Организация учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся

Разделы: Начальная школа


Актуальность проблемы.

В статье содержится материал по организации учебной деятельности обучающихся младших классов с учётом индивидуальных особенностей. Учителю необходимо владеть гибким стилем преподавания, уметь работать в разных модальностях, учитывать индивидуальные особенности детей, что позволит учащимся получать информацию,развивать УУД, используя свой ведущий канал восприятия и развивать другие модальности, тем самым, повышая качество образования.

Решение проблемы.

Для дифференцированного подхода к учебной деятельности необходимо учитывать особенности восприятия, переработки информации, интеллекта, деятельности, речи, эмоций, памяти и мышления. Эти особенности обусловлены, прежде всего, различной организацией головного мозга. Поэтому целью диагностики стало:

  • определение ведущего типа восприятия (ведущей модальности)
  • определение функциональной асимметрии головного мозга.

С учётом полученных результатов была организована работа по формированию УУД.

Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка.

Виды восприятия по типам модальности: аудиальное, визуальное, кинестетическое.

Восприятие тесно связано с функциональной асимметрией головного мозга. Асимметрия функциональная головного мозга – характеристика распределения психических функций между левым и правым полушарием. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием биологических и социокультурных факторов.

Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными, однако, по мере развития ребенка, происходит усложнение межполушарного взаимодействия.

Выделяются три основных типа организации головного мозга: левополушарный, правополушарный и равнополушарный.

Левополушарный тип. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие специализировано на оперировании словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное мышление. Аудиальное восприятие информации является ведущим у левополушарных людей.

Правополушарный тип. Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов, дивергентное мышление. Правое полушарие мозга специализировано на оперировании образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Его функционирование обуславливает наглядно-образное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые хочет получить человек в результате своей деятельности. Ведущими модальностями правополушарных людей являются визуальная и кинестетическая.

Равнополушарный тип. Отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий, оба синхронно участвуют в выборе стратегии мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушарий как физиологической основы общей одаренности. Определив психофизические особенности учащихся, а также свои индивидуальные особенности, можно приступать к организации учебной деятельности с учетом полученных результатов.

Выделяются следующие этапы:

мотивационный успех на этом этапе в большей степени определяется психологическими аспектами индивидуальности ребенка. Большой интерес у правополушарных вызывает эстетическая сторона предметов, потребность в самореализации. Для них характерна ориентация не на знания, а на высокую оценку, похвалу. У левополушарных – необходимо делать упор на познавательную сторону. Для них более значимым является получение знаний, а не их оценка учителем.

На мотивационном этапе урока необходимо учитывать и особенности сенсорного восприятия учащихся. Например, для правополушарных наиболее значимой является левая полусфера пространства. В классе их необходимо посадить так, чтобы доска и учитель находились слева от них (3 ряд). Кинестетикам для активизации умственной деятельности необходимо движение – 2 ряд, а левополушарным, соответственно – 1 ряд, причем они чувствуют себя комфортно в тишине, а при посторонних шумах в классе они могут не усвоить информацию.

Визуалистов необходимо посадить на первые парты, а кинестетиков – на последние. Для наиболее лучшего восприятия информации с классной доски правополушарными учащимися сочетание цветов должно быть: светлая доска – темный мел. Для левополушарных: темный фон – светлый мел. Это обеспечит продуктивное восприятие, предупредит невроз, стресс.

Бытует мнение, что если ребенок отводит глаза в сторону, опускает их – он отвлекается, это не так, он перерабатывает эту информацию. Нельзя запрещать аудиалу шевелить губами, издавать звуки в процессе выполнения задания; визуалу разрешить иметь листок, где он может чертить, рисовать в процессе запоминания; кинестетика нельзя заставлять сидеть неподвижно. Для активизации умственной деятельности кинестетиков во время уроков желательно движения, например, что-то мять в руках, болтать ногой и т.д. кинестетитки должны находиться в комфортных условиях – одежда, рабочее место, все должно быть удобным.

операционная организация (обеспечение) учебной деятельности. Задача учителя на этом этапе – обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.

Так как правополушарные воспринимают информацию целостно, затем ее синтезируя, необходимо новую тему давать блоком, целостно («все, что вы узнаете по теме…»). Располагая материал в виде схемы, включающей все элементы последующей информации.

Например, по теме «Части речи», показать общую схему.

Нужно помнить, что правополушарные дети мыслят глобально. На уроке чтения эти дети должны приходить, уже прочитав текст дома. На математике при решении задач (новый вид) они будут искать решения не от вопроса задачи, а от известных данных. Если заставлять таких детей решать задачу «от вопроса» «анализируя ее», то такие дети могут не справиться. Левополушарные, наоборот, усваивают новый материал поэлементно с последующим синтезом.

На уроках письма для правополушарных необходимо показать букву + буква в образе любого предмета, для левополушарных поэлементно разобрать и проговорить «от верхней линии рабочей строки…». Для кинестетиков пальчиком по наждачной бумаге, по центру ладошки, в воздухе, по точкам, моделирование из шнурка. Для визуалов схема со стрелками. При сравнении правополушарные ищут сходства, левополушарные – различия. Правополушарные визуалы новый материал лучше воспринимают в картинках, таблицах, схемах, кинестетитки во время практической деятельности.

Творческие задания

Аудиалы – проанализируй, оцени. Визуалам – составь схему, опиши, кинестетикам – придумай, покажи, инсценируй, нарисуй. Например, на математике по теме «Квадрат». Кинестетикам –дать потрогать, сделать самим, визуалам – нарисовать, раскрасить, аудиалам – описать словесно. При решении задач: аудиалам – проанализировать готовую, визуалам, кенетстетикам – придумать, нарисовать.

Учитель должен уметь работать во всех трех модальностях на каждом уроке, знать свою модальность и каждого ребенка.

Зная, что тема трудная для того или иного ребенка, необходимо посадить его на свое место, а при отработке этой темы он может сидеть и на другом месте, тем самым развивая другие модальности.

Замечания делать ученикам, только на их языке, иначе оно не будет воспринято. Аудиалу сказать шепотом «ш-ш-ш», визуалу – покачать головой, погрозить пальцем, кинестетику – положить руку на плечо.

Работая в классах, где дети с разным восприятием, необходимо выстраивать диалог в режиме организованной коммуникации, т.к. переработка информации (понимание) у правополушарных происходит мгновенно, спонтанно, в хаосе, а левополушарным необходимо время. Следовательно, левополушарный имеют возможность последовательно выстроить мысль, а правополушарный, повторяя мысль автора упорядочит свои мысли. Групповую работу лучше организовать разбивая на группы с одинаковой функциональной асимметрией, а в паре наоборот.

В условиях модернизации системы образования учителю необходимо владеть гибким стилем преподавания, уметь работать в разных модальностях, учитывать индивидуальные особенности детей, что позволит учащимся получать информацию, развивать УУД, используя свой ведущий канал восприятия и развивать другие модальности. Тем самым, повышая качество образования.

Приложение 1