Урок истории: "Жить не по лжи". Лабораторная работа со статьей А.И. Солженицына

Разделы: История и обществознание


Цели урока: продолжить знакомство с личностью и творчеством А.И.Солженицына, особенностями развития Советского государства в к.60-х -70-ые гг., продолжить формирование умения работать с документом, выделять главное, находить и разрешать проблемы, размышлять над нравственными уроками истории, способствовать формированию нравственных ценностей у учащихся.

Понятия урока: тоталитаризм, гражданственность, духовность, нравственность, гласность, Самиздат, диссиденты.

Оборудование урока: тексты документа (отрывок), вопросы к тексту, фотографии А.И.Солженицына.

Эпиграф: "Явить миру такое общество, в котором все отношения, основания и законы будут вытекать из нравственности - и только из нее!" (А.И.Солженицын "Раковый корпус").

Вводная часть урока .

Библейская заповедь гласит:"Не лги". Она стала общечеловеческой нормой морали. Но сколько раз в истории люди, правители нарушали ее: искажали тексты посланий, давали ложные клятвы, обманывали свой народ! Владимир Мономах в своем "Поучении к детям"писал: "Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от них ведь душа погибает и тело".

Ребята, можете ли вы привести примеры из литературы, жизни, как ложь разрушает духовный мир человека?

Сегодня мы знакомимся с отрывками из воззвания А.И.Солженицына "Жить не по лжи!" Работа над ним велась писателем в 1972-1973гг. В конце августа 1973г. оно было закончено, но появилось в Самиздате в 1974г. этому предшествовали следующие события. В 1973г. в Париже вышел первый том "Архипелага ГУЛАГ", где история репрессий была обнажена до предела. Началась травля писателя в СССР. Но доказать, что он в "Архипелаге" оклеветал Советскую власть, было невозможно даже в то время. Тогда писатель был обвинен в более тяжелом преступлении- измене Родине. Руководитель КГБ Ю.В.Андропов и Генеральный прокурор Р.А.Руденко направили в Секретариат ЦК КПСС записку о "целесообразности выдворения Солженицына из пределов Советского государства" Политбюро приняло специальное постановление "О пресечении антисоветской деятельности Солженицына2.11 февраля 1974г. против него было возбуждено уголовное дело.12 декабря был принят указ о депортации. В тот же день Александр Исаевич был арестован. писатель был лишен гражданства. 13 февраля его, ничего заранее ему не объявляя, депортируют в ФРГ. Фотография запечатлела его спускающимся по трапу самолета в аэропорту во Франкфурте -на-Майне. О чем думал он в этот момент, оказавшись неожиданно в чужой стране? Может быть о том, вернется ли он когда-нибудь на Родину? Трудно сказать. Но в этот же день в Самиздат ушло его воззвание "Жить не по лжи!"

Работа с текстом документа.

Вопросы и задания для работы с текстом:

1. Прочитайте внимательно текст, выделите предложения, в которых употребляется слово"ложь". Приготовьтесь к выразительному чтению текста.

2. Как вы думаете, почему эту статью Солженицына назвали воззванием? (Примерный ответ: Это не просто статья, а призыв к советским людям, гражданам своей страны).

3. Против каких явлений тоталитарного государства выступает А.И.Солженицын? Приведите фразы из текста, подтверждающие ваши слова. ( Примерные ответы: отсутствие гласности - "...сойдясь в курилках НИИ, от души жалуемся", отсутствие свободы творчества"- пишем и читаем Самиздат", произвол партийно-государственной бюрократии - "судят, кого хотят", принятие важнейших решений без участия граждан, отсутствие демократии- "нас не слушают, не спрашивают", "нам закляпили рот", отсутствие действенных механизмов ответственности власти перед гражданами - "перевыборов не бывает в нашей стране", идеологическое давление - "уж нам долбили на политкружках" и т.д.).

4. Какие действия советского руководства в конце 60-70-хгг. вызывают протест писателя? (поддержка режимов, прикрывающихся социалистической фразеологией, разжигание гражданских войн, выделение больших средств на развитие космической отрасли при сохранении низкого жизненного уровня жизни населения, преследование инакомыслящих - "людей загоняют в умалишенные" ...).

5. Как вы понимаете выражение А.И.Солженицына: "Мы ...расчеловечились"? Какие проблемы духовного развития страны его волнуют? (Писатель критикует психологию потребительства, готовность человека "отдать... душу свою, все усилия наших предков", смириться с подлостью во имя сохранения своего "утлого существования", "кормушки", "московской прописки","белых батонов", бездуховность, стремление к "удобной" жизни, боязнь "оторваться от стада". Учитель может привести слова писательницы С.Алексиевич: "Одно лишь имя Солженицына говорит о том, что удовольствие не главное , к чему должен стремиться человек, что комфорт - не единственное, чем стоит дорожить. Что-то неуловимое скрывается в строках любимых нами песен, в красках гениальных картин, в страницах романов...").

6. Почему писатель считает, что насилие нуждается во лжи? Приведите примеры из истории, когда правители прикрывались ложью, чтобы творить несправедливость. Какие реалии из истории Советского государства эпохи Л.И.Брежнева вы можете привести, подтверждая мысль писателя? ( дети могут привести такие аргументы: недемократический режим не может долго удержаться, опираясь только на насилие, он нуждается в том, чтобы создать внешнюю видимость справедливости - "насилию нечем прикрыться, кроме лжи". Из истории учащиеся могут привести пример Эмсской депеши, текст которой был искажен О.Бисмарком и был использован как повод к франко-прусской войне. Из истории СССР 60-70-ых гг. - ложные обвинения против диссидентов, ввод советских войск в Чехословакию в 1968г., в Афганистан в 1979г. и др.).

7. Как вы думаете, почему писатель считает, что виноваты не "они", а "мы"? В чем он видит гражданское мужество? Согласны ли вы с ним? Как вы понимаете выражения "духовная независимость" и "духовное лакейство"? (предполагаемый ход рассуждений детей: гражданское мужество проявляется в самостоятельной гражданской позиции, в готовности противостоять стадному инстинкту, готовности нести ответственность за свои поступки. Человек не должен обвинять только внешние силы: среду, социальные условия, правительство. Многое зависит от него самого. Очень важно для человека осознание духовной свободы. Можно привести слова Н.А.Бердяева: "Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы".).

8.Какой путь к духовному освобождению предлагает А.И.Солженицын? Почему именно этот путь он считает самым доступным? ( личное неучастие во лжи: к демократическим методам люди были тогда не готовы, а "другие роковые пути, за последний век опробованные в горькой русской истории, - тем более не про нас...", " гнусность методов распложается в гнусности результатов").

9. Как вы думаете, почему Солженицын заканчивает свое воззвание именно этими словами А.С.Пушкина? Как вы их понимаете? (если люди будут и дальше поддерживать ложь, то духовное рабство поразит не только их, но и потомков "из рода в роды").

10. Как сам А.И.Солженицын следовал заповеди "жить не по лжи"? (учащиеся приводят примеры того, что даже при несвободе внешней Александр Исаевич оставался внутренне свободным человеком. Можно привести высказывание : "Жизнь Солженицына - самое лучшее и бесспорное его произведение".( "Между двумя юбилеями(1998-2003)". Писатели, критики и литературоведы о творчестве А.И.Солженицына: Альманах. М.: Русский путь, 2005. С.82). Он был студентом, солдатом, боевым офицером, заключенным, школьным учителем, писателем, борцом с властью, политическим изгнанником, нобелевским лауреатом. Он пережил сталинские лагеря и смертельную болезнь, которые не сломили его дух. Создал эпопею мировой войны, Февральской и Октябрьской революции, ГУЛага. Вернул русской литературе нравственную силу и лучшие традиции. Он был человеком, который знал эпоху и говорил об эпохе, которому были свойственны гражданское мужество и гражданская позиция.)

Заключение.

Отец Иоанн сказал о А.И.Солженицыне: "Александр Исаевич - человек, которому можно верить. Он был учителем жизни, и многих это раздражало. может потому, что в нас утрачен дар ученичества". Сегодня мы с вами на уроке получили возможность еще раз поучиться у великого писателя, прикоснуться к его мыслям, его надеждам. Обсуждая нравственные проблемы, которые он поднимает в своей статье, мы смогли больше узнать о самом писателе и о том сложном времени, когда она создавалась.

Какие мысли, высказанные в этой работе вы считаете актуальными?

Домашнее задание: ответить письменно на вопрос: Что для вас означают слова "жить не по лжи"?

Приложение