Цели:
- Познакомить с «Повестью о Петре и Февронии Муромских».
- Начать обучение анализу литературного произведения.
- Воспитывать уважение к истории православной культуры, к церковному искусству.
Задачи:
Образовательные:
- выявить авторскую позицию в произведении «Повесть о Петре и Февронии»,
- совершенствовать навыки характеристики героев.
Воспитательные:
- воспитывать такие нравственные качества, как доброта, преданность, верность;
- воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- формировать навыки исследовательской работы.
Тип урока: интегрированный
Педагогические технологии: технология воспитания духовной культуры
Методы обучения: наглядный, словесный, репродуктивный, частично– поисковый
Формы организации урока: индивидуальная и фронтальная
Оборудование:
- Учебник Коровина В.Я. Литература 7 класс, ч.1. – М.: Просвещение, 2006.
- Фрагмент фильма «История вечной любви».
- Презентация «История Петра и Февронии в искусстве».
- Песня о Петре и Февронии в исп. хора «Пересвет»
- Иллюстрации к уроку.
Ход урока
1. Урок начинается с просмотра отрывка из фильма «История вечной любви». Пётр и Феврония Муромские. История вечной любви – Видео@Mail.Ru
2. Слово учителя.
Учитель: Кто такие Давид и Ефросиния, о которых говорится в фильме, какое отношение они имеют к нашему уроку? (Это имена Петра и Февронии после принятия монашества).
Сегодня на уроке мы будем говорить о «Повести о Петре и Февронии Муромских». Данный памятник литературы относится к 15-16 веку, написан после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.
(Определение значения слова канонизация по словарю, запись в тетрадь.)
Повесть написал Ермолай Еразм, писатель, публицист, священник.
Герои произведения – исторические лица, они княжили в Муроме в начале 13 века.
3.Работа с текстом.
Учитель: Вспомним историю жизни Петра и Февронии. На доске находятся иллюстрации, на которых представлены эпизоды из жизни героев. Выберите понравившуюся вам иллюстрацию и расскажите, о каком событии идет речь.
Выступления учащихся.
Учитель: Какие еще события из жизни Петра и Февронии вы хотели бы рассказать? К какому жанру относится данное произведение? (Житие.)
На предыдущих уроках мы говорили о законах построения произведений данного жанра.
Всегда ли «Повесть о Петре и Февронии» следует законам данного жанра? (Нет)
– Автор использует элементы нескольких жанровых форм, в том числе и сказки.
Найдите в произведении элементы жития и сказки.
(Учащиеся работают в тетрадях, составляя таблицу. Данную работу можно провести и по вариантам. 1вариант выписывает признаки сказки, а 2 вариант выписывает признаки жития. Проверяется правильность выполненной работы.)
4. Лексическая работа.
Работа со словами, которые оказались непонятными. Слова выписываются в тетрадь, определяется их значение. (Агриков меч, бортник и т.п.).
5. Выявление авторской позиции.
Учитель: Кто из героев ближе автору: Петр или Феврония? Докажите свою точку зрения. (Феврония)
– Какие качества характера Февронии подчеркивает автор в первую очередь?
(Определяются черты характера Февронии и заносятся на лепестки ромашки, отмечаются такие качества характера Февронии, как мудрость, чувство собственного достоинства, сила ума и воли, нежное и верное сердце, способность бороться за свою любовь).
– Что лежит в основе всех поступков Февронии? (Любовь)
– Какова основная тема произведения? (Любовь)
– Какова идея? ( Любовь делает человека лучше, меняет мир, автор показывает преобразующую силу любви).
6. Выявление актуальности данного произведения.
Учитель: Д.С.Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей.
Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».
Как вы понимаете эти слова? (Делается вывод об актуальности древнерусской
литературы: в ней отражены темы, которые интересны и современному читателю).
7. Итог урока.
Учитель: Сегодня память о Петре и Февронии не померкла. 8 июля, в День памяти святых
Петра и Февронии , отмечается День семьи, любви и верности. Символом данного праздника являются ромашки, поэтому качества характера Февронии мы вписывали на лепестки этого скромного полевого цветка.
Образы Петра и Февронии запечатлены на иконах.
Во многих городах России им поставлены памятники.
О Петре и Февронии сложены песни. Одну из песен в исполнении хора Пересвет мы послушаем на уроке. «Песня о Петре и Февронии» в исполнении хора Пересвет (Приложение 1).
8. Домашнее задание: Мой памятник Петру и Февронии (рисунок).
Литература.
- Золотарева И.В., Аникина С.М.