову “Дом”, которые отвечают на вопрос: “Какой?”.
Дети подбирают определения к слову “Дом”: красивый, большой, уютный, вместительный, ухоженный и т. д.
2. Закрепление понятия “гласные звуки”.
Каждое утро солнышко поет им свою песенку, которую они очень любят. Давайте и мы вместе с солнышком споем её. (Из-за дома показывается солнышко с написанными на лучах гласными. Дети вместе со взрослыми поют уже знакомые им стихотворные строки.)
Голосом, голосом все поют в округе,
Потому что А, О, У, Э, Ы, И – гласные звуки,
Красивые звуки, певучие звуки:
А-А-О-О-У-У-Э-Э-Ы-Ы-И-И.
А вот и наши друзья! Это - Звукознайкин. Он все умеет, сочиняет стихи, занимается спортом, но больше всего он знает о звуках. Это – Буквознайкин, он прочитал очень много книг. Они приготовили вам интересные задания, и, если вы с ними справитесь, то друзья подарят вам свои портреты. Давайте попробуем. Задания они будут предлагать по очереди.
3. Различение твердых и мягких звуков.
Логопед. Звукознайкин просит вас разделить картинки между его друзьями: братьями Тимом и Томом. Вы их тоже хорошо знаете. Том – высокий и худой, а Тим – маленький; Тому отдаем картинки, названия которых начинается с твердого звука, а Тиму – картинки, названия которых начинается с мягкого звука.
Логопед. Молодцы, с заданием Звукознайкина вы справились.
4. Выделение гласных звуков из слов.
Логопед. Для того чтобы выполнить задание Буквознайкина, вам нужно пройти за столы. Он приготовил вам картинки, из названия которых выписал только гласные, допустив много ошибок. Буквознайкин просит вас исправить эти ошибки.
Детям раздаются карточки с картинками и неверным написанием гласных.
Дети исправляют ошибки.
Молодцы, вы справились с этим заданием, не пропустив ни одной ошибки.
5. Составление звуко-слоговой схемы слов.
Если вы так хорошо выделяете гласные звуки, то Звукознайкин решил предложить вам еще одно задание: к названию своей картинки надо выложить схему слова, где нужно указать количество слогов и звуков.
Очень хорошо. Молодцы!
6. Игры: Угадай слово по первым звукам названий картинок”, “Слово рассыпалось”.
Логопед. Буквознайкин решил вас запутать. Написал на карточках слова, но все слоги разбросал. Вам нужно будет собрать слово и прочитать его.
Детям раздаются карточки с написанными вразброс слогами.
7. Деление слов на слоги.
Логопед: Мы знаем, что наши друзья-мальчишки любят порезвиться. Они предлагают вам поиграть в игру “Скажи наоборот”. Для этого давайте пройдем на ковер и образуем красивый круг. А теперь послушайте правила игры: я говорю слово, а вы называете это слово наоборот, делите его на слоги, перепрыгиваете через палочку столько раз, сколько в слове слогов.
Грустный - ...(веселый) горячий - ...(холодный) Сильный - ...(слабый) добрый - ...(злой) Большой - ...(маленький) светлый - ...(темный) Широкий - ...(узкий) грязный - ...(чистый) Длинный - ...(короткий) тяжелый - ...(легкий) Больной - ...(здоровый) день - ...(ночь) Мокрый - ...(сухой) горький - ...(сладкий) Старый - ...(молодой) легкий - ...(тяжелый) Высокий - ...(низкий) молодой - ...(старый) Толстый - ...(тонкий) узкий - ...(широкий)
8. Динамическая пауза.
Логопед. Молодцы! А теперь, чтобы справиться с остальными заданиями, давайте немножко отдохнем и вспомним нашу разминку про паровоз.
Звучит музыка, дети произносят стихотворение и выполняют движения.
Про него загадку Хлопки над головой, сзади туловища. Знают все ребятки: “В поле лестница лежит, Руки согнуты в локтях, совершают Дом по лестнице бежит”. круговые движения. Что же это? Паровоз Загудел, запыхтел Имитация движения паровозика, И куда-то нас повез! Ходьба по кругу. Может быть, к морю - Имитация движений “пловца” Поплавать на просторе? А может быть в деревню - Руки поднять кверху, потянуться. На травке полежать? Побегать по лужайке, Бег на месте. А напоследок зайке Прыжки. Из поезда, в окошко Рукою помахать! Помахивание рукой.
9. Выделение из предложений предлогов.
Логопед. Отдохнули, а теперь давайте сядем и продолжим справляться с заданиями наших друзей. Пока это у нас хорошо получается.
Они предлагают нам поиграть в игру “Подставь картинку”.
На доске у нас схемы предлогов. Вам нужно будет выйти к доске, взять любую картинку и составить по ней предложение. Затем назвать предлог в предложении и подставить картинку к соответствующей схеме.
Логопед. Очень хорошо, молодцы!
10. Чтение предложений.
Логопед. И осталось нам выполнить еще одно задание. Буквознайкин составил для вас письмо. Он надеется, что вы сможете его прочитать.
Читаем по одному предложению.
Наша речь состоит из слов и предложений. В предложении может быть разное количество слов. А все слова состоят из слогов, звуков, букв. Звуки мы слышим и произносим. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь. Во рту при их произнесении нет никакой преграды. Буквы мы видим, пишем и читаем.
11. Итог занятия.
Логопед. Звукознайкин и Буквознайкин очень довольны вашими ответами, поэтому, как и обещали, дарят вам свои фотографии. Они желают, чтобы все знания, которые вы получили в детском садике, пригодились вам в школе, чтобы там у вас все было хорошо.