Интегрированный урок "литература + ОПК" по теме "История вечной любви" (Повесть о Петре и Февронии)

Разделы: Литература


Цели:

  • Познакомить с «Повестью о Петре и Февронии Муромских».
  • Начать обучение анализу литературного произведения.
  • Воспитывать уважение к истории православной культуры, к церковному искусству.

Задачи:

Образовательные:

  • выявить авторскую позицию в произведении «Повесть о Петре и Февронии»,
  • совершенствовать навыки характеристики героев.

Воспитательные:

  • воспитывать такие нравственные качества, как доброта, преданность, верность;
  • воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • формировать навыки исследовательской работы.

Тип урока: интегрированный

Педагогические технологии: технология воспитания духовной культуры

Методы обучения: наглядный, словесный, репродуктивный, частично– поисковый

Формы организации урока: индивидуальная и фронтальная

Оборудование:

  • Учебник Коровина В.Я. Литература 7 класс, ч.1. – М.: Просвещение, 2006.
  • Фрагмент фильма «История вечной любви».
  • Презентация «История Петра и Февронии в искусстве».
  • Песня о Петре и Февронии в исп. хора «Пересвет»
  • Иллюстрации к уроку.

Ход урока

1. Урок начинается с просмотра отрывка из фильма «История вечной любви». Пётр и Феврония Муромские. История вечной любви – Видео@Mail.Ru

2. Слово учителя.

Учитель: Кто такие Давид и Ефросиния, о которых говорится в фильме, какое отношение они имеют к нашему уроку? (Это имена Петра и Февронии после принятия монашества).

Сегодня на уроке мы будем говорить о «Повести о Петре и Февронии Муромских». Данный памятник литературы относится к 15-16 веку, написан после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.

(Определение значения слова канонизация по словарю, запись в тетрадь.)

Повесть написал Ермолай Еразм, писатель, публицист, священник.

Герои произведения – исторические лица, они княжили в Муроме в начале 13 века.

3.Работа с текстом.

Учитель: Вспомним историю жизни Петра и Февронии. На доске находятся иллюстрации, на которых представлены эпизоды из жизни героев. Выберите понравившуюся вам иллюстрацию и расскажите, о каком событии идет речь.

Выступления учащихся.

Учитель: Какие еще события из жизни Петра и Февронии вы хотели бы рассказать? К какому жанру относится данное произведение? (Житие.)

На предыдущих уроках мы говорили о законах построения произведений данного жанра.

Всегда ли «Повесть о Петре и Февронии» следует законам данного жанра? (Нет)

– Автор использует элементы нескольких жанровых форм, в том числе и сказки.

Найдите в произведении элементы жития и сказки.

(Учащиеся работают в тетрадях, составляя таблицу. Данную работу можно провести и по вариантам. 1вариант выписывает признаки сказки, а 2 вариант выписывает признаки жития. Проверяется правильность выполненной работы.)

4. Лексическая работа.

Работа со словами, которые оказались непонятными. Слова выписываются в тетрадь, определяется их значение. (Агриков меч, бортник и т.п.).

5. Выявление авторской позиции.

Учитель: Кто из героев ближе автору: Петр или Феврония? Докажите свою точку зрения. (Феврония)

– Какие качества характера Февронии подчеркивает автор в первую очередь?

(Определяются черты характера Февронии и заносятся на лепестки ромашки, отмечаются такие качества характера Февронии, как мудрость, чувство собственного достоинства, сила ума и воли, нежное и верное сердце, способность бороться за свою любовь).

– Что лежит в основе всех поступков Февронии? (Любовь)

– Какова основная тема произведения? (Любовь)

– Какова идея? ( Любовь делает человека лучше, меняет мир, автор показывает преобразующую силу любви).

6. Выявление актуальности данного произведения.

Учитель: Д.С.Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей.

Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».

Как вы понимаете эти слова? (Делается вывод об актуальности древнерусской

литературы: в ней отражены темы, которые интересны и современному читателю).

7. Итог урока.

Учитель: Сегодня память о Петре и Февронии не померкла. 8 июля, в День памяти святых

Петра и Февронии , отмечается День семьи, любви и верности. Символом данного праздника являются ромашки, поэтому качества характера Февронии мы вписывали на лепестки этого скромного полевого цветка.

Образы Петра и Февронии запечатлены на иконах.

Во многих городах России им поставлены памятники.

О Петре и Февронии сложены песни. Одну из песен в исполнении хора Пересвет мы послушаем на уроке. «Песня о Петре и Февронии» в исполнении хора Пересвет (Приложение 1).

8. Домашнее задание: Мой памятник Петру и Февронии (рисунок).

Литература.

  1. Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе.7 класс. – М.: Вако, 2004.
  2. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе. Урок за уроком. – М.: Русское слово2000.
  3. Ресурсы интернет: http://video.mail.ru/mail/marinakasheeva/1249/1253.html
  4. Ресурсы интернет: http://muzofon.com
  5. Ресурсы интернет: http://www.yandex.ru