Историко-математический материал в изучении начального курса математики

Разделы: Начальная школа


Развитие у учащихся активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это основные требования, определяющие направление учебно-воспитательного процесса начальной школы. Реализация данных требований находит свое практическое отражение в осуществлении развивающего обучения, основной характеристикой которого является активность и самостоятельность учащихся во всех видах работы.

Для того, чтобы добиться этой активности у школьника, учителю необходимо применять различные формы и методы работы и делать материал, изучаемый на уроке, более интересным и доступным. В таком случае, учитель имеет право обоснованно отбирать виды познавательной деятельности при изучении той или иной темы и при организации контроля.

Одним из способов, позволяющих повысить познавательную активность младших школьников на уроках математики, является привлечение историко-математического материала. К изучению исторического материала детей подготавливает, прежде всего, жизненный опыт. Они живут и развиваются в обществе, дети – свидетели, а чаще и участники всех событий. Изо дня в день накапливаются сведения и наблюдения о жизни людей, и с этим багажом маленькие школьники начинают своё обучение. В ходе учебной деятельности непосредственные, часто беглые и бедные жизненные наблюдения значительно перестраиваются: они уточняются, расширяются, углубляются.

Младшие школьники рано начинают интересоваться историей. На прошлое направляют мысли ребят и следы этого прошлого вокруг них: старинные предметы, рассказы взрослых, картинки, кинофильмы, книги о прошлом, всё это вызывает у ребят большой интерес. Это. Прежде всего, интерес новизны, интерес к необыкновенному, не похожему на современное.

Современные исследования подтверждают, что младшие школьники лучше всего усваивают картины жизни и труда людей, странички биографии исторических деятелей. Эта группа фактов привлекает детей своей конкретностью, динамичностью, эмоциональностью.

Однако при включении в урок исторических фактов, учителю следует быть очень внимательным. Преобладание интереса к конкретному может привести к тому, что всё внимание ученика направляется на эти детали, а основное либо отодвигается на задний план, либо забывается. Для преодоления этих трудностей необходимо тщательно отбирать материал рассказа, максимально использовать наглядные средства, мобилизовать имеющиеся представления детей и внимательно выявлять и исправлять неправильные детские представления.

Занимательная математика принадлежит к числу наиболее любимых школьниками жанров математической деятельности. Решая нестандартные задачи, ученики приобщаются к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие математики. Постепенно они понимают ошибочность вывода о том, что математика является чем-то унылым и застывшим и почему математики, говоря о своей науке, нередко прибегают к эстетическим категориям («изящный результат», «красивое доказательство»). Занимательные задачи помогут постичь дух истинной математики, пробудить наблюдательность, умение логически мыслить;

Научат верить в свои силы и добиваться успехов в решении поставленных задач.

Историко-математический классифицируется следующим образом:

  1. Сведения о происхождении математических понятий;
  2. Сведения о возникновении математических терминов и символов;
  3. Сведения из истории математических открытий;
  4. Старинные задачи;
  5. Биографические сведения о выдающихся математиках.

Данная классификация охватывает историко-математический материал, который обычно используется при изучении начального курса математики.

В Программе по математике авторов М.И.Моро, Ю.М.Колягина, М.А.Бантовой и др. говорится: «…что концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков…». На это следует обратить особое внимание. Включение историко-математического материала в урок изменит те самые условия, дети не будут утомлены однообразием заданий, а ведь именно этим часто грешат уроки повторения пройденного, а также, используя исторические справки, мы реализуем межпредметные связи.

Лучший способ показать детям ценность знаний – это провести их тем путём, которым шли люди к получению этих знаний, следовательно, здесь можно было бы использовать исторический материал. Включение элементов истории в урок способствует укреплении познавательного интереса к математике, углублению понимания изучаемого фактического материала, расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры.

Форма сообщения сведений может быть различной: это и краткая беседа, и лаконичная справка, это решение задачи, и экскурс, показ фрагмента фильма или разъяснение рисунка. Главная трудность состоит лишь в том, как за короткий промежуток времени (3-5 минут) суметь преподнести исторический факт в тесной связи с излагаемым на уроке теоретическим материалом и в доступной для ребят форме.

Например, при изучении мер длины можно рассказать, что раньше люди обходились подручными средствами и привести какой-либо пример, а затем дать волю детской фантазии, задав вопрос: «Чем ещё могли древние люди измерять предметы и расстояния?». Главное при этом не забыть о цели урока, обсуждать неудобство древних методов, показывая это на примерах ( шаг у каждого свой, как и длина пальцев и т.д.).

Осуществление принципа исторического подхода даёт возможность уяснить, что математика развивалась на основе практики, и, что критерием достоверности является практика.

Факты из истории математики оживляют преподавание и повышают интерес учащихся к математике, расширяют кругозор учащихся, помогают лучше уяснить связь между различными разделами математики и тем самым способствуют лучшему усвоению курса математики для начальной школы. Они способствуют развитию у учащихся трудолюбия (подготовка и оформление докладов).

Например, рассмотрим уроки по нумерации чисел в пределах первого десятка. Ребёнку этот материал частично знаком, в основном все дети, идущие в первый класс, уже умеют считать и даже решать элементарные примеры. Следовательно, на уроке необходим какой-либо занимательный материал, который привлечёт внимание детей, заинтересует их. Это может быть краткая история возникновения «имён чисел», значение этих чисел для древних людей. Можно обратить внимание на те числа, которые люди издавна считали особенными, такие как число семь. Семь раньше обозначало «много», отсюда и большое количество пословиц и поговорок: « Семеро одного не ждут», « Семь бед один ответ», «Семь вёрст до небес, и все лесом», « Семь раз отмерь – один отрежь», «Семь лет не виделись, а сошлись – и говорить нечего», « Семь раз по-твоему, да хоть раз по-моему». Люди в древности наблюдали за небом. Их внимание привлекло созвездие Большой Медведицы, – изображение семи звёзд этого созвездия часто встречаются в древних изделиях. Можно заметить, что семь звёзд складываются из трёх звёзд ручки и четырёх звёзд ковша. После этого можно рассмотреть и состав числа семь.

Идея приоритета развивающей функции обучения по отношению к его чисто образовательной функции требует переориентации методической системы обучения математике на становление личности, на воспитание её мировоззрения, одним из аспектов которого, в частности, является формирование представлений о развитии математики, продиктованного потребностями жизненной практики и внутренними потребностями самой науки. В решении данной проблемы существенную роль играет включение историко-математического материала на уроках математики в начальной школе.