Внеклассное мероприятие "Волшебное слово поэзии"

Разделы: Внеклассная работа


Цели.

Образовательная:

  • Определить особенности поэтического таланта Мандельштама;
  • Выявить духовный настрой произведений;
  • Формировать общие представления об историко-литературном процессе;
  • Научить осваивать историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия (символизм, акмеизм).

Развивающие:

  • Развивать образное и аналитическое мышление;
  • Развивать читательский интерес обучающихся, художественный вкус;
  • Развивать навыки выразительного чтения, память, устную речь;
  • Уметь видеть цветовое единство изображения;
  • Развивать коммуникативную компетентность.

Воспитательные:

  • Прививать чувство прекрасного путем воздействия на эмоции;
  • Воспитывать уважение к литературе и ценностям отечественной и мировой культуре.

Здоровьесберегающие:

  • Использовать разные формы работы, исключающие утомляемость обучающихся;
  • Следить за осанкой;
  • Создать комфортные условия для обучающихся.

Оборудование: портрет О.Э. Мандельштама, презентация, альбомные листы, фломастеры.

1. Слово учителя.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас мероприятие особенное, я хочу предложить вам немного расслабиться. Работая над произведением, вы должны почувствовать красоту поэтического волшебного слова поэта. Мы привыкли к тому, что постоянно решаем сложные проблемы, которые предъявляет нам урок. Давайте немного оторвемся от реальной действительности, с головой уйдем в прекрасные завораживающие строчки стихов О. Мандельштама.

Мы попытаемся погрузиться в учебное содержание произведения, которое нам уже по плечу, постараемся поработать сообща, взаимодействуя друг с другом, проявим толерантность к мнению друг друга, будем оказывать посильную помощь друг другу.

Искусство дано человеку, чтобы не умереть от жизни.
Геродот.

Работа с эпиграфом:

–  О какой жизни идет речь? Почему “чтобы не умереть?” (Ответы ребят.)

Знакомство с понятиями:

Лирический герой – образ героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем (ЛГ), не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания.

Художественное слово – относящееся к произведениям искусства, воспроизводящее действительность в эстетических образах, содержащее элемент эстетики, артистизма.

Звукопись – воспроизведение звука.

Акмеизм – (акме – вершина), течение в русской поэзии 20 века, провозглашавшее в противовес символизму, материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

Немолчный – непрерывный, неумолкаемый.

Древо – древеса (книжное) графическое или символическое изображение чего – либо, представляемое в виде дерева.

Итак, ребята, мы с вами повторили нужные понятия для того, чтобы приблизить, замаскированную идею стихотворения.

Один из учеников читает текст произведения.

Звук осторожный и глухой
Плода, сорвавшегося с древа,
Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной...
1908 г.

– Перескажите текст прозой. Какие слова останутся? Запишите.

Стихи пишут люди странные. Почему мы их так называем? (Потому что у поэта особое зрение, он подмечает такие “странности” жизни, которые не видят окружающие.)

Главная странность:

– Что описывает (изображает) поэт? Звук какой? Звук чего? Звук где?
– Подберите второй вариант звука. (Ответы ребят: Раздался звук падающего плода.)
– Почему плода, а не яблока, груши, шишки? (Ответы ребят: для поэта главное не яблоко, не шишка, не груша, главное – показать движение жизни.)
– Что появилось раньше: лес или звук упавшего плода? (Ответы ребят. Лес, а потом плод.)
– Почему звук назван осторожным? Что поэт боится потревожить? (Ответы ребят. ...глубокой тишины лесной...).
– Ребята, какие опорные слова, по-вашему, вы бы выписали из данного четверостишия? (Глубокой, тишины, лесной...). Почему?
– А почему поэт боится нарушить глубокую тишину леса? (Ответы ребят. Это только на первый взгляд кажется, что лес молчит. На самом деле в лесу происходят разные изменения. Поэт боится нарушить природный ход событий.)
– Почему тишина поет, если она – тишина? Почему напев тишины – немолчный? (Ответы ребят. Песня тишины вечная, непрерывная. Значит жизнь бесконечна, неумолкаемая.)
– Глубокая тишина... Как это можно понять? Тишина – ничего не происходит? Есть ли что-то общее между глубокой тишиной и глубокой водой (озером)? Что происходит в лесу в тишине? (Ответы ребят. Природа постоянно обновляется. Можно перефразировать известное выражение: “В один и тот же лес не войдешь дважды”.)
– Почему не дерево, а древо? Встречались ли вы в книгах с данными понятиями “ДРЕВО” и “ПЛОД”? (Ответы ребят. Они определяют значение слова ДРЕВО – графическое или символическое изображение чего-либо, представляемое в виде дерева. Поэт исследует историю возникновения предметов и явлений, говорит о вечности бытия.)
– Почему плода сорвавшегося, а не упавшего? Падение плода – это событие в жизни? А в поэзии? Плод сорвался, летит к земле, но как он упал, автор нам этого не говорит. Плод сорвался, судя по дате написания стихотворения, в 1908 году, а сейчас – 2013-й... Почему? (Рассуждения ребят. Поэт еще раз подтверждает, что жизнь бесконечна. В жизни любого человека возможны падения, но он продолжает жить, создавать духовные и материальные ценности. Так же и в поэзии.)
– Найдите в стихотворении глаголы? Нет глаголов.
– Благодаря чему поэту удается показать движение жизни? Какими словами?...ЗВУК, СОРВАВШЕГОСЯ, НЕМОЛЧНЫЙ, НАПЕВ. (Здесь глаголы не нужны, несмотря на то что они просто напрашиваются: послышался звук, слышится звук, тишина поет, плод сорвался с дерева... Эту роль прекрасно выполняют озвученные нами слова.)
– А теперь давайте вернемся к опорным словам, которые вы выписали из четверостишия? На что указывают эти слова в данном стихотворении? В чем волшебство поэзии?

Вывод: (благодаря именно этим поэтическим словам возникает картинка за текстом.)

– Ребята, я хочу попросить вас нарисовать то, что вы “увидели” в стихотворении.

Какие краски или фломастеры вы бы взяли? (Ребята создают свой поэтический образ.)

Итак, мы с вами попытались увидеть известные нам предметы несколько в ином измерении. Мы уже убедились, что в поэзии каждое слово “работает” на главную идею произведения, отсюда и новые краски, новые звучания. Известные предметы получают другие характеристики. Вот почему поэтическое слово весомее, красочнее, интереснее. В поэзии слово несет больше смысла, чем в обыденной речи.

Итоги:

– Чем мы занимались на мероприятии?
– О чем шла речь?
– Достигли ли мы поставленных целей?
– Что вы расскажете о сегодняшнем мероприятии своим родителям?
– Оцените свою работу.

Учитель предлагает ребятам найти понравившееся стихотворение поэта и проанализировать его.