Урок – это форма организации учебно-воспитательного процесса в школе. Это самое распространённое его определение. Педагогический процесс имеет свою чёткую, выверенную временем структуру. В него входят такие компоненты, как педагогическая цель, принципы, содержание, методы, средства и формы его организации. Какова бы ни была цель, форма просто обязывает учителя подобрать такие принципы, содержание, методы и средства, чтобы достичь цели. Урок логически всё “расставляет” на свои места, “соотносит” между собой компоненты, “дозирует” и “корректирует” их. Делается всё это с помощью методической схемы урока, которая имеет классическую структуру.
Структура педагогического процесса на уроке
Классический урок жив! Но требования современной системы образования заставляют по-новому взглянуть на урок, выявить его неиспользованные резервы, отнестись к нему бережливо и уважительно. У урока есть неисчерпаемые возможности. Но он не идеален, тем более для решения новых образовательных задач. Следовательно, нужна ревизия или экспертиза, научная и грамотная, способная ответить на вопрос – что в уроке необходимо сохранить для новых поколений обучающихся и учителей и что непременно изменить. Тут же надо ответить на вопрос – есть ли средства замены, скажем, новые методы обучения или технологии. Урок следует менять, но делать это нужно постепенно, эволюционно, обновляя по отдельным компонентам, безболезненно и спокойно. Возможно, что со временем сам термин “урок” возвратит своё начальное назначение – выполнять качественно задание и в определённый срок. И тогда любые занятия, связанные с организацией познавательного процесса его участников, можно будет назвать уроком.
Современный урок биологии должен включать элементы системно-деятельностного подхода, что существенно повышает его эффективность. Оставаясь основной формой организации учебного процесса, урок изменяется. И это связано в первую очередь с изменением концепции школьного образования. Главной целью урока становится не передача знаний от учителя к обучающимся, а приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера. Наиболее существенный признак современного урока – атмосфера сотрудничества, перемена в отношениях с учениками, вовлечение их в учение, в совместный труд учителя и обучающихся. Именно поэтому учитель всегда пребывает в творческом поиске при подготовке к уроку.
Современный урок приобретения и истинного усвоения биологических знаний не сводится к простому пониманию информации. Усвоенные знания предполагают эффективное использование этой информации, для чего необходимо их органическое усвоение. А это возможно только при условии самостоятельной работы по её переработке. И лучше, чтобы такая работа начиналась уже в процессе накопления этой информации, её добычи. Получать биологическую информацию следует активными способами, при которых работает не столько память, сколько мысль познающего. Обучающийся активным способом получения знаний гораздо легче может стать творческой личностью, чем при традиционном способе. Работа по традиционной схеме: учитель – ученик – учебник – зачастую не приносит результатов. И мы теряем способных обучающихся, которые приучаются бездельничать. Поэтому необходимо использовать и развивать систему естественнонаучного самообразования.
В рамках этой системы обучающиеся:
- самостоятельно отбирают нужную информацию, используя в первую очередь рекомендованную литературу по курсу “биология”;
- критически её осмысливают, пропуская через фильтр своих мировоззренческих, научных, эстетических и моральных представлений и принципов;
- учатся использовать такую личностно выстраданную информацию для творчества.
Простраивая образовательный процесс на уроках биологии через самообразование можно выделить ряд преимуществ:
На первый план выходит, вместо запоминания, сообразительность и элементы творчества. А это очень важно для формирования творческой личности.
Благодаря активному личному участию в учебном процессе, повышается интерес к биологии.
Получаемая биологическая информация становится своей, выстраданной и тем самым готовой к применению.
Приобретаются качества, нужные для творчества: аналитический и критический подход к полученной информации, самокритичность.
Подготавливает обучающихся к продолжению получения естественнонаучного образования вне стен школы.
Укрепляет веру в собственные силы, в способность самостоятельно решать возникающие жизненные проблемы.
Приучает обучающихся к самоорганизации в учебном труде.
Уроки биологии должны строиться таким образом, чтобы ребёнок был сначала вынужден, а потом и привык с самого начала получения знаний задействовать свои мыслительные способности. В этом отношении можно многого добиться, заменив старую схему получения знаний на уроке на новую: ученик – учебник – учитель. Роль учителя при этом лишь видоизменяется. Для обучающихся же, новая форма на первом этапе изучения новой темы заменяется письменным аналитическим творчеством. Так, сначала дети изучают текст учебника дома и только потом обсуждают его на уроке биологии вместе с учителем. Это позволит ребёнку не только ликвидировать пробелы и углубить биологические знания, но и научиться публично, выступать и отстаивать своё мнение.
Новая система получения знаний приучает обучающихся к ежедневному труду, самостоятельности, учит отвечать за себя. Воплотить элементы самообразования, как на уроках биологии, так и на других естественнонаучных предметах, может методика индивидуально – группового обучения. Она развивает интерес к процессу учёбы, делает процесс получения знаний активным, что способствует усвоению полученной информации без механического заучивания. Методика индивидуально – группового обучения позволяет учителю биологии наладить обратную связь с каждым ребёнком, что даёт возможность оказывать своевременную помощь каждому нуждающемуся. Суть этой методики состоит в том, что обучающиеся до изучения темы получают так называемые индивидуальные листы обучения (ИЛО), в которых напечатаны вопросы по теме (блоку тем, параграфу учебника) и оставлены места для ответов. Ученики дома самостоятельно изучают материал параграфа, а за тем заполняют ИЛО, занимая позицию активных обучающихся.
Задания в индивидуальных листах обучения должны быть направлены на развитие самостоятельности в суждениях и даже элементов творческого подхода и содержать вопросы, предполагающие прояснение смысла некоторых слов или выражений, на выявление причинно – следственных связей. А уже на уроке задание обсуждается, ликвидируются пробелы в знаниях. Учитель расширяет и углубляет знания обучающихся по обсуждаемой теме. Такая работа позволяет школьнику в спокойной и комфортной обстановке разобраться в биологическом материале, осмыслить его, сделать своим и любимым. А затем с помощью учителя приобрести навык и умения пользоваться полученными знаниями. На таких уроках обучающиеся проявляют высокую степень активности, т.к. каждому интересно знать, правильно ли он дома понял биологический материал. Работу с параграфом учебника дома обучающийся совершает по следующему плану:
- поиск ответов на вопросы ИЛО;
- отработка приёмов поиска;
- дробление материала на части;
- прояснение непонятных слов;
- выделение главного;
- осмысление понятий и формирование ответов.
Школьник вчитывается в каждое слово текста учебника, критически овладевает знаниями. Главное в этой работе – творчески понятое, интерпретированное обучающимися изложение. Такая работа повышает интеллект ребёнка, способствует появлению желания получать знания, создаёт образовательный комфорт, приводит к первоисточникам.
Рассмотрим пример, применения ИЛО во время индивидуальной домашней работы над специально подготовленными вопросами по тексту параграфа “Среды жизни животных и места их обитания”. Читая параграф, обучающиеся находят ответы на вопросы и кратко записывают их в ИЛО (см. Приложение 1), составление которых рекомендуется проводить с должным учётом возрастных особенностей детей.
Положительными качествами ИЛО следует считать:
- полное прочтение текста учебника обучающимися в привычном для него темпе (чаще медленное чтение);
- самостоятельный выбор ответа;
- продумывание ответа и формулировки ответа для записи;
- обязательность ответа на все вопросы каждым ребёнком в отличие от устного опроса, где ребёнок может быть не опрошенным, поэтому часто отвлекается, не думает и не вникает в суть вопроса;
- диалог с конкретным обучающимся без внешних участников;
- возможность ставить вопросы, над которыми ребёнок может думать дольше 5 секунд (обычно учитель ждёт ответа на свой вопрос около 5 секунд);
- возможность давать дополнительные задания.
Современный урок биологии должен охватывать множество различных форм деятельности и поэтому может быть организован в форме урока-путешествия, урока-диспута, урока-конференции и т.д. Таким образом, одно из направлений современного урока различие уроков не только по основным дидактическим целям, но и по способу их проведения, т.е. уроки с различными видами деятельности: уроки-инсценировки, заочные путешествия и экспедиции, уроки-конкурсы, уроки-зачёты и т.д.
Итак, существуют следующие пути модернизации урока биологии:
Разработка и реализация ведущей дидактической цели урока, определяемой на основе специфики содержания учебного материала и мировоззренческих идей биологического курса, с учётом подготовленности к восприятию обучающихся и наличия необходимых средств обучения.
Усиление познавательного интереса обучающихся путём повышения внимания к отбору содержания и за счёт методов и средств обучения.
Интенсификация методов обучения, применение нетрадиционных приёмов подачи и обобщения биологического материала (дискуссии, деловые игры, бригадные формы организации учёбы и другие).
Усиление индивидуализации в работе с хорошо развитыми и успевающими обучающимися, со слабыми и недисциплинированными.
Реализация идеи внедрения новых технологических подходов в процессе обучения биологии.
Только уроки, в рамках которых функционирует самообразование, могут перейти от репродуктивного способа обучения к продуктивному, от обезличенного обучения к персонализации и способствовать прорыву в будущее – в мир неограниченных возможностей ребёнка.