Цели:
- Продолжить знакомить детей с народными традициями.
- Воспитывать гармоничные личности на народных традициях.
- Формировать и развивать навыки научной и творческой работы.
- Развитие патриотических чувств.
- Развитие самостоятельности детей на основе желания самих детей.
Задачи:
- Сбор всевозможной информации о народных традициях.
- Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.
- Развивать эстетический вкус, положительные эмоции, здоровый оптимизм.
- Приобщать к полезной деятельности.
- Воспитывать осознанное отношение к здоровью.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение; учебная, справочная, художественная, энциклопедическая литература; краеведческий фольклорный материал; сканер, компьютер.
Основные участники: классные руководители1-4 кл., 9кл.
Дополнительно привлекаемые участники: библиотекарь школы, учитель трудового обучения, руководитель школьного музея.
Общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы:
- навыки работы с различными источниками информации.
- умения анализировать имеющийся материал.
- умение делать выводы, выделять главное.
Мотивация к познанию, работе:
а) личный интерес учащихся
б) самореализация.
Предполагаемые «приращения»:
- новое содержание и новый взгляд на данную тему
- изучение старых и новых традиций в прикладном, художественном творчестве.
- новые методические (практические) приёмы (работа с различными источниками информации).
Форма проведения: спектакль, игра.
Предмет: патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание школьников
Возраст: 1-4кл., 9кл.– шефская работа.
Количество учащихся: 27+11=38 учеников + гости.
Форма работы: внеурочная.
Развитие навыков
- самостоятельной работы с различными источниками
- самостоятельного принятия решения
- коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информации
- мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе её
- самоанализа и рефлексии.
Характеристика:
- познавательный
- воспитательный
- гибкий
- внутришкольный
- групповой
- долгосрочный
- личностно-ориентированный
Осуществление проекта:
I этап: подготовка; выбор и обоснование темы;
II этап: планирование: мозговой штурм; деление на группы; распределение обязанностей по интересам.
III этап: поиск информации; выделение главного, более интересного и значительного материала.
IV этап: презентация в виде общего мероприятия. Спектакль, игра.
Сжигание чучела Масленицы.
V этап: оценка результатов (поедание блинов)
Презентация классов
1 Класс.
Декламируют «Загадку»:
Из-за леса, из-за гор,
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Вопрос: Куда едет Дедушка Егор со всем своим семейством?
(Выслушать различные варианты ответов).
Правильный ответ: К тёще на блины.
2 Класс.
Поговорки о масленице:
- Не житьё, а масленица.
- Не всё коту Масленица.
- Масленица – объедуха, деньгам приберуха.
- Широкая Масленица 7 дней гуляет.
- Масленица – блиноеда, Масленица-жироеда, Масленица-оберуха, Масленица-обмануха.
- Масленица несла блинов чугуны, надорвала животы.
- Блины на Масленицу и то надоедают.
- На Масленицу блины-самые вкусные.
(Вариантов может быть сколь угодно много)
3 Класс.
Поговорки о блинах:
- Блин добро не один.
- Блины брюха не портят.
- Блин не клин, брюха не расколет.
- Хороша та хозяйка, что блины растворить умеет.
- Первый блин комом.
- Дело-блин.
- Масленица идёт, блин да мёд несёт.
- Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны.
(Вариантов может быть сколь угодно много)
4 Класс.
Песня «Блины»
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
В квашне новой растворили,
2 часа блины ходили!
Моя старшая сестрица
Печь блины– то мастерица
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
На поднос она кладёт
И к столу сама несёт.
Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
9 Класс.
1. Первый ученик
Масленица, Масленица,
Блинами попеканщица!
Пришла раненько.
Встретили мы тебя хорошенько!
Сыром, маслом и блином
И румяным пирогом!
2. Второй ученик
– Ребята, а кто знает, что такое Масленица?
3. Третий ученик
– Какие вы знаете поговорки о Масленице? (2 класс)
4. Четвертый ученик
Каждый день масляной недели имеет своё название.
понедельник – встреча масленицы.
вторник – заигрыш.
среда – лакомка, сыроежка.
четверг – широкий четверг, четверток.
пятница – тёщины вечёрки.
суббота – золовкины посиделки.
воскресенье – прощеный день, проводы зимы.
5. 1 класс! Ваш выход!
6. Пятый ученик
– Без чего не бывает Масленицы? (Нет Масленицы без блинов.)
(4 класс поют песню «Блины»)
7. Шестой ученик
– Какие вы знаете поговорки о блинах? (3класс)
8. Седьмой ученик
Прощай, Масленица
Прощай, Масленица, пересмешница!
Прощай, красная!
Наступает великий пост,
Дадут нам горькой редьки хвост!
9. Восьмой ученик
– Вечером в воскресенье на улице жгли костёр, сжигали Масленицу– соломенное чучело.
Встаем все в хоровод вокруг костра и поём:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Гори, гори ярче,
Будет лето жарче,
Прощай, Масленица, прощай,
Через годик приезжай!
В это время целесообразно поиграть в старинную, русскую игру, которая называется «Бояре, а мы к вам пришли».
Мальчики начинают, а девочки им отвечают.
(Мальчики советуются)(1) Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли.
(2) Бояре, а зачем пришли,
Молодые, а зачем пришли?
(1) Бояре, нам невеста нужна,
Молодые, нам невеста нужна.
(2) Бояре, а какая нужна,
Молодые, а какая нужна?
(1) Бояре, нам вот эта нужна
(все показывают)
Молодые, нам вот эта нужна.
(2) Бояре, она дурочка у нас,
Молодые, она дурочка у нас.
(1) Бояре, а мы вылечим её,
Молодые, а мы вылечим её.
(2) Бояре, чем лечить будете,
Молодые, чем лечить будете?
(1) Бояре, мы ей пряничка дадим,
Молодые, мы ей пряничка дадим.
(2) Бояре, у ней зубки болят,
Молодые, у ней зубки болят.
(1) Бояре, а мы к доктору сведём,
Молодые, а мы к доктору сведём.
– Открывайте пошире ворота!
«Невеста» бежит в другую команду, стараясь разорвать цепи из рук. Если ей это удаётся, то она по своему выбору забирает одного игрока и уводит в свою команду. Если же нет, то остаётся в другой команде. Затем игру продолжают девочки.
(1) Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли.
(2) Бояре, а зачем пришли,
Молодые, а зачем пришли?
(1) Бояре, нам жених нужен,
Молодые, нам жених нужен.
(2) Бояре, а какой нужен,
Молодые, а какой нужен?
(Девочки советуются)
(1) Бояре, нам вот этот нужен,
Молодые, нам вот этот нужен.
(2) Бояре, он ленивый у нас,
Молодые, он ленивый у нас.
(1) Бояре, а мы кнутиком его,
Молодые, а мы кнутиком его.
(2) Бояре, а он кнутика боится,
Молодые, а он кнутика боится.
(1) Бояре, а мы плёточкой его,
Молодые, а мы плёточкой его.
– Открывайте пошире ворота!
(Фантазия играющих неистощима)
Так как все дети принимали самое активное участие не только в проведении, но и в подготовке данного мероприятия, не лишним будет посадить всех за стол и накормить блинами, принесенными самими детьми. Если будет такая возможность, подать к столу можно повидло, красную икру, печеные яйца (естественно, что все эти вопросы должны быть согласованы с родителями).
Заключение:
- саморазвитие личности
- коммуникативные связи
- удовлетворение от работы
- развитие творческой активности
- познание культуры своего народа
- воспитание патриотизма
- развитие самостоятельности
Хороша была Масленица в этом году!
Проводим мы тебя хорошенько!