Цели:
- Формировать способность к сложению и вычитанию многозначных чисел, построению соответствующего алгоритма. Тренировать способность к чтению, записи и сравнению многозначных чисел; закреплять умение пользоваться терминами: класс, разряд, разрядная единица. Формировать способность к выделению существенных признаков объектов, к построению нового способа действий на основе аналогии, к самоконтролю и самооценке.
- Развивать у учащихся письменные вычислительные навыки, наблюдательность и внимание, математическую речь, познавательные интересы, творческие способности.
- Воспитывать у учащихся интерес к предмету, чувство коллективизма, взаимопомощи и сотрудничества. Воспитание коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом.
Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | |||||
I. Мотивация к учебной деятельности. | – Ребята, настроились
на работу?
– Покажите готовность к уроку математики. Отлично! – Сегодня на уроке мы продолжим работу над многозначными числами: повторим то, что уже знаем, и откроем для себя что-то новое о многозначных числах. Итак, в путь! |
– Да. | |||||
II. Актуализация раннее изученного. | 1. На доске
записаны числа
(у детей №1 с 68, ч I)
|
– Дети читают числа | |||||
– Прочитайте числа – Сколько единиц у этих чисел в разряде сотен миллионов? – Сколько всего сотен миллионов в этих числах? – Как вы это определили?
– Какое из этих чисел наибольшее? Почему? 2. Предлагает работу по учебнику (с. 68 №2,3) – Что мы сейчас делали с натуральными числами? 3. На доске открывается новая запись:
– Найдите ошибку и запишите правильное решение в тетради. |
– 8; 5; 3; 0; 0; 0; 9;
0. (называют и подчёркивают их в учебниках) – 23; 3836;1 9065; 434; 868; 72; 630; 10. – Отбросили низшие разряды и прочитали оставшиеся числа. – 3-е число, так как в его записи больше всего цифр. – Читали, записывали, сравнивали. Определяют, как верно записать слагаемые в столбик |
||||||
III. Постановка проблемы | Решение примеров в
столбик.
|
Дети работают у доски | |||||
IV. Анализ проблемной ситуации. | – Где возникло
затруднение?
– Почему оно возникло? – Давайте подумаем, какая же тема нашего урока? – Молодцы. |
– В последнем примере. – Не известен алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел. – Сложение и вычитание многозначных чисел. |
|||||
V. Поиск решения проблемы. | – Чем последний пример
отличается от предыдущих? – Так, вот цель нашего урока построить алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел. |
– 3 примера – это сложение и вычитание трёхзначных чисел, а последний – многозначных чисел. | |||||
VI. Решение проблемы. | – Каким способом вы
предлагаете строить новый алгоритм? – А что ещё надо помнить? Как будем записывать многозначные числа при сложении и вычитании в столбик? – Принцип не изменился. А что же вызвало затруднение? – А как будем вести сложение и вычитание? (Появляется схема на плакате) |
– По аналогии с
алгоритмами сложения и вычитания. – Как записываются трёхзначные числа в столбик. – Так же, как и раньше: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями и т.д. – Добавились новые разряды. – Так же, по разрядам. |
|||||
|
|||||||
– Как поступим, если
при сложении какой-нибудь разрядной единицы их окажется 10 или
больше? – Хорошо, а если при вычитании не будет хватать единиц? – Так какой можно сделать вывод? – Сравните свой вывод с выводом учебника на с. 68. |
– Добавим число
десятков к единицам следующего разряда слева. – Займём их у старшего разряда и раздробим. – Алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел можно применить на любые многозначные числа. |
||||||
Физкультминутка На доске открывается число 2 348 697 864. Учитель даёт задания выполнить движения, количество которых равно количеству единиц в заданном разряде, например: – Прочитайте число. Хлопните в ладоши столько раз, сколько единиц в разряде сотен тысяч данного числа. (Дети хлопают 6 раз) Сколько раз хлопнули? (6). – Попрыгайте столько раз, сколько единиц в разряде единиц миллионов данного числа. (Дети прыгают 6 раз) Сколько раз прыгнули? (8) |
|||||||
VII. Первичное усвоение новых знаний и способов. | Предлагает работу по
учебнику: стр. 68 № 4 – фронтально – Вы применили полученные знания на уроке? – В чем затруднялись при решении? – Что помогло справиться с затруднением? |
Дети работают в тетрадях и у доски, исправляют ошибки, отвечают на поставленные вопросы, анализируют свою деятельность. | |||||
VIII. Содержательная рефлексия | Предлагает работу по
учебнику: стр. 69 № 6 (1,2) Учитель решает у доски. – Где были допущены ошибки? |
Самопроверка. Отвечают на поставленные вопросы, анализируют свою деятельность. |
|||||
IХ. Итог урока. | – Давайте вспомним цели
нашего урока. – Мы достигли их? – Давайте вспомним алгоритм действия. – У кого не было затруднений при решении этих примеров? |
Соотносят цель и
результаты действия. Проговаривают способы “открытия” нового знания. Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою. |
|||||
Х. Домашнее задание. | Предлагает домашнее
задание с элементом творчества (стр. 69 № 6, 4 столбик). – А для любознательных самостоятельно составить 3-4 примера на письменное сложение многозначных чисел. |