Цели.
Образовательная:
- Определить особенности поэтического таланта Мандельштама;
- Выявить духовный настрой произведений;
- Формировать общие представления об историко-литературном процессе;
- Научить осваивать историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия (символизм, акмеизм).
Развивающие:
- Развивать образное и аналитическое мышление;
- Развивать читательский интерес обучающихся, художественный вкус;
- Развивать навыки выразительного чтения, память, устную речь;
- Уметь видеть цветовое единство изображения;
- Развивать коммуникативную компетентность.
Воспитательные:
- Прививать чувство прекрасного путем воздействия на эмоции;
- Воспитывать уважение к литературе и ценностям отечественной и мировой культуре.
Здоровьесберегающие:
- Использовать разные формы работы, исключающие утомляемость обучающихся;
- Следить за осанкой;
- Создать комфортные условия для обучающихся.
Оборудование: портрет О.Э. Мандельштама, презентация, альбомные листы, фломастеры.
1. Слово учителя.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас мероприятие особенное, я хочу предложить вам немного расслабиться. Работая над произведением, вы должны почувствовать красоту поэтического волшебного слова поэта. Мы привыкли к тому, что постоянно решаем сложные проблемы, которые предъявляет нам урок. Давайте немного оторвемся от реальной действительности, с головой уйдем в прекрасные завораживающие строчки стихов О. Мандельштама.
Мы попытаемся погрузиться в учебное содержание произведения, которое нам уже по плечу, постараемся поработать сообща, взаимодействуя друг с другом, проявим толерантность к мнению друг друга, будем оказывать посильную помощь друг другу.
Искусство дано человеку, чтобы не умереть от жизни.
Геродот.
Работа с эпиграфом:
– О какой жизни идет речь? Почему “чтобы не умереть?” (Ответы ребят.)
Знакомство с понятиями:
Лирический герой – образ героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем (ЛГ), не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания.
Художественное слово – относящееся к произведениям искусства, воспроизводящее действительность в эстетических образах, содержащее элемент эстетики, артистизма.
Звукопись – воспроизведение звука.
Акмеизм – (акме – вершина), течение в русской поэзии 20 века, провозглашавшее в противовес символизму, материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
Немолчный – непрерывный, неумолкаемый.
Древо – древеса (книжное) графическое или символическое изображение чего – либо, представляемое в виде дерева.
Итак, ребята, мы с вами повторили нужные понятия для того, чтобы приблизить, замаскированную идею стихотворения.
Один из учеников читает текст произведения.
Звук осторожный и глухой
Плода, сорвавшегося с древа,
Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной...
1908 г.
– Перескажите текст прозой. Какие слова останутся? Запишите.
Стихи пишут люди странные. Почему мы их так называем? (Потому что у поэта особое зрение, он подмечает такие “странности” жизни, которые не видят окружающие.)
Главная странность:
– Что описывает (изображает) поэт? Звук какой? Звук чего? Звук где?
– Подберите второй вариант звука. (Ответы ребят: Раздался звук падающего плода.)
– Почему плода, а не яблока, груши, шишки? (Ответы ребят: для поэта главное не
яблоко, не шишка, не груша, главное – показать движение жизни.)
– Что появилось раньше: лес или звук упавшего плода? (Ответы ребят. Лес, а потом
плод.)
– Почему звук назван осторожным? Что поэт боится потревожить? (Ответы ребят.
...глубокой тишины лесной...).
– Ребята, какие опорные слова, по-вашему, вы бы выписали из данного
четверостишия? (Глубокой, тишины, лесной...). Почему?
– А почему поэт боится нарушить глубокую тишину леса? (Ответы ребят. Это только
на первый взгляд кажется, что лес молчит. На самом деле в лесу происходят разные
изменения. Поэт боится нарушить природный ход событий.)
– Почему тишина поет, если она – тишина? Почему напев тишины – немолчный?
(Ответы ребят. Песня тишины вечная, непрерывная. Значит жизнь бесконечна,
неумолкаемая.)
– Глубокая тишина... Как это можно понять? Тишина – ничего не происходит? Есть
ли что-то общее между глубокой тишиной и глубокой водой (озером)? Что происходит
в лесу в тишине? (Ответы ребят. Природа постоянно обновляется. Можно
перефразировать известное выражение: “В один и тот же лес не войдешь дважды”.)
– Почему не дерево, а древо? Встречались ли вы в книгах с данными понятиями
“ДРЕВО” и “ПЛОД”? (Ответы ребят. Они определяют значение слова ДРЕВО –
графическое или символическое изображение чего-либо, представляемое в виде
дерева. Поэт исследует историю возникновения предметов и явлений, говорит о
вечности бытия.)
– Почему плода сорвавшегося, а не упавшего? Падение плода – это событие в жизни?
А в поэзии? Плод сорвался, летит к земле, но как он упал, автор нам этого не
говорит. Плод сорвался, судя по дате написания стихотворения, в 1908 году, а
сейчас – 2013-й... Почему? (Рассуждения ребят. Поэт еще раз подтверждает, что
жизнь бесконечна. В жизни любого человека возможны падения, но он продолжает
жить, создавать духовные и материальные ценности. Так же и в поэзии.)
– Найдите в стихотворении глаголы? Нет глаголов.
– Благодаря чему поэту удается показать движение жизни? Какими словами?...ЗВУК,
СОРВАВШЕГОСЯ, НЕМОЛЧНЫЙ, НАПЕВ. (Здесь глаголы не нужны, несмотря на то что они
просто напрашиваются: послышался звук, слышится звук, тишина поет, плод сорвался
с дерева... Эту роль прекрасно выполняют озвученные нами слова.)
– А теперь давайте вернемся к опорным словам, которые вы выписали из
четверостишия? На что указывают эти слова в данном стихотворении? В чем
волшебство поэзии?
Вывод: (благодаря именно этим поэтическим словам возникает картинка за текстом.)
– Ребята, я хочу попросить вас нарисовать то, что вы “увидели” в стихотворении.
Какие краски или фломастеры вы бы взяли? (Ребята создают свой поэтический образ.)
Итак, мы с вами попытались увидеть известные нам предметы несколько в ином измерении. Мы уже убедились, что в поэзии каждое слово “работает” на главную идею произведения, отсюда и новые краски, новые звучания. Известные предметы получают другие характеристики. Вот почему поэтическое слово весомее, красочнее, интереснее. В поэзии слово несет больше смысла, чем в обыденной речи.
Итоги:
– Чем мы занимались на мероприятии?
– О чем шла речь?
– Достигли ли мы поставленных целей?
– Что вы расскажете о сегодняшнем мероприятии своим родителям?
– Оцените свою работу.
Учитель предлагает ребятам найти понравившееся стихотворение поэта и проанализировать его.