Цель: создать условия для осознания значения крови как важного компонента внутренней среды, показателя состояния здоровья организма человека.
Задачи:
- Когнитивные: углубить знания о внутренней среде организма; познакомить с составом крови и функциями её компонентов; ввести ряд биологических понятий: лимфа, тканевая жидкость, плазма, эритроциты, гемоглобин, лейкоциты, тромбоциты, фагоциты.
- Операционные: продолжить формирование умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток крови; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме; продолжить развитие навыков микроскопирования; развитие коммуникативных и информационных компетенций.
- Аксиологические: воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью, показать связь изучаемого материала с жизнью; разъяснить значение анализа крови как средства диагностики заболеваний.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-лаборатория.
Методы обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский.
Методические приемы:
- логические – постановка проблемы, поиск способов и этапов решения проблемы, обобщение на основе анализа, синтеза и сравнения, формулировка выводов;
- технические – работа с экраном проектора, со световым микроскопом и готовыми микропрепаратами, дополнительным материалом;
- организационные – работа в группах, постановка вопросов, опора на знания учащихся.
Дидактические средства: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, видеофрагменты; компоненты (химические реактивы) внутренней среды в пробирках; микроскопы, готовые микропрепараты крови человека и лягушки; бланки анализов крови, информационные карты для группы, опорные листы для каждого воспитанника и задание для мини-исследования.
Этапы урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Мотивация.
Целеполагание.
Почему существование клеток нашего организма
связано с жидкой средой?
Внутренняя среда организма, ее компоненты и
постоянство внутренней среды (составление схемы
«Компоненты внутренней среды» в опорном листе).
III. Создание проблемной ситуации. Пробудить
интерес к обозначенной проблеме, наметить
поисковую деятельность. Демонстрация
видеофильма «Большой скачок. Тайны крови» и его
обсуждение.
IV. Осознание и осмысление учебного
материала. Физкультминутка. Знакомство с
составом крови, функциями клеток крови и с их
сущностью (работа в опорных листах).
Мини-исследование «Сравнительная
характеристика эритроцитов крови человека и
лягушки».
V. Осмысление результатов занятия.
Медицинский консилиум «Общий анализ крови».
VI. Рефлексия. Выставление оценок.
VII. Объяснение домашнего задания.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап. Приветствие ребят и гостей
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация. Целеполагание
Презентация*. Слайд 1: Почему
существование клеток нашего организма связано с
жидкой средой?
__________________________
* Презентация содержит видеоролики, которые
спрашивайте у автора статьи.
Первые живые организмы возникли в водах
Мирового океана, и средой обитания для них
служила морская вода. С появлением
многоклеточных организмов часть их клеток
утратила непосредственный контакт с внешней
средой. Что такое среда? Какая среда
окружает наш организм? Без какого компонента
внешней среды не может функционировать наш
организм? В какой среде существуют клетки нашего
организма? Внутренняя среда – совокупность
жидкостей. С помощью пробирок на столах,
определите, какая жидкость внутренней среды
имеет важное значение? Итак, тема урока Слайд
2 «Кровь – компонент внутренней
среды организма». Задачи урока (формулируют
самостоятельно).
Слайд 3 Составление схемы №1 «Компоненты внутренней среды» в опорных листах (Приложение 1) кадет.
Тканевая жидкость (межклеточное вещество) – второй компонент внутренней среды.
Кадет 1:
(Тканевая жидкость – промежуточная среда между кровью и клетками организма. Составляет около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки тела. Она состоит на 95% из воды и растворенных в ней органических и неорганических веществ, а также кислорода и углекислого газа. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада и углекислый газ, которые поступают обратно в кровь и ею уносятся.)
Лимфа – третий компонент внутренней среды.
Кадет 2:
(Лимфа – жидкая соединительная ткань,
состоящая из воды с растворенными в ней
продуктами жизнедеятельности. Она перемещается
по лимфатическим сосудам и лимфатическим
капиллярам, которые поглощают избытки тканевой
жидкости. Все лимфатические сосуды образуют
лимфатический проток, через который лимфа
попадает в кровь).
А можно ли назвать внутреннюю среду организма
человека постоянной? Как по-другому мы
называем постоянство внутренней среды? Какие
параметры гомеостаза вы знаете?
III. Создание проблемной ситуации
Кровь – удивительная жидкость, самая главная из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. Доноры своей кровью спасают другие жизни. Можно поставить знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь». Почему же так важно присутствие крови в организме?
Слайд 4: Просмотр видеофильма «Большой скачок. Тайны крови» и его обсуждение по вопросам:
- Что такое кровь?
- Какие клетки образуют кровь?
- От чего зависит цвет крови?
IV. Осознание и осмысление учебного материала
Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 – 4 л у подростков. Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.
Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови. Она состоит из неорганических (92-90% – вода и различные минеральные соли – 0,9%) и органических веществ: белки – 7%, глюкоза – 0,12%, жиры – 0,8%, витамины, гормоны и продукты распада.
Нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами – 40-50% – клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами.
Слайды 5-6 Итак, состав крови запишем в виде схемы №2 в опорных листах (Приложение 1).
Физкультминутка – общая релаксация,
зарядка для глаз и головы. А сейчас минутка
отдыха.
Изучим форменные элементы крови и выясним
особенности их строения в связи с выполняемой
функцией (работа в группах – 4-5 человек).
Слайд 7
Задание №1. Мини-исследование (работа
в парах – 2 чел., с микроскопом и готовыми
микропрепаратами) «Сравнительная
характеристика эритроцитов крови человека и
лягушки»
(Приложение 2).
1. Рассмотрите готовые микропрепараты крови
человека и лягушки.
2. Найдите в поле зрения микроскопа эритроциты
(красные клетки) и, используя данные таблицы,
найдите сходство и отличия.
Признаки сравнения | Эритроциты человека | Эритроциты лягушки |
1. Количество в 1 мм3 | 4-5 млн. | 400 тыс. |
2. Диаметр клетки | 7-8 мкм | 21-24 мкм |
3. Форма клетки | двояковогнутого диска | овальная |
4. Наличие ядра | отсутствует в зрелой клетке | есть |
5. Функция клетки | Дыхательная – транспорт О2 и СО2 | Дыхательная – транспорт О2 и СО2 |
3. Какие данные заинтересовали вас?
4. К какому выводу вы пришли?
5. Объясните, чья кровь, человека или лягушки,
перенесёт больше кислорода в единицу времени.
Почему?
Слайды 8-9
Задание №2. Работа в группах с информационными ресурсами – учебник и информационная карта (Приложение 3). Заполнение таблицы в опорных листах (Приложение 1)
«Форменные элементы крови»
Показатели | Эритроциты |
Лейкоциты |
Тромбоциты |
Рисунок | |||
Строение клетки | |||
Количество в 1 мм3 крови | |||
Местообразование | |||
Продолжительность жизни | |||
Функции |
V. Осмысление результатов занятия
Состав крови является важной
характеристикой состояния организма. Кто
никогда не сдавал анализ крови? Анализ крови
– одно из часто проводимых исследований. При
анализе крови должны быть в норме: количество
клеток крови, содержание гемоглобина, и др.
веществ, а так же СОЭ – скорость оседания
эритроцитов. Они оседают с определенной
скоростью: у мужчин
2-10 мм/ч, женщин – 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется
скорость оседания эритроцитов. Скорость
оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется
как важный диагностический показатель.
Слайд 10
Проведем медицинский консилиум «Общий анализ крови»
Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток /на экране/, можно использовать карточку-подсказку. Определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз.
1 группа – данные анализа крови соответствуют норме, мы считаем, что пациент абсолютно ЗДОРОВ!
2 группа – в данном анализе СОЭ /скорость оседания эритроцитов/ превышает норму почти в 3 раза, мы считаем, что у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!
3 группа – анализ нашего пациента показывает, что в 2 раза упал гемоглобин, кол-во эритроцитов также в 2 раза меньше – это наталкивает нас на мысль, что пациент потерял значительное кол-во крови, т. е у него малокровие (анемия).
4 группа – в данном анализе количество лейкоцитов в 5 раз превышает норму, у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!
VI. Рефлексия. Выставление оценок
– Что нам удалось установить?
– Что нового узнали?
– Что было интересным?
VII. Объяснение домашнего задания. Слайд 11
1 группа – составить тест (10 вопросов)
по материалу учебника на стр. 127-132;
2 группа – создать электронное пособие
– презентацию с использованием опорного листа
урока (5 слайдов);
3 группа – подготовить
дополнительное сообщение «История открытия
иммунитета» (на 3 мин);
4 группа – подготовить
дополнительное сообщение «Группы крови» (на 3
мин)
Список литературы:
- Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин – М.: Дрофа, 2011
- Ренева Н.Б. Биология. Человек. 8 кл.: методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» /Н.Б. Ренева, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2011
- Федюкович Н.И. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для учащихся 10 – 11(12) кл. общеобразоват. учеб. заведений, учащихся проф.-техн. и сред. спец. учеб. заведений. «Серия «Учебники XXI века" – »остов н/Д.: «Феникс», 2001. – 320 с.: ил.
- Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А., Биология человека. В таблицах и схемах. – М. «Издат-школа 2000» – 208 с.