Цели:
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня нам предстоит пролистать странички истории и узнать, что же все-таки такое книга. Китайский мудрец Конфуций утверждал: “Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький”. И чтобы как можно лучше узнать о нашем верном друге - книге мы с вами пройдемся по всем этим путям.
Учитель. Ребята, а давайте поразмышляем, а зачем вообще человек придумал книгу? (Дети высказывают свое мнение).
Учитель. Вы молодцы, основной целью, конечно, было сохранить и передать информацию. А знаете, ребята, какими были книги давным-давно? Например, в каменном веке люди писали на камнях, они высекали на скалах различные изображения, человека, животных. (Слайд 2, 3. Презентация). Эти изображения сохранились и поныне. И теперь эти изображения рассказывают нам, как жили люди в то время.
Учитель. Потом люди стали писать на бересте (кора берёзы) и делать берестяные свитки – грамоты (Слайд 4). Затем стали делать такие книги – обложка была деревянная, обтянутая кожей, уголках – металлические наугольники, чтобы кожа на углах не стиралась. Были у книг даже застёжки, а писали книги от руки. (Слайд 5).
Учитель.На дворе двадцать первый век и каждый образованный человек не представляет свою жизнь без навыков письма и чтения. Мы подражаем родителям, когда, не умея читать, берем книгу в руки и делаем умный вид, учителям, повторяя за ними каждое прочитанное слово и стремясь быть таким же умными. Книга уже не несет за собой только смысл сохранить и передать информацию. Она помогает нам передавать свои чувства, расширять кругозор, фантазировать и многое другое. (Слайд 6).
Учитель. Давайте сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете персонажей сказок.
Попробуйте вспомнить персонажи, каких сказок изображены на экране. (Слайд 7-14).
Учитель. А сейчас ребята послушайте басню о двух книжках.
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
- Ну, как твои делишки? -
Одна спросила у другой.
- Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей.
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
- Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня.
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу, -
О них и говорить-то неприлично…
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на “отлично”.
- Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе.
В басне нет загадки: расскажут напрямик
И книжки и тетрадки, какой ты ученик.
Учитель. Ребята, а что делаете вы, чтобы ваши учебники и книги были в порядке? (Cлово ученикам).
Учитель. А теперь давайте встанем на физкультминутку.
Физминутка.
Эй, ребята, не ленитесь!
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все – в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Учитель. Книга это конечно очень хорошо, но чем еще мы сейчас пользуемся, чтобы получить информацию? Мы пользуемся интернетом для получения информации, планшетами, ноутбуками, телефонами, компьютерами, электронными книгами – для хранения и обработки информации.
Учитель. У многих из ваз большой опыт в использовании информационных технологий. (Расскажите, что вы узнали о технике, просто пользуясь ей?)
Учитель. Давайте посмотрим на тот предмет, который постепенно вошел к нам в жизнь и стал столь же популярен, как книга. (Слайд 15)
Учитель. Да, да именно так выглядели первые персональные компьютеры. Они стали появляться в 1975 году. Изначально компьютер был создан как вычислительная машина. Сейчас он используется в других целях — как средство доступа в информационные сети и как платформа для компьютерных игр и приспособление для обработки, форматирования и хранения информации. (Слайд 16). Подумайте дома, о каких еще необычных возможностях компьютера вы знаете.
Учитель. Отгадайте что это “Компактные компьютеры, содержащие все необходимые компоненты (в том числе монитор) в одном небольшом корпусе, как правило, складывающемся в виде книжки”? (Ответы детей). Верно, это ноутбук.
Учитель. А сейчас послушайте притчу:
Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир - такой большой, а Зуси - такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город - такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей с десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить. Будучи таким маленьким, - самого себя.
Учитель. Вот так и Майкл Харт в 1971 г. решил изменить себя, а правильнее сказать свое отношение книге, а в последующем времени и отношение всего мира, просто перепечатав текст Декларации независимости США из книги в компьютер. После уже в 1995 году стали изготавливать специализированные приборы для чтения текстов книг под названием – электронные книги. (Слайд 18).
Учитель. Знаете, ребята, мне все-таки кажется, что не важно откуда люди получают информацию, что они читают, будь то обычная книга или электронная, главное чтоб человек всегда стремился знать больше чем он уже знает.
Учитель. Всем большое спасибо за урок, До новых встреч.
Литература
- Сценарий классного часа для начальной школы “Что в твоём портфеле?” Мананниковой Т.Н.
- Бесова М. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. - Ярославль, 2000.
- Сухин И. Литературные приключения. - М., 2000.
- И.В. Персидская и др. Классные часы 1-4 классы. Волгоград, издательство “Учитель”, 2007 г.
- https://docs.google.com/document/preview - физкультминутка.