Урок по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Формировать способность к сложению и вычитанию многозначных чисел, построению соответствующего алгоритма. Тренировать способность к чтению, записи и сравнению многозначных чисел; закреплять умение пользоваться терминами: класс, разряд, разрядная единица. Формировать способность к выделению существенных признаков объектов, к построению нового способа действий на основе аналогии, к самоконтролю и самооценке.
  • Развивать у учащихся письменные вычислительные навыки, наблюдательность и внимание, математическую речь, познавательные интересы, творческие способности.
  • Воспитывать у учащихся интерес к предмету, чувство коллективизма, взаимопомощи и сотрудничества. Воспитание коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом.

Ход урока

Этапы урока Действия учителя Действия учащихся
I. Мотивация к учебной деятельности. – Ребята, настроились на работу?

– Покажите готовность к уроку математики. Отлично!

– Сегодня на уроке мы продолжим работу над многозначными числами: повторим то, что уже знаем, и откроем для себя что-то новое о многозначных числах. Итак, в путь!

– Да.
II. Актуализация раннее изученного. 1. На доске записаны числа

(у детей №1 с 68, ч I)

2 348 697 864
383 635 999 875
1 906 503 409 707
43 420 360 00
86 810 000 800
7 200 075 000
63 059 000 005
1 000 000 000
– Дети читают числа
– Прочитайте числа

– Сколько единиц у этих чисел в разряде сотен миллионов?

– Сколько всего сотен миллионов в этих числах?

– Как вы это определили?

2 348 697 864
383 635 999 875
1 906 503 409 707
43 420 360 00
86 810 000 800
7 200 075 000
63 059 000 00
1 000 000 000

– Какое из этих чисел наибольшее? Почему?

2. Предлагает работу по учебнику (с. 68 №2,3)

– Что мы сейчас делали с натуральными числами?

3. На доске открывается новая запись:

623
  137

– Найдите ошибку и запишите правильное решение в тетради.

– 8; 5; 3; 0; 0; 0; 9; 0. (называют и подчёркивают их в учебниках)

– 23; 3836;1 9065; 434; 868; 72; 630; 10.

– Отбросили низшие разряды и прочитали оставшиеся числа.

– 3-е число, так как в его записи больше всего цифр.

– Читали, записывали, сравнивали.

Определяют, как верно записать слагаемые в столбик

III. Постановка проблемы Решение примеров в столбик.
459
164
534
427
328
413
163255
    3723
Дети работают у доски
IV. Анализ проблемной ситуации. – Где возникло затруднение?

– Почему оно возникло?

– Давайте подумаем, какая же тема нашего урока?

– Молодцы.

– В последнем примере.

– Не известен алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел.

– Сложение и вычитание многозначных чисел.

V. Поиск решения проблемы. – Чем последний пример отличается от предыдущих?

– Так, вот цель нашего урока построить алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел.

– 3 примера – это сложение и вычитание трёхзначных чисел, а последний – многозначных чисел.
VI. Решение проблемы. – Каким способом вы предлагаете строить новый алгоритм?

– А что ещё надо помнить?

Как будем записывать многозначные числа при сложении и вычитании в столбик?

– Принцип не изменился. А что же вызвало затруднение?

– А как будем вести сложение и вычитание?

(Появляется схема на плакате)

– По аналогии с алгоритмами сложения и вычитания.

– Как записываются трёхзначные числа в столбик.

– Так же, как и раньше: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями и т.д.

– Добавились новые разряды.

– Так же, по разрядам.

МЛРД.

С Д Е
↓ ↓ ↓
С Д Е

МЛН.

С Д Е
↓ ↓ ↓
С Д Е

ТЫС.

С Д Е
↓ ↓ ↓
С Д Е

ЕД.

С Д Е
↓ ↓ ↓
С Д Е

  – Как поступим, если при сложении какой-нибудь разрядной единицы их окажется 10 или больше?

– Хорошо, а если при вычитании не будет хватать единиц?

– Так какой можно сделать вывод?

– Сравните свой вывод с выводом учебника на с. 68.

– Добавим число десятков к единицам следующего разряда слева.

– Займём их у старшего разряда и раздробим.

– Алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел можно применить на любые многозначные числа.

Физкультминутка

На доске открывается число 2 348 697 864. Учитель даёт задания выполнить движения, количество которых равно количеству единиц в заданном разряде, например:

– Прочитайте число. Хлопните в ладоши столько раз, сколько единиц в разряде сотен тысяч данного числа. (Дети хлопают 6 раз) Сколько раз хлопнули? (6).

– Попрыгайте столько раз, сколько единиц в разряде единиц миллионов данного числа. (Дети прыгают 6 раз) Сколько раз прыгнули? (8)

VII. Первичное усвоение новых знаний и способов. Предлагает работу по учебнику:

стр. 68 № 4 – фронтально
стр. 68 № 5 – фронтально

– Вы применили полученные знания на уроке?

– В чем затруднялись при решении?

– Что помогло справиться с затруднением?

Дети работают в тетрадях и у доски, исправляют ошибки, отвечают на поставленные вопросы, анализируют свою деятельность.
VIII. Содержательная рефлексия Предлагает работу по учебнику:

стр. 69 № 6 (1,2)

Учитель решает у доски.

– Где были допущены ошибки?

Самопроверка.

Отвечают на поставленные вопросы, анализируют свою деятельность.

IХ. Итог урока. – Давайте вспомним цели нашего урока.

– Мы достигли их?

– Давайте вспомним алгоритм действия.

– У кого не было затруднений при решении этих примеров?

Соотносят цель и результаты действия.

Проговаривают способы “открытия” нового знания.

Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою.

Х. Домашнее задание. Предлагает домашнее задание с элементом творчества (стр. 69 № 6, 4 столбик).

– А для любознательных самостоятельно составить 3-4 примера на письменное сложение многозначных чисел.