Пояснительная записка
Внеурочная программа «Школа безопасности на дороге» составлена в соответствии c ФГОС второго поколения.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых.
В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспокоены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие родители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями.
Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать программа внеурочной деятельности «Школа безопасности на дороге» военно-патриотической направленности для обучающихся 1-2 классов. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.
Цель программы: формирование у детей безопасного поведения на дороге и на улице.
Задачи:
- Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге и на улице;
- Формирование сознательного отношения к выполнению Правил дорожного движения;
- Формирование ценностного отношения к своему здоровью;
- Воспитание чувства ответственности за личную безопасность;
- Развитие самостоятельности, активности, творческих способностей, приёмов логического мышления.
Программа рассчитана на 67 часов, 1час в неделю
Срок реализации – 2 года.
Возраст обучающихся – 7-9 лет (1-2 класс)
В основу программы положены следующие принципы:
- принцип актуальности;
- принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);
- принцип систематичности (реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом);
- принцип доступности и наглядности;
- принцип практической направленности;
- принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение детей, определить перспективу действий).
Формы занятий:
- беседа-диалог,
- игры, экскурсии,
- практические занятия,
- встречи с инспекторами ГИБДД, конкурсы,
- просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением.
Ожидаемые результаты реализации программы
Личностные результаты:
- понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
- развитие личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях;
- формирование внутренней дисциплины по соблюдению правил дорожного движения.
Регулятивные УУД:
- ориентироваться в различных жизненных ситуациях и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации.
Познавательные УУД:
- знать и соблюдать основные правила дорожного движения;
- знать основные дорожные знаки;
- наблюдать, делать выводы;
- задавать вопросы, уточняя непонятное;
Коммуникативные УУД:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
- выполнять требования и условия ролевых игр;
- учиться договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию;
- осуществлять взаимопомощь.
Разделы программы:
- Мы – пешеходы (1 класс – 7 ч.; 2 класс – 7 ч.)
- Мы – пассажиры (1 класс – 7 ч.; 2 класс – 7 ч.)
- Азбука дорожных знаков (1 класс – 5 ч.; 2 класс – 6 ч.)
- Азбука безопасности (1 класс – 14 ч.; 2 класс – 14 ч.).
Содержание – 1 класс
(тематическое планирование см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
1 | Ознакомительная экскурсия. Целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков. Дорога и пешеходные переходы, рассказ инспектора ГИБДД об их взаимосвязи со светофорами и дорожными знаками. Опасные места вокруг школы. Движение детей группой. |
2-3 | Дорога в школу и домой. Целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. Выбор наиболее безопасного пути в школу и домой; Подробное описание улиц, их пересечения, наличие светофора, пешеходного перехода. Маршрут «Дорога в школу и обратно». Практика: изготовление маршрутного листа «Дом – школа - дом» |
4-5 | Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах. Целостное восприятие окружающей дорожной среды, анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах. Опасные места на улицах и дорогах, где не сразу можно увидеть движущиеся машины. Установка учащимся развивать в себе умение правильно действовать в опасной ситуации. Примеры неосторожного поведения детей.Практика: памятка «Правила безопасного поведения». |
6 | Что такое транспорт. Понятие «транспорт» и виды транспорта. Виды транспорта: дорожный, наземный, водный, воздушный, подземный, транспорт со спец. сигналами. |
7-8 | Светофор. Понятие «светофор», световые сигналы светофора, различие светофоров для водителей и для пешеходов; дисциплина на дороге. Переход дороги на зеленый свет. Установка учащимся на правопослушное поведение по соблюдению сигналов светофора. Практика: игра «светофор», «Водители и пешеходы». |
9-11 | Что означают дорожные знаки. Что такое дорожный знак? Значение дорожных знаков для пешеходов, их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Знакомство со знаками «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено» «Пешеходный переход», «Дети» и т.д. Практика: тестирование по теме, игра «Мы рисуем дорожные знаки». |
12 | Кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. Значение слов «Водитель», «Пешеход», «Пассажир». Действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные. |
13 | Что такое проезжая часть дороги. Термин «проезжая часть дороги»; чувство предвидения опасности, где разрешается играть, где можно ездить на самокатных средствах. Правила перехода улицы и дороги. Опасности перед близко идущим транспортом. |
14-15 | Мы – пассажиры. Общественный транспорт, правилами пользования и поведения в общественном транспорте. Практика: игра «Мы - пассажиры» |
16-17 | Пешеходный переход. Знания о проезжей части дороги; представление о пешеходных переходах; дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги. Практика: памятка «Правила перехода дороги», рисунок «Я - пешеход». |
18-19 | Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Представление о значении новых терминов: «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина». Движение пешеходов по правой стороне, нельзя ходить по бордюру, нельзя играть на тротуаре. Практика: игра «Движение по тротуару». |
20 | Я – пешеход. Экскурсия. Правила движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине, правила движения группами. |
21-22 | Почему дети попадают в дорожные аварии. Представление о дорожной среде, умения и навыки безопасного поведения. Сводка ГИБДД по городу, разбор отрицательных и положительных привычек, в результате чего происходят аварии. Практика: составление памятки «Правильное поведение на дороге». |
23 | История появления автомобиля и Правил дорожного движения. История появления автомобиля и Правил дорожного движения. 1909 год принятия Конвенции по автомобильному движению, где были введены дорожные знаки. Знакомство с брошюрой современных Правил ДД. |
24-25 | Права и обязанности пешехода и пассажира. Права и обязанности пешехода и пассажира, ответственное отношение к соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов и пассажиров. Правильное поведение на улицах и дорогах – показатель культуры человека. Практика: тестирование по теме: «Права и обязанности пешехода и пассажира» |
26 | Что такое ГИБДД и инспектор ДПС. Термины «ГИБДД» и «ДПС»; значимость работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров. |
27 | История появления светофора. История появления светофора, безопасное поведение на улицах и дорогах. Появление первого светофора в Лондоне, затем в России, его строение. |
28 | Улица, дорога и дорожные знаки. Проспекты, шоссе, улицы маленькие и узкие, широкие и длинные, переулок. Понятия «двустороннее» и «одностороннее» движение транспорта, символы – схематичные обозначения на дорожных знаках. Запрещающие знаки. |
29 | Правила безопасного перехода улиц и дорог. Представления о правостороннем движении транспорта, возможных опасностях и неожиданностях на улицах и дорогах, научить правильное ориентирование в дорожных ситуациях. Правостороннее движение распространяется и на пешеходов – ходить только с правой стороны. Внезапные опасности. |
30-31 | Регулируемый и нерегулируемый перекресток. Представление о перекрестке, его видах, его опасность как места, где пересекаются дороги и транспорт движется в разных направлениях, безопасность поведения на перекрестке. Понятие регулировщик, его обязанности на перекрестке, Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Правила перехода перекрестка (памятка) – практика. |
32-33 | Правила поведения в общественном транспорте. Уважительное отношение к пассажирам и культура поведения в транспорте. Правила и обязанности пассажиров. Обход общественного транспорта. Правила поведения в автомобиле до 12 летнего возраста. |
Содержание – 2 класс
(тематическое планирование см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
1-2 | Наш город (экскурсия). Причины дорожно-транспортных происшествий. Город, в котором мы живем. Улицы с наиболее интенсивным движением транспорта и пешеходов в городе. Рассказ о микрорайоне школы, о его транспортном сообщении. Рост числа транспортных средств в городе (по материалам местного отделения дорожной полиции). Увеличение населения.Причины дорожно-транспортных происшествий и меры по их предупреждению. Меры, принимаемые городскими комиссиями безопасности движения на транспорте. |
3 | Правила движения группами. Правила движения группой -.правило движения по улицам групп детей, которые должны идти по тротуару, у сопровождающих – красные флажки. Практика. |
4 | Причины дорожных аварий. Осознанные представление о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, навыки безопасного поведения. |
5-6 | Светофор и дорожные знаки. Расширение знаний о светофоре: ограничение времени действия сигналов, последовательность их, светофор для пешеходов; дорожные знаки : предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные. Практика: путешествие в страну дорожных знаков. |
7-8 | Перекресток и опасные повороты транспорта. Представление об опасных поворотах транспорта; умение ориентироваться в опасных ситуациях. Практическое занятие : «На перекрёстке», фильм «Торопыжка» |
9 | Правила перехода проезжей части при отсутствии перекрестка. Безопасные действия при переходе проезжей части при отсутствии перекрестка. |
10 | Остановочный и тормозной путь автомобиля. Опасность перехода проезжей части дороги перед близко идущим транспортом; понятие « остановочный и тормозной путь автомобиля». |
11-12 | Велосипед и его обозначение в дорожных знаках. Опасность при езде на велосипеде, правила обращения с ним для безопасности окружающих; знакомство с дорожным знаком «Движение на велосипеде запрещено». Практика : памятка «Правила езды на велосипеде». |
13-14 | Правила поведения при езде на велосипеде. Безопасные правила езды на велосипеде, возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги. История развития велосипеда. Практика: «Велодорожка». |
15 | Правила поведения в транспорте. Культура поведения учащихся в маршрутном транспорте, правила посадки и высадки из транспорта. |
16-17 | Правила поведения на посадочных площадках. Правила посадки и высадки из транспорта, правила поведения на посадочных площадках. Практика: игра «Мы - пассажиры» |
18 | Элементы улиц и дорог. Проезжая часть, тротуар, обочина, кювет, пешеходная дорожка. |
19-20 | На загородной дороге. Особенности движения пешеходов на загородных дорогах. Практика: тестирование. |
21-22 | Правила перехода железной дороги. Представление об опасности на железной дороге, правила перехода железнодорожных путей. Конкурс рисунка по теме – практика. |
23-24 | Назначение дорожной разметки. Назначение дорожной разметки и ее роль в регулировании движения транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметки. Назначение дорожных знаков. Места установки дорожных знаков. Блиц – опрос по теме. |
25-28 | Особенности труда водителя и его основные обязанности. Предупредительные сигналы водителя. Факторы, влияющие на психофизиологию труда водителя. В чем трудность работы водителя? Почему нельзя отвлекать водителя разговорами во время движения автомобиля, автобуса. Оборудование автотранспорта специальными сигналами, их значение и порядок применения. Действия пешеходов при подаче сигналов поворота или специальных звуковых сигналов. Практика: «Решение задач, карточек по ПДД», занятия «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят». |
29-31 | Езда на велосипеде, мопеде. Опасность в дорожных ситуациях. Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка велосипеда. Учебная езда на закрытой площадке. Места для движения на велосипеде. Возрастной ценз на право управления велосипедами при движении по дорогам.Дорожно-транспортные происшествия велосипедистами и меры по их предупреждению. О правах и обязанностях водителей мототранспорта, основные правила езды и меры безопасности. Практика: прохождение препятствий на велосипеде, фигурное вождение велосипеда в автогородке. |
32-33 | Современный транспорт – зона повышенной опасности. Общественный транспорт. Краткая характеристика видов современного транспорта. Причины ДТП по вине водителей: превышение скорости движения, нарушение правил проезда пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, обгона, управление транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Основные правила безопасного поведения при пользовании общественным транспортом. Опасности, подстерегающие пассажира при посадке и высадке из транспорта, в процессе передвижения и в аварийных ситуациях. Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения и возможные последствия. Практика: соревнование «Безопасное колесо» |
34 | Итоговое занятие. Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист” |
Учебно-методический материал
Для проведения занятий необходимо
- просторное светлое помещение, оснащенное интерактивной доской;
- специальная площадка с нанесенной разметкой элементов дороги.
Из материалов потребуются
диски с учебными фильмами и мультфильмами:
- «Азбука безопасности. Смешарики». Диск «СТС»;
- «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности. Диск. Т/О «Маски»; компьютерные презентации соответствующей тематики;
наглядные материалы:
- плакаты «Знаки дорожного движения в картинках», «Правила дорожного движения для малышей» Издательство «ГНОМ иД», 2008.
- настольная игра «Азбука пешехода» Издательство «Просвещение», 2005.
- иллюстративный материал Якупова А.М. Безопасность на улицах и дорогах. - М., 2003г.
- раскраски Зубкова Б.В. Говорящие картинки. – М., 1988.
Литература:
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. – М.: «Просвещение», 2010.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: «Просвещение», 2011.
- ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2011.
- Закон РФ от 10.12 2007 г. «О безопасности дорожного движения»
- Правила дорожного движения РФ. – М., 2010.
- Дик Н.Ф. Классные часы и нестандартные уроки. Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2004.
- Могутин Ю.В. Ты идешь по улице. – Новосибирск, 1975.
- Козловская Е.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. – М.: Третий Рим, 2007.
- Петрановская Л.В. Что делать если… – М., 2009.
- Семенюк Н.В. Изучение правил дорожного движения». – Минск: «Народная Асвета», 1986.
- Учебная книжка-тетрадь. Дорожная безопасность. – М., 2007.
- Школа светофорных наук. Учебное пособие. – М., 2006.