Цели:
- формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно оценивать свои достижения;
- воспитывать уважение и чувства гордости к своим односельчанам, формировать потребность в охране и защите окружающей среды проживания.
Планируемые результаты: учащиеся расширят и углубят знания по выбранной теме; научатся выступать с подготовленными сообщениями; выскажут суждения и оценят свои возможности по охране, защите окружающей природы, родного села; оценят степень своего поведения в общении с односельчанами.
Участники: учащиеся 2 класса.
Оборудование: rомпьютер, проектор, карточки.
Страницы Устного журнала.
- Родное село.
- Наша родная природа.
- Профессии нашей семьи.
- Люди живущие рядом.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой.
- Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением.
- Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками.
- Хлопните в ладоши, если вы не любите ссориться и обижать друг друга.
- Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважать себя и других.
Теперь можно начать работу. И начнём её с игры. А правило игры такое: я задаю вопрос – а вы дружно отвечаете – да или нет.
- Вам нравится принимать участие в интересных делах? (Да)
- У вас есть желание решать проблемы вместе? (Да)
- Вам хотелось бы во время урока услышать обидное слово? (Нет)
- А хотели бы вы представить свои проекты, подвести итог проделанной работе? (Да)
Тогда продолжим наш урок.
Учащиеся сидят по группам. У каждой группы галстуки разного цвета (Зеленого, синего, фиолетового)
2. Вступительная часть.
Погружение в тему Устного журнала. Проблемная ситуация.
- Сегодня мы проведём наш урок в форме Устного журнала. Сейчас я попрошу вас, попробовать определить название нашего журнала.
Послушайте стихотворение: (Читает ученица)
Лучше нет родного края!
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края! (П. Воронько)
- Кто догадался, как называется наш устный журнал? (“Наш родной край” или “Мой родной край”)
Мой край родной.
Самоопределение к деятельности. (Работа в группах)
- Итак, тему вы определили.
А нужно ли об этом говорить и почему? Сейчас вы в группах побеседуете на эту тему. Отметьте верные ответы, по вашему мнению. Выберите человека от группы, который зачитает ваше общее решение.
Карточка 1 (для учащихся среднего уровня)
О родном крае нужно говорить:
Карточка 2 (для учащихся повышенного уровня)
О родном крае нужно говорить:
- чтобы оберегать свой край;
- чтобы уметь любоваться своей природой;
- чтобы отдыхать на природе: слушать громкую музыку,
сбивать грибы, разрушать муравейники;
- чтобы с пользой применять дары природы родного края;
- чтобы больше узнать о людях, которые живут в нашем селе.
- Заслушаем ответы.
Вывод. Мы должны говорить о своём родном крае, чтобы расширить наши знания:
- о природе , для того, чтобы уметь наблюдать за ней, оберегать её, любоваться и гордиться ею, разумно использовать её дары;
- о родном селе , для того, чтобы лучше знать односельчан, уважать их и гордиться теми, которые заслуживают этого, жить в гармонии с чистотой и миром
II. Основная часть.
Вхождение в тему первой страницы.
- Скажите, вы любите свое село?
- Почему?
- Открываем первую страницу нашего журнала. Она называется: “Родное село”.
- У нашего района и нашей области в 2012 г. юбилей.
- Скажите, ребята, в какой области мы живем? Сколько лет нашей области исполнилось?
- В каком районе мы живем? Сколько лет нашему району исполнилось?
- Посмотрите это карта Новосибирской области. Покажите на карте наш Тогучинский район.
- У каждой группы есть карта нашего района. Обозначьте метками села, в которых вы живете. Назовите.
- Возьмите и поставьте на стол табличку с названием села в котором вы живете.
- Отметьте все села, в которых живут учащиеся нашего класса.
- Сейчас ребята представят вам свои презентации о родном селе.
Представление презентаций.
1 группа: с. Вассино
1 ученик: Родное село. В нем все привычное, знакомое, дорогое. Мое село не город и не столица. Это небольшое уютное село с замечательным названием Вассино.
2 ученик: Моему селу около трехсот лет. Оно раскинулось по берегам двух речушек Изылы и Курундус. Со всех сторон село защищают леса.
Красивы эти места, богаты грибами и ягодами. Вокруг села много строительного камня.
3 ученик: Делая проект я много узнала о истории своего села. Вассино было районным центром. В селе стояла большая церковь, куда съезжались со всех сел на праздники. Была большая базарная площадь.
Была построена школа. После войны построили электростанцию. Нигде в округе не было электричества, а вот вассинцы создали такое “чудо” своими руками. Сейчас на этом месте водопад - любимое место отдыха жителей села.
4 ученик: В каждом селе есть памятные места. В нашем селе – это родник, водопад, мурлыткина гора.
5 ученик: Жители нашего села защищали нашу страну во время Великой Отечественной войны. В центре села памятник погибшим жителям. С войны не вернулось 130 человек. 9 мая жители вспоминают страшную войну. Варят и едят солдатскую кашу.
6 ученик: История жизни композитора - песенника Николая Михайловича Кудрина началась в селе Вассино. Здесь 19 декабря 1927 года родился и жил до семилетнего возраста. Знаменитую песню “Деревенька” посвятил своей малой родине. В 2006 году на малой родине композитора установили мемориальную доску, отдавая дань памяти, уважения мастера.
7 ученик:
Поля да овраги,
Луга перелески,
Люблю тебя с детства мой край деревенский.
Зимою село утопает в сугробах,
Весной – в белой пене садов и черемух.
А летом вокруг золотая пшеница.
Ну как мне в такое село не влюбиться.
2 группа: с. Пойменное
1 ученик:
Моя деревня, как невеста
Голубоглаза и стройна,
Во всей округе всем известно:
Хлебами славится она.
И молоком парным пахучим,
И свежим мясом сортовым,
Природой пышной и могучей,
Народом добрым и простым.
Это стихотворение написано поэтом – земляком Михаилом Федоровичем Ливарским.
2 ученик: В марте 1934 г. по приказу Новосибирского Союззерно треста образован совхоз “Политотделец”. Отделение было построено около небольшой речушки Изылы. В 1937 году построили школу и кирпичный завод. Кирпич нужен был для строительства домов. В село прибывали люди, переселяемые из Свердловской области, Ярославской, Кировской и других.
3 ученик: В 1941 году мирный труд прервала война. В центре села находится памятник погибшим. В праздничные дни школьники несут вахту памяти.
4 ученик: За последние годы хозяйство держит первое место в районе по итогам животноводства. По итогам уборки урожая за высокие показатели хозяйство имеет много разных наград.
5 ученик: В нашем селе есть больница, детский сад, дом культуры, находится администрация Вассинского совета.
6 ученик: В селе Пойменное расположена средняя школа. Она большая и просторная. В школу приезжают учиться дети из пяти поселков. Здесь мы получаем знания, посещаем разные кружки.
3 группа: с Марай, с. Кадниха
Марай – родное село
По новому тракту оно пролегло
С тобою, Марай, сроднились давно
В Марае живем – значит нам, повезло.
Красива природа в Марае у нас
Куда ни посмотришь - все радует глаз
Холмы, перелески, поля и луга,
Родные березки и Курундус – река.
А если ты в гости к марайцам зайдешь,
То без угощенья от них не уйдешь.
Всегда хлебосольной деревня была
Своей добротой и щедротой слыла.
Родную деревню всем сердцем люблю.
Традиции прадедов вечно храни.
Прославь и умножь ты родные края
И скажут потомки “Ты прожил не зря”.
Селам Марай и Кадниха больше 100 лет. Села построили переселенцы из европейской части России в 1907 году. Когда люди приехали на отведенные им земли, они увидели леса, непроходимые чащи, болота. Новую жизнь поселенцы начали с того, что стали рубить лес и строить дома. Когда-то большие деревни стали маленькими, ушла их былая слава, но те, кто живут в ней, стараются сохранить свою деревню.
Обобщение по теме первой страницы.
- Скажите, какая главная тема презентаций? (Нам наше село дорого, потому, что это наша маленькая родина. Здесь мы родились, здесь сделали первые шаги, пошли в садик, школу. Здесь нам все дорого! И мы должны беречь нашу природу. Как говорил замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин: “Охранять природу - значит охранять Родину”.
Эмоциональная разгрузка.
- Закройте глаза. Прислушайтесь. Сейчас мы с вами окажемся…а где, вы постарайтесь сами догадаться. Дети закрывают глаза. Включается аудиозапись “Пение птиц в лесу” (1 мин.)
- Прошу вас высказаться, Что увидели, услышали, где побывали?
Давайте, представим, что мы на лесной полянке. Предлагаю разгадать загадки про деревья, которые растут в нашем лесу.
Переход ко второй странице. Проблемная ситуация.
- Попробуйте догадаться, как называется следующая страничка… Итак, здесь будут загадки…
Загадочная полянка
1. Высоконько стоит
Далеконько глядит,
Станет старушкой —
Будет избушкой. (Сосна)
2. Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)
3. Белые овечки
Бегают по свечке. (Верба)
4. Никто её не пугает
Она всё равно дрожит. (Осина)
5. Весной зеленела
Летом загорела.
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
6. Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
7. Зимой и летом одним цветом. (Ель)
8. Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
Обобщение по загадкам и переход к физминутке.
Очень разнообразен растительный и животный мир Новосибирской области. На это повлияли погодные условия, разнообразие почв. Часть занесена в Красную книгу Новосибирской области и России. Вы подготовили хорошие проектные работы по теме “ Красная книга”
Игра “Лото”. Приложение 2
Сейчас каждая группа будет представлять животное или растение, занесенное в Красную книгу Новосибирской области. (Описания взяты из проектных работ учащихся). На карточке вы должны закрыть нужный квадрат.
- Крупная птица на длинных ногах. Голова, шея, верхняя часть спины и хвост черные с зеленым или фиолетовым металлическим блеском. Грудь, брюхо, подхвостье и подмышечные перья белые. Кольцо вокруг глаз, клюв и ноги красные.
- Тело обтекаемой формы, вытянутое, гибкое; голова относительно небольшая, незаметно переходящая в длинную толстую шею. Хвост длинный мускулистый. Окраска однотонная – коричневая или серовато-бурая. Длина тела 63-50 см.
- Очень крупная сова с размахом крыльев более полутора метра и весом 3-4 кг. Оперение мягкое, рыхлое, рассчитано на бесшумный полет. Характерны хорошо развитые перьевые “уши”, направленные в стороны. Мощные лапы оперены до когтей.
- Тело небольшого размера. Иглы тонкие и короткие. Ушные раковины очень подвижные и большие, отогнутые вперед, они закрывают глаза.
- Многолетнее растение. Стебель гладкий. Листья продолговатые. Цветки расположены на верхушке стебля, очень крупные.
- Яркий цветок. Это его народное имя, но у него есть и другие. Например: купальница, жарок.
Жарки – цветы на солнечной поляне…
Их … ласково зовут.
За то, что Солнца свет в себя впитали,
Его светящуюся суть…
Учащиеся от каждой группы по очереди читают описания. В группах отгадывают и закрывают фишками. Какая группа закончит быстрее.
Обобщение и переход к следующей странице.
- Молодцы! А сейчас мы переходим к самой, на мой взгляд, особенной странице нашего журнала:
Страница 3 “Профессии нашей семьи” - проекты детей.
Предъявление результатов.
Дети защищают свои проекты.
Обобщение по проектам.
- Открывая, последнюю страничку, я хочу, чтобы вы послушали стихотворение.
Страница 4 “Наш край”
Стихотворение читает учащийся 2 класса.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной! (С. Дрожжин)
- Мы любим свою малую родину и свою красивую природу.
III. Заключительная часть. Рефлексия. Процесс самопознания.
- Что значит, любить свой край?
- Подумайте и скажите, что может каждый из вас, чтобы в нашем селе всем жилось лучше?
Награждение детей дипломами за проделанную работу.