Тема: "Лес — многоэтажный дом"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Приложение 2

(Дети становятся в круг, держа друг друга за руки)

– Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем.

– О каком доме я говорю? (Лес)

– Мы будем путешествовать по лесу. Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть все чудеса, происходящие в лесу, всю красоту окружающей природы. Давайте послушаем звуки природы (включается диск со звуками леса). Приложение 1, Рисунок 1. Рисунок 2. Рисунок 3.

– Ребята, о чем вы подумали, что почувствовали? Как вам кажется, рад вам лес? Какое у вас от этого настроение?

– Раз вам хорошо, значит и лес вам рад. Видите сколько радости он посылает вам. Приходите в лес всегда, как к другу. (Дети садятся на свои места)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии:

1) Задание для пробного действия.

– Один художник решил нарисовать лес. Рисунок 4.

– Что такое лес? – размышлял он.

– Помогите ему, ребята. Что такое лес? (Учащиеся обсуждают и приходят к выводу, что пока ответить на этот вопрос, они не могут.) Тогда предлагаю всем отправиться в лес. Как вы думаете, с какой целью мы пойдем в лес?

– Мы отправляемся в лес, чтобы узнать:

  • что в нем растет, как располагаются растения в лесу?
  • какие животные живут в лесу и как они приспособились к жизни в лесу?
  • какое значение имеет лес в природе?
  • что такое лес? Рисунок 5.

Тренировка мыслительных операций.

– Посмотрите и скажите, какие растения вы видите в лесу? (На доске картинки растений).

– Дуб, малина, сосна, ромашка, шиповник, одуванчик, волчье лыко, лиственница, рябина, калина, ландыш, колокольчик, липа.

– Разбейте эти растения на три группы (дети работают в парах и у каждой пары на парте лежит комплект картинок данных растений).

– На какие группы разделили? (Деревья, кустарники, травы)

– Проверьте себя по эталону. Рисунок 6.

– Поднимите руки те ребята, которые встретили трудности в этом задании. Что вызвало затруднения?

– Какое на ваш взгляд главное умение при работе в паре? (умение слышать друг друга, помогать друг другу)

– Ребята, что мы сейчас с вами делали?

– Повторяли пройденный материал.

– Скажите, а что будет дальше?

– Какое-то новое исследование.

-Зачем я вам его предлагаю?

– Наверное, узнать что-то новое и понять то, чего мы не знаем.

– Мы видим такое многообразие растений. Почему же они не мешают друг другу? Как расположены эти группы растений в лесу?

– Неодинаково, этажами.

– Как и в большом доме, в лесу есть свои этажи. Только считают их сверху вниз и ученые их называют ярусами. Как вы думаете, какие растения занимают самый высокий ярус?

– Деревья.

– Почему?

– Деревьям требуется больше света.

– Какие растения располагаются ниже?

– Ниже деревьев располагаются кустарники – это второй ярус.

– Какие растения селятся под кустарниками?

– Под кустарниками селятся травы – это третий ярус.

– Посмотрите еще раз на все этажи. Рисунок 7.

– Скажите, как можно по другому назвать лес?

Лес – многоэтажный дом.

– Ребята, какая будет тема нашего урока?

– Лес – многоэтажный дом. Рисунок 8. Что помогло нам сделать такое открытие?

– Наблюдения и старые знания.

– Почему растения в лесу образуют этажи?

– Одним растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи – могут жить только в тени.

– В лесу есть растения, которые нельзя определить в какой-нибудь ярус. Попадет семечка в землю, прорастет росток. Пройдет время и деревце будет подниматься от одного яруса до другого. И так до самого высокого. Поэтому и называется оно подростом.

– Как вы думаете, а всегда ли присутствуют все эти этажи?

– Может количество ярусов будет зависеть от типа леса? Какой тип леса мы сейчас рассматривали? Рисунок 9.

– Смешанный.

– Какие еще бывают леса?

– Хвойные. Рисунок 10.

– Как вы думаете, в хвойном лесу будет такое же количество ярусов?

– В хвойном лесу количество ярусов гораздо меньше, всего два яруса: деревья и травы.

– А растут ли этажами корни растений?

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон, два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
И за парту нас сажает.

– А теперь проверьте свои силы в самостоятельной работе.

3. Включение в систему знаний и закрепление с проверкой по эталону.

– Сегодня на уроке вы показали, что умеете работать в парах, а теперь проверим, умеете ли вы работать в группах?

(Класс делится на четыре группы, в каждой группе выбирается курьер.)

– От каждой группы ко мне подходят курьеры за заданием.

(Учитель дает четыре карточки с одинаковым заданием.)

Задание.

Пронумеруйте растения в порядке смены ярусов в лесу (сверху вниз)

  • Сосна
  • Колокольчик
  • Калина
  • Рябина

– Выполненное задание проверьте по эталону. Рисунок 11.

– Поднимите руки та группа, у которой были ошибки. Какие трудности возникли у вас при выполнении?

– Какое на ваш взгляд главное умение при работе в группе? (умение слышать друг друга, уважать друг друга, уметь сотрудничать и работать сообща)

– Оцените свою работу в группе. Все ли получилось? Какие качества вам помогали при работе в группе, какие мешали?

– Ребята, вы готовы к дальнейшим трудностям?

– Почему же все-таки наш лес, кажется таким безжизненным? Кого в нем не хватает? (Животных)

– Заселим наш лес животными и проследим, как они приспособились к жизни в лесу.

(На доске картинки разных животных: лиса, белка, крот, заяц, сова, жук-олень, лось, белый медведь.)

– Что заметили?

– Белый медведь живет в холодном климате, питается рыбой, тюленями. Он не приспособлен к условиям жизни в лесу.

4. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

(Дети работают в маленьких тетрадках)

– Разделите оставшихся животных на три группы. (Дети выполняют задание самостоятельно).

1 группа. Животные, которые ведут наземную жизнь.

2 группа. Животные, которые обитают на деревьях.

3 группа. Животные, которые обитают в почве.

– Выполненное задание проверьте по эталону. Рисунок 12.

– Поднимите руки, у кого были ошибки. Какие трудности возникли у вас при выполнении?

– Поднимите руки , кто выполнил правильно.

– Ребята, как вы думаете животные могут перемещаться между ярусами?

– Люди нередко меняют свои квартиры, переезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменять квартиры лесные жители? Может ли белка поменять свою квартиру на квартиру крота?

Животные и растения в природе живут бок о бок и место, которое они в природе занимают называют экологической нишей.

– Часто человек вмешивается в природу, расселяя растения и животных, и обитатели экологических ниш в этих местах вымирают, вытесняются пришельцами и им предстоит борьба за выживание.

– Чем же служит лес для животных? (Укрытием, домом)

– Какое еще значение имеет лес? Рисунок 13.

– Лес называют «легкими» планеты, потому что лес – это фабрика по выделению кислорода для жизни человека и животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете.

– Ребята, что можете сказать о достижении цели? (Мы ее достигли)

– Теперь вы можете сказать, что такое лес? (Учитель слушает высказывания детей)

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Все ли мы выполнили, что запланировали на уроке?

– Пока мы путешествовали по лесу, у нас выросло волшебное дерево. Рисунок 14.

– Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что поработали очень хорошо, то возьмите нарисованные яблочки и повесьте их на дерево. Если вы считаете, что поработали не очень хорошо, а могли бы и лучше, то возьмите нарисованные цветы и прикрепите их на дерево. А если вы считаете, что поработали плохо, то прикрепите на дерево листики.