Урок биологии по теме "Кровь – компонент внутренней среды организма". 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Цель: создать условия для осознания значения крови как важного компонента внутренней среды, показателя состояния здоровья организма человека.

Задачи:

  • Когнитивные: углубить знания о внутренней среде организма; познакомить с составом крови и функциями её компонентов; ввести ряд биологических понятий: лимфа, тканевая жидкость, плазма, эритроциты, гемоглобин, лейкоциты, тромбоциты, фагоциты.
  • Операционные: продолжить формирование умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток крови; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме; продолжить развитие навыков микроскопирования; развитие  коммуникативных и информационных компетенций.
  • Аксиологические: воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью, показать связь изучаемого материала с жизнью; разъяснить значение анализа крови как средства диагностики заболеваний.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-лаборатория.

Методы обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский.

Методические приемы:

  • логические – постановка проблемы, поиск способов и этапов решения проблемы, обобщение на основе анализа, синтеза и сравнения, формулировка выводов;
  • технические – работа с экраном проектора, со световым микроскопом и готовыми микропрепаратами, дополнительным материалом;
  • организационные – работа в группах, постановка вопросов, опора на знания учащихся.

Дидактические средства: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, видеофрагменты; компоненты (химические реактивы) внутренней среды в пробирках;  микроскопы, готовые микропрепараты крови человека и лягушки; бланки анализов крови, информационные карты для группы, опорные листы для каждого воспитанника и задание для мини-исследования.

Этапы  урока:

I. Организационный момент. 
II. Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание.
Почему существование клеток нашего организма связано с жидкой средой?
Внутренняя среда организма, ее компоненты и постоянство внутренней среды (составление схемы «Компоненты внутренней среды» в опорном листе).
III. Создание проблемной ситуации. Пробудить интерес к обозначенной проблеме, наметить поисковую деятельность. Демонстрация видеофильма «Большой скачок. Тайны крови» и его обсуждение.
IV. Осознание и осмысление учебного материала. Физкультминутка. Знакомство с составом крови, функциями клеток крови и с их сущностью (работа в опорных листах). Мини-исследование «Сравнительная характеристика эритроцитов крови человека и лягушки».
V. Осмысление результатов занятия. Медицинский консилиум «Общий анализ крови».
VI. Рефлексия. Выставление оценок.
VII. Объяснение домашнего задания.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.  Приветствие ребят и гостей

II. Актуализация опорных знаний. Мотивация. Целеполагание

Презентация*. Слайд 1: Почему существование клеток нашего организма связано с жидкой средой?
__________________________
* Презентация содержит видеоролики, которые спрашивайте у автора статьи.

Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Что такое среда? Какая среда
окружает наш организм? Без какого компонента внешней среды не может функционировать наш организм? В какой среде существуют клетки нашего организма? Внутренняя среда – совокупность жидкостей. С помощью пробирок на столах,
определите,  какая жидкость внутренней среды имеет важное значение? Итак, тема урока Слайд 2     «Кровь – компонент внутренней среды организма». Задачи урока (формулируют самостоятельно).

Слайд 3 Составление схемы №1  «Компоненты внутренней среды» в опорных листах (Приложение 1)  кадет.

Тканевая жидкость (межклеточное вещество) – второй компонент внутренней среды.

Кадет 1:

(Тканевая жидкость – промежуточная среда между кровью и клетками организма. Составляет  около 26% от массы тела.  Именно в ней находятся все клетки тела. Она состоит на 95% из воды и растворенных в ней органических и неорганических  веществ, а также кислорода и углекислого газа. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада и углекислый газ, которые поступают обратно в кровь и ею уносятся.)

Лимфа – третий компонент внутренней среды.

Кадет 2:

(Лимфа – жидкая соединительная ткань, состоящая из воды с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности. Она перемещается по лимфатическим сосудам и лимфатическим капиллярам, которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфатические сосуды образуют  лимфатический проток, через который лимфа попадает в кровь).
А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? Как  по-другому мы называем постоянство внутренней среды? Какие параметры гомеостаза вы знаете?

III. Создание проблемной ситуации

Кровь – удивительная жидкость, самая главная из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. Доноры своей кровью спасают другие жизни. Можно поставить знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь». Почему же так важно присутствие крови в организме?

Слайд 4: Просмотр видеофильма «Большой скачок. Тайны крови» и его обсуждение по вопросам: 

  • Что такое кровь?  
  •  Какие клетки образуют кровь?
  • От чего зависит цвет крови?

IV. Осознание и осмысление учебного материала

Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 – 4 л у подростков. Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.

Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови. Она состоит из неорганических (92-90% – вода и различные минеральные соли – 0,9%) и органических веществ: белки – 7%, глюкоза – 0,12%, жиры – 0,8%,  витамины, гормоны и продукты распада.

Нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами – 40-50% – клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами.

Слайды 5-6     Итак, состав крови запишем в виде схемы №2 в опорных листах (Приложение 1).

Физкультминутка – общая релаксация, зарядка для глаз и головы. А сейчас минутка отдыха.
Изучим форменные элементы крови и выясним особенности их строения в связи с выполняемой функцией (работа в группах – 4-5 человек).

Слайд 7

Задание №1. Мини-исследование (работа в парах – 2 чел.,  с микроскопом и готовыми микропрепаратами) «Сравнительная характеристика эритроцитов крови человека и лягушки»
(Приложение 2).

1. Рассмотрите готовые микропрепараты крови человека и лягушки.
2. Найдите в поле зрения микроскопа эритроциты (красные клетки) и, используя данные таблицы, найдите сходство и отличия.

Признаки сравнения Эритроциты человека Эритроциты лягушки
1. Количество в 1 мм3 4-5 млн. 400 тыс.
2. Диаметр клетки 7-8 мкм 21-24 мкм
3. Форма клетки двояковогнутого диска овальная
4. Наличие ядра отсутствует в зрелой клетке есть
5. Функция клетки Дыхательная – транспорт О2 и СО2 Дыхательная – транспорт О2 и СО2

3. Какие данные заинтересовали вас?
4. К какому выводу вы пришли?
5. Объясните, чья кровь, человека или лягушки, перенесёт больше кислорода в единицу времени. Почему?

Слайды 8-9  

Задание №2. Работа в группах с информационными ресурсами – учебник и информационная карта (Приложение 3). Заполнение таблицы в опорных листах (Приложение 1)

«Форменные элементы крови»

Показатели

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

Рисунок

img2.jpg (2911 bytes)

img3.jpg (7453 bytes)

Строение клетки      
Количество в 1 мм3 крови      
Местообразование      
Продолжительность жизни      
Функции      

V. Осмысление результатов занятия

Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Кто никогда не сдавал анализ крови? Анализ крови – одно из часто проводимых исследований. При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемоглобина, и др. веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроцитов. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин
2-10 мм/ч, женщин – 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель.

Слайд  10 

Проведем медицинский консилиум «Общий анализ крови»

Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток /на  экране/, можно использовать карточку-подсказку. Определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз.

1 группа – данные анализа крови соответствуют норме, мы считаем, что пациент абсолютно ЗДОРОВ!

2 группа – в данном анализе  СОЭ /скорость оседания эритроцитов/ превышает норму почти в 3 раза,  мы считаем, что у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!

3 группа – анализ нашего пациента показывает, что  в 2 раза упал гемоглобин, кол-во эритроцитов также в 2 раза меньше – это наталкивает нас на мысль, что  пациент потерял значительное кол-во крови, т. е  у него малокровие (анемия).

4 группа – в данном анализе  количество лейкоцитов в 5 раз превышает норму, у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!

VI. Рефлексия. Выставление оценок

– Что нам удалось установить?
– Что нового узнали?
– Что было интересным?

VII. Объяснение домашнего задания. Слайд 11

1 группа – составить тест (10 вопросов) по материалу учебника на стр. 127-132;
2 группа – создать электронное пособие – презентацию с использованием опорного листа урока (5 слайдов);
3 группа – подготовить  дополнительное сообщение  «История открытия иммунитета» (на 3 мин);
4 группа – подготовить  дополнительное сообщение  «Группы крови» (на 3 мин)

Список литературы:

  1. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин – М.: Дрофа, 2011
  2. Ренева Н.Б. Биология. Человек. 8 кл.: методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» /Н.Б. Ренева, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2011
  3. Федюкович Н.И. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для учащихся 10 – 11(12) кл. общеобразоват. учеб. заведений, учащихся проф.-техн. и сред. спец. учеб. заведений. «Серия «Учебники XXI века" – »остов н/Д.: «Феникс», 2001. – 320 с.: ил.
  4. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А., Биология человека. В таблицах и схемах. – М. «Издат-школа 2000» – 208 с.