Многообразие и значение растений семейства лилейные

Разделы: Биология


Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений.

Задачи:

  • а) образовательные: продолжить изучение признаков растений семейства лилейные; показать значения растений этого семейства для человека.
  • б) развивающие: развивать умения работать с учебником и натуральными объектами; научить делать самостоятельные выводы и обобщения; продолжить формировать умение составлять морфологическое описание растения, выделять основные признаки внешнего строения семейства лилейные, записывать и читать формулы цветка.
  • в) воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету; содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, воспитывать положительные мотивы к учению.

Тип урока: формирование новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Ход урока.

1. Организационный момент, введение в тему урока.

Слайды № 1,2. 2. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Учитель: На прошлом уроке мы начали изучать растения, которые относятся к классу однодольные.

Давайте вспомним признаки класса однодольные (ответы учащихся)

Индивидуальная работа по карточкам (6 человек).

Фронтальный опрос класса:

Какие семейства относятся к классу однодольные? (лилейные, злаковые) Мы рассмотрели 2 растения, которые относят к семейству лилейные. Это тюльпан и ландыш.

Почему такие разные растения относят к одному семейству? (они имеют общее строение цветка, плода).

Давайте вспомним основные признаки семейства лилейные: Слайд № 4.

  1. Строение цветка Ок(3+3)Т3+3 П1
  2. Плод - коробочка, ягода.

-Каковы жизненные формы растений семейства лилейные? Слайд №5

Задание №1. Под какими номерами помещены признаки растений семейства лилейные? Слайд № 6

  1. Околоцветник состоит из 6 листочков, похожих на лепестки.
  2. В цветке много тычинок.
  3. В цветке один пестик и шесть тычинок одинаковой величины.
  4. Околоцветник состоит из 5 чашелистиков и 5 лепестков.
  5. Плод - зерновка.
  6. Листья с параллельным или дуговым жилкованием.
  7. Плод - семянка.
  8. В цветке один пестик и 5 тычинок.
  9. Плод - ягода или трехстворчатая коробка.
  10. Растение многолетнее с луковицами или корневищами.

Задание №2 «Найди ошибку» Слайд № 7.

  Правильный ответ:
Царство - Растения Царство - растения
Тип - Покрытосеменные Отдел - Покрытосеменные
Класс - Двудольные Класс - Однодольные
Род - Ландыш Семейство - Лилейные
Семейство - Крестоцветные Род - Ландыш
Вид - Ландыш майский Вид - Ландыш майский

2. Изучение нового материала:

Учитель: Давайте познакомимся с другими растениями семейства лилейные. В этом семействе есть пищевые культуры, лекарственные, ядовитые растения. Пищевые культуры - это лук, чеснок, спаржа. Слайд №8

Сегодня у нас на уроке работает устный журнал. Послушаем первую страницу нашего журнала.

Рубрика «А вы знаете, что...» (сообщения учащихся)

В России естественно произрастает и культивируется 300 видов лука. Наибольшего разнообразия луковые достигают в северном полушарии. Все луковичные - травянистые растения, многолетники. Листья прикорневые, бесчерешковые, узкие, линейные, дудчатые, трубчатые, вследствие разрушения внутренней паренхимы. Цветки до цветения заключены в пленчатый чехол и образует зонтичное соцветие, которое расположено на верхушке безлистного побега (в народе именуется цветочной стрелкой).

Плод - вскрывающаяся коробочка, семена мелкие, с обильным эндоспермом. В цветках имеются нектарники, привлекающие внимание насекомых, способствующие перекрестному опылению. Для луковичных характерно так называемое «живорождение». Суть его заключается в том, что в соцветиях при основании цветоножек образуются небольшие луковички. Эти луковички опадают, укореняясь дают нормальное растение. Такое «живорождение» очень обычно для чеснока, который почти не размножается семенами.

Лук как культурное растение сопутствует человеку с глубокой древности. Популярность лука и чеснока как ценных пищевых, лекарственных растений общеизвестна. В России наиболее культивируется лук - репчатый, и чеснок, происходящие из Средней Азии. В мировом сельском хозяйстве возделывают лук - батун (родом из Китая), лук - порей и шнит - лук, родина которого Западная Европа.

Во многих местах Кавказа и Сибири население широко использует в пищу дикорастущие виды лука победного и лука медвежьего, называемого в народе черемшой.

Все луки содержат витамин С. Лук, чеснок содержит летучие вещества - фитонциды, которые угнетают действие бактерий. Слайды № 9,10,11,12,13,14,15.

Лекарственные растения семейства: алоэ, купена лекарственная.

С лайд №15.

Учитель: Алоэ - родина Южная Америка, где он представлен древовидными формами. Целебные свойства некоторых видов алоэ известны еще с 1 в.н.э. «Столетник» второе название алоэ. Цветки красно - оранжевые, собраны в соцветия - кисть. Алоэ используют при лечении желудочно - кишечного тракта, при заживлении ран. Слайд № 17,18,19.

Дикорастущие виды - ирисы (касатики), гусиный лук, пролески, гиацинты,

майник, нарциссы, рябчики, шафран (крокус). Слайды № 20,21,22,23,24,25

Немного истории, (сообщение ученика).

Краски из растений (см. приложение 1) Слайд № 24

Рябчик, шафран - растения, занесенные в Красную Книгу. Слайд №25

Рыльца цветков шафрана используют в качестве красящей добавки в пищевой промышленности.

Ядовитые растения

Учитель: Среди лилейных растений есть и ядовитые растения

«А знаете ли, вы что...» (сообщение ученика).

Черемица лобеля - многолетнее растение, стебель прямой, высота 1-1,5 м. Листья темно - зеленые, крупные, снизу пушистые. Цветки, белые или зеленоватые, собраны в соцветие метелка.

Растет черемица на заливных и влажных горных лугах, сырых лесах. Все растение очень ядовито. В нем содержатся алкалоиды, смолянистые вещества. С давних времен этим растением пользовались в народе для борьбы с паразитами людей и скота.

Из неё готовили стрельный яд, приманки для ловли птиц. Индейцы Северной Америки пользовались корнем черемицы при выборе вождей. Самым стойким признавался тот, кто оказывался наиболее выносливым к рвотному действию корня черемицы. Несколько граммов свежего корня могут убить лошадь. Слайд №26

Безвременник осенний

Это многолетнее растение, стебелек невысокий: 10-15 сантиметров. Цветет в августе - сентябре, цветки розовые или фиолетовые. Растет в западных и юго - западных районах Европейской части России на влажных и сырых местах. Растение обладает горьким вкусом. В нем содержится ядовитый алколоид колхицин. Это капиллярный яд. Он действует на живую ткань, напоминая действие мышьяка. Поэтому его иногда называют растительным мышьяком.

Бывали случаи отравления сельскохозяйственных животных при выпасе их на засоренных безвременником лугах. Употребляя молоко от такой коровы можно заболеть. Известны случаи отравления людей вследствие поедания цветков илисемян безвременника. Слайд №27

Вороний глаз.

Имеет длинное ползучее корневище, невысокий стебель, 4 большихяйцевидных листа, расположенных крест- накрест. На верхушке стебля располагается зеленовато - желтый цветок, а в дальнейшем синевато - черная ягода. Эта ягода напоминает вороний глаз и с этим связано название растения. Встречается в лесах Европейской части страны, на Дальнем Востоке. Все растение ядовито, так как содержит сильнодействующие гликозиды парадин ипаристифин.

Опасность представляют в основном ягоды. Признаки отравления: тошнота, рвота, боли в животе, понос, расширение зрачков, головная боль. Отравления заканчиваются выздоровлением. Слайд №28

3. Рефлексия.

Задание №1. Определить правильные утверждения. Слайд № 29

  1. Все растения семейства лилейные - многолетние.
  2. У всех растений семейства лилейные образуют луковицы.
  3. Растения семейства лилейные имеют цветок с простым околоцветником.
  4. Плод у лилейных - семянка.
  5. Лилейные относятся к однодольным растениям.
  6. Листья у лилейных простые.
  7. Жилкование листьев перистое или сетчатое.
  8. Цветок имеет формулу Ч5Л5Т5П1
  9. Корневая система мочковатая.

Задание №2. Выбрать растения, которые относятся к семейству лилейные.

Слайд №30

  1. Тюльпан лесной
  2. Василек луговой.
  3. Пырей ползучий.
  4. Лук репчатый
  5. Рябина обыкновенная
  6. Спаржа лекарственная
  7. Лилия кудрявая
  8. Лилия саранка
  9. Рожь посевная
  10. Ландыш майский
  11. Чеснок посевной
  12. Алоэ древовидное
  13. Чина лесная.
  14. Малина обыкновенная

Правильные ответы: 1, 4, 6, 7, 8, 10, 11,12.

Задание №3. « Узнай название растения»

Определить вид растения и написать порядок определения. Работа с гербарием (в парах).

Задание№4. Определить систематическое положение растений: Слайд №31.

  1. вариант - купена лекарственная
  2. вариант - дурман обыкновенный.

Задание № 5 « Найди лишнее слово». Слайд № 32

РАЖСПА
КНЕСОЧ
КЛИЕСАВ
ШДПНЛЫ
ЦИГАНИТ

Лишнее слово - василек (семейство сложноцветные).

4. Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, давайте еще раз вспомним и назовем признаки лилейных.

Основные признаки лилейные:

  1. Формула цветка: Окз+з Тз+зП1
  2. Плод - трехстворчатая коробочка (тюльпан) или ягода (ландыш, спаржа).
  3. Жизненные формы: травы, древовидные, лианы.
  4. Цветут весной и быстро отцветают. В жаркое время сохраняются в виде луковиц или корневищ.

Презентация

Приложение 1