Лингвистические задания для предметных олимпиад и интеллектуальных игр в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Из года в год, участвуя в предметных олимпиадах для начальной школы, обратила внимание, что в них стало больше заданий лингвистической направленности, следовательно, возникла потребность в нахождении и решении этих заданий вместе с учащимися. Здесь помогают развивающие часы школьного компонента, на которых есть возможность организовать такую работу, чтобы:

– Помогать учащимся, лучше понять структуру языка, делать более осмысленным восприятие новых понятий.

– Стимулировать познавательную активность учащихся.

– Расширять кругозор учеников начальной школы.

Начну с заданий по русскому языку.

Структурировать языковое сознание помогают задания, где понятия и его обозначение в языке разведены, например, дано сочетание букв, за которым не стоит узнаваемого детьми объекта реальности, следовательно, работаем с грамматическим значением, учимся, обобщая, определять значения частей слова. Одно из таких заданий:

Дан не существующий корень -сатун-

Предлагаются следующее:

2 класс:

придумать однокоренные слова с этим корнем: маленький предмет, признак предмета, действие предмета

3-4 класс:

придумать существительное женского рода и изменить его по падежам, придумать прилагательные м.р., ж.р., ср.р., придумать глагол и изменить его по временам.

И обратное задание. Когда несуществующие слова, надо разобрать и найти им место в системе русского языка.

Сатунчик, сатунный, сатунщик, всатунить, высатунить, несатунный, сатунище.

2 класс: найди предмет (самый маленький и самый большой), признак предмета, действие предмета.

3-4 класс: Определи часть речи, назови возможные постоянные и непостоянные признаки, найди слова с противоположным значением, найди профессию, объясни происхождение -нн- в словах сатунный, несатунный.

(Таким образом, формируем умение видеть язык, как систему знаков, отойдя от смыслового понятия.)

Формировать начальное представление о языке, как знаковой системе, помогают задания, позволяющие оперировать такими терминами как «буква», «звук», разводить их в сознании ребенка, развивая абстрактность мышления, что позволяет развивать лингвистическое мышление.

Например, такое задание: Буква «Л» .

1-2 класс:

Что есть в яблоке и сливе, но нет в дыне и арбузе?

Придумай осмысленное предложение, где все слова начинаются с буквы «Л».

3-4 класс:

– может ли слово с приставкой начинаться на букву «Л»? Почему?

– может ли прилагательное в полной форме заканчиваться на букву «Л»?

– Придумай небольшой рассказ, где все слова будут начинаться с буквы «Л».

Может использоваться и другая буква.

Развиваем аналитическое мышление, на принципе сопоставления буквы и звука. Интересная поисковая задача стоит перед младшими школьниками в таком задании. Расшифруй

2-3 класс

Название города 20, 21, 13, 1

– Имя девочки 13, 6, 15, 1.

– Название реки 16, 12, 1

Обратное задание, зашифровать:

Название реки Нева

– Название города Москва и т.д.

Развиваем логическое мышление, учим анализировать, видеть в слове именно набор знаков, каждому из которых в алфавите соответствует свой порядковый номер. Так же направлено на знание алфавита, развитие языковой памяти. В это задание можно включить и английские слова.

Новый уровень сложности в работе с лингвистическим материалом, представлен следующем задании:

Niewola, lekarz, zaba, strzelba – даны польские слова

2 класс:

выпишите буквы обозначающие гласные, а затем согласные звуки.

3-4 класс:

найдите перевод каждого слова: ружьё, лягушка, рабство, врач.

Развиваем фонетический слух, учимся сопоставлять иностранные корни, узнавать общие корни близких языков. Пока с помощью языковых догадок, версий, возникает на начальном этапе понимание, что существуют родственные языки. Более похожие на наш, чем английский. Закладываются зачатки языкознания.

Следующее задание направлено на формирование внимания к структуре слова, помогает понять его смысл, умение вычленять корень, помогает увидеть главное в его лексическом значении, определить значение.

Исходя из названия профессии, определи, чем будет заниматься человек.

Для 2 класса мы берем более понятные названия профессий, для 3-4 более сложные названия профессий с использованием иноязычных корней.

2 класс:
водолаз
товаровед
переводчик
переплетчик
телемастер
сыровар
хлебопек
3-4 класс:
ковбой
геолог
гидролог
флорист
окулист
египтолог
пекарь

Как развивающее, задание, предлагается исследовать, обсудить корень ЛОГ, который встречается в названиях некоторых профессий. И предложить детям найти слова, где встречается этот корень.

С названиями профессий можно предложить и следующий вид работы.

Какое из данных слов отличается от других по составу:

Журналист, трубочист, таксист, гитарист, машинист

Совершенствуем навыки работы со структурой слова, развиваем лингвистическую зоркость, понимание, что не всегда надо механически действовать по аналогии.

Какое из слов не того рода, что все остальные:

Зайчишка, скворушка, соловушка, коровушка.

Домишко, полюшко, окошко, солнышко, бревнышко.

Это задание на развитие логики, лингвистического мышления. Детям надо не только увидеть «лишнее» слово с точки зрения языка, но и постараться доказать, почему, увидеть способы доказательства. Поставить слова в ту форму, по которой будет сразу определяться род.

Этим заданием отрабатываем умение составлять сложные слова, по единому принципу словообразования в разных языках.

3-4 класс: составь сложные слова из простых иностранных слов: snow, man, ball.

Сноумэн – снеговик
Сноубол – снежок

Представлю несколько заданий по Окружающему миру, лингвистической направленности.

1-2 класс: соотнеси герб и название города. Липецк, Курск, Архангельск, Орехово-Зуево

Развиваем умение читать гербы по их ключевому образу. Выделяем ключевой образ, соотносим его со словом.

3-4 класс: – догадайся, каким городам России принадлежат эти гербы.

Умение определить герб по его описанию, найти ключевое слово, которое отразится в названии города.

«Город, на воротах орел одноглавый черный, сверх орла корона золотая в синем поле». (ОРЕЛ)

«Лазоревый щит герба пересечен; в верхнем поле золотое солнце, над золотой же горой; в нижнем поле три золотых дерева». (СОЛНЕЧНОГОРСК)

«В лазоревом (сине-голубом) поле – серебряная, летящая скопа». (СКОПИН)

«В лазоревом поле серебряный колокол с золотыми узорами». (Звенигород).В названии какого города можно услышать колокольный звон?

Из мира животных 3-4 классы:

Что общего в названии пород собак «овчарка» и «бульдог»?

Почему их так назвали: удав, гадюка, волк, сверчок, светлячок.

Чтобы выполнить 1 задание надо заглянуть в этимологию «Овчарка» – Название этой породы собак указывает на их древнюю профессию – помогать пастуху пасти овец, охранять овчарню – загон для овец.

Бульдог от англ. bulldog букв. «бычья собака» (англ. слово встречается с 1500 г.), из bull + dog Т.е. собака помогающая пасти стадо быков.

Выполняя 2 задание необходимо обратиться к происхождению, к корню слова и через название вычленить признаки данных объектов.

Удав – жертву сдавливает; гадюка – от «гад» – пресмыкающееся, змея; волк – добычу волочить; сверчок по звукоподражанию «сверчит», светлячок – светится.

Аналогичные задания, где проявляется умение соотнести и дать название по визуальному образу.

1-2 класс: соотнеси название рыб и с их внешним видом: рыба-клоун, рыбы-бабочки, рыбы-попугаи, рыба-единорог.

3-4 класс: назови этих рыб.

Необходимо найти особенности во внешнем виде рыб, которые отразились в их названии. (Рыбы: пила, молот, меч, горбуша)

Похожее задание, на умение через название вычленить признаки, даем детям и на литературном материале.

Найди соответствие слов из сказки «Лиса и заяц» с объяснением их происхождения.

Заяц
Волк
Петух
Лиса
Лубяной
Медведь
Клочок
Собака
Красный
«уволакивающий добычу»
«прыгун, скакун»
«красивый»
«пучок волос, шерсти»
«медоед»
«сделанный из коры деревьев»
«тот, кто похож на волка»
«певчее животное»
«желтоватый»

Выполняя это задание, обращаем внимание к происхождению слов, и к корню.

Одним из любимых занятий детей младшего школьного возраста, является словотворчество. Все дети любят героев Волкова Незнайку и его друзей.

Дать имена

Подумай, какие могут быть имена у коротышек, которые живут в городе «СКРИПКА». (Придумать не менее трех имен.)

Задание выполнено правильно, если имена коротышек будут иметь общий корень со словом СКРИПКА н-р (скрипун, скрипачок, скрипочка, перескрип и т.д.) а так же, те имена коротышек, которые относятся к скрипке, как объекту – предмету (смычок, струночка, футлярчик и т.п.).

Выполняя эту работу, дети устанавливают языковые аналогии с писательским словотворчеством.

Выводы:

– Лингвистические задания учат воспринимать родной язык как языковую систему.

– Способствуют изучению иностранных языков.

– Мотивируют учащихся на исследовательскую работу.

– Расширяют словарный запас.