Ход мероприятия
Оформление сцены – стилизация фрагментов интерьера русской избы.
– Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас снова видеть в этом зале! Наш концерт посвящён русской народной песне – сокровищнице русской музыки, из которой народ черпал силы в тяжёлое лихолетье, которой доверял свои мысли и чувства, вместе с которой горевал и праздновал.
ГЕННАДИЙ СЕРЕБРЯКОВ
Ты откуда, русская,
Зародилась, музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетали утки –
Уронили дудки.
Пролетали гуси –
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней
На Руси родились.
Песня – самый древний вид музыкального искусства и можно сказать ровесница человеческой речи. Очень давно, на заре существования человеческого общества, когда люди научились применять звуковую речь как средство общения, возникли первые примитивные песни, тесно связанные с жизнью и бытом первобытных племён. Их в общем-то нельзя назвать песнями. Это были пастушечьи зовы, охотничьи или воинственные кличи, а также возгласы, объединявшие усилия людей в совместном труде. Из этих восклицаний и возникли впоследствии древние трудовые песни.
С тех самых времён песня стала верной спутницей человека на всём протяжении его жизни. У древних славян песни были на все случаи жизни и на любое время года. Рождался человек – пели родинные песни, наступала весна – дети пели заклички – закликали весну, выходили на пригорки и подбрасывали глиняных птичек вверх, потому что верили будто Весна где-то рядом – увидит, что птицы уже прилетели и сама поторопится. Приходило время убирать урожай – пели песни жатвенные и покосные. А уж свадьба на Руси – это целый спектакль, который длился неделю ( а где-то и больше ) и был расписан по сценарию. Некоторые эпизоды свадебного обряда сохранились и до наших дней, жаль что только некоторые…
У всех народов есть свои гадания, но гадальные песни – приоритет славян. Их называют подблюдные. Собирались девушки вечером, наливали блюдо водой, опускали в него кто колечко, кто гребешок и под пение гадальных песен предсказывали судьбу . И смерть своих близких славяне оплакивали тоже в песнях, которые назывались плачи-причеты. Традиция приглашать плакальщиц сохранилась в русской деревне до сих пор.
Русские народные песни отражают всю историю нашего народа. Их складывали в годы тяжёлых битв русских княжеств со степными кочевниками, в страшные времена монгольского нашествия. Былины о подвигах русских богатырей, песни Про татарский полон дошли до нас как память народа о тех давних временах. Много песен сложено о крестьянских восстаниях Степана Разина и Емельяна Пугачёва, о покорении Сибири храбрым Ермаком Тимофеечем, о взятии Иваном Грозным Казани и многое– многое другое.
С самого раннего детства каждый из вас слышал от мамы русские песни про котю– котеньку кота например. Кто догадался что это за песни ? Конечно колыбельные, это самые древние песни, простые, состоящие порой всего из 3-х звуков, но в которых сосредоточена вся магическая сила музыки, хорошо известная нашим предкам.
Но вы наверняка слышали и протяжные застольные песни, и удалые плясовые, и частушки, а слушая их, и не догадывались, насколько сильно, глубоко влияли и влияют русские песни на наш национальный характер. Ведь песня – это живой голос народа, отражение всей его многотысячелетней культуры. Самые сокровенные думы и надежды высказывал народ в своих песнях. Не зря придумана поговорка –«чьим умом живёшь – того и песенку поёшь». Но так ли уж часто звучит она сейчас, русская народная песня с экранов телевизоров и по радио? Гораздо реже, чем могла бы. Гораздо меньше, чем всем нам необходимо, чтобы не потеряться и не раствориться этом мире. И сегодня на нашем концерте вы услышите крохотную часть того богатства, что оставили нам наши предки. Ведь русские песни – это соль земли русской, в них частица души русского народа.
Начинает наш концерт русская народная песня « Во саду ли в огороде девица гуляла» в исполнении Избенниковой Даши.
Сейчас вы услышите песню « Земелюшка-чернозём». Это самая древняя из сохранившихся трудовых песен, её пели ещё в XI веке. Издавна песня помогала человеку в его нелёгком крестьянском труде. С песней как говориться и дело спорится лучше. К сожалению огромное количество песен утеряно безвозвратно: ведь никто и никогда их не записывал, все песни передавались что называется из уст в уста, от исполнителя к исполнителю. И как только в этой длинной цепи поколений выпадало звено – умирали и песни. Только в XVIII веке любителями русских песен, а позже и композиторами, и исполнителями, были предприняты первые попытки собрать и записать народное творчество. В XIX веке многие ценители русских песен отправлялись в путешествия по великим русским рекам, собирая народные песни.
Русскую народную песню « Я капустыньку садила» исполнит Епишкина Катя.
Трудолюбивы были русские крестьяне, но и отдыхать умели – очень они любили игровые, плясовые, шуточные песни. В исполнении Курякова Коли прозвучит русская народная песня « У ворот ворот».
Про свадебный обряд на Руси можно рассказывать очень много. Свадебная игра (до сих пор говорят «сыграть свадьбу») состояла из 15-20 ритуальных эпизодов с особыми магическими действами – всё в сопровождении песен. В исполнении Ефименко Юлии прозвучит свадебная песня « Белолица-круглолица».
Вершиной русского песенного творчества и наверное всей мелодической культуры является протяжная песня. В ней воспеваются красота и величие русской природы – её широкие поля, могучие реки ( особенно Волга-матушка). Очень часто в протяжных песнях поётся о нелёгкой крестьянской доле, о тяжёлом рабском труде бурлаков. Вспоминаются строчки Некрасова:
«Выдь на Волгу – чей стон раздаётся
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовётся-
То бурлаки идут бечевой»
Очень часто в протяжных песнях звучали истории о непростых женских судьбах, об одной из которых мы сейчас услышим в исполнении Давыдовой Кати – «По муромской дорожке».
Среди русских народных песен есть жанры, которые не только живут, но постоянно обновляются. Это частушки и так называемые страдания. Вл.Кузнецов «Саратовские переборы» исполнит Расторгуев Женя.
Сейчас вы услышите русскую плясовую песню, которую наверняка многие из вас знают – Левкодимов «Семёновна». Исполняет Васин Саша.
Русская народная песня «Барыня» в обработке Шалаева.
Народная музыка легла в основу русской композиторской школы, внесла в неё свою чудную мелодию, свой оригинальный склад, повеяла поэзией «седой старины», воздухом полей и лесов, непосредственностью наивного искреннего чувства. Сейчас в исполнении двух юных пианистов вы услышите 3-ю часть фортепианного концерта композитора Сильванского. Напомню вам, что жанр концерта основан на соревновании двух исполнителей – в данном случае это Крысанова Ира и Матенчук Клим.
Народная песня является источником национального своеобразия не только в русской музыке, но и в музыке других народов и стран. Об этом хорошо сказал однажды русский композитор С. Рахманинов – «между музыкой величайших европейский мастеров и народной музыкой их родных стран существует тесная и близкая связь. Не то чтобы композиторы брали народные темы и пересаживали их в свои сочинения (хотя и это случается не редко), но они так проникались духом этих мелодий, свойственных их родному народу, что все их сочинения получали облик столь же отличный и характерный для данной народности, как вкус национального вина или фруктов».
Завершает наш концерт «Многолетие» композитора Дербенко и мы вместе с Красовской Дашей пожелаем всем – многая лета.
Старые песни живут. Это не страницы хрестоматии, не архивы музея – это ключ к сердцу народа, народа, который не вчера родился, и не завтра уйдёт. До новых встреч в нашей музыкальной школе.