"Новый вид народного промысла. Гжель". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

На доске карточка с пословицей:

  • У всякого Рукодея своя затея.

Как вы понимаете эту пословицу?

  • На доске появляется картинка с изображением Рукодея:

А вот, и сам Рукодей!

На доске две картинки с изображением белой и раскрашенной посуды:

Приложение 1. Рисунки

  • Как вы думаете, какую посуду сделал Рукодей?
  • А почему вы так решили?
  • А кто из вас хочет быть рукодеями?

Сегодня Рукодей поможет вам открыть новый вид росписи. А как вы открываем новые знания? (Проходим два этапа: выясняем, что мы не знаем и сами открываем новые знания.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном учебном действии

Прежде, чем сделать открытие, что вы должны сделать? (Сначала надо повторить, то что мы уже знаем, то что нам нужно для открытия.)

Правильно. Давайте вспомним, с какими народными промыслами вы уже знакомы.

Посмотрите внимательно на посуду, которую сделал Рукодей. Для вас мастер принес карточки, каждая из них подходит изделиям Рукодея:

1.

1. Городец.

2. Яркие цвета, фон бежевый, жёлтый.

3. Розанчик и купавка.

2.

1. Жостово.

2. Яркие цвета, фон черный.

3. Изображение разнообразных цветов растений.

3.

1. Хохлома.

2. Зелёный, жёлтый, красный, чёрный, фон золотой, черный.

3. Растения, ягоды.

А поможет нам алгоритм:

1. НАЗВАНИЕ

2. ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА, ФОН

3. ОСОБЕННОСТИ ОРНАМЕНТА

Дети по одному выходят к доске и у соответствующей картинки крепят карточки с названиями, в соответствии с эталоном.

Молодцы!

А теперь, следующее задание: положите перед собой карандаши, и по моему сигналу выберите нужный цвет и поднимите вверх, цвет карандаша – это фон, который должен быть на рисунке.

Первая картинка: Рисунок 3

Поднимите карандаши! Посмотрите друг на друга, что вы видите? (У нас у всех черный карандаш.)

Молодцы! Почему вы его выбрали? (Это Жостово.)

Что вам помогло при ответе? (Эталон.)

Вторая картинка: Рисунок 4

Поднимите карандаши! Посмотрите друг на друга, что вы видите? (У нас желтые и бежевые карандаши.)

Молодцы! Почему вы их выбрали? (Это городецкая роспись.)

Третья картинка: Рисунок 5

Поднимите карандаши! Посмотрите друг на друга, что вы видите? (У нас у всех чёрные карандаши.)

Молодцы! Почему вы их выбрали? (Это хохломская роспись.)

Что вы сейчас повторили?

Какой следующий шаг вы должны выполнить? (Мы должны встретиться с пробным действием.)

Четвертая картинка: Рисунок 6

У кого нет ответа?

Что вы не можете сделать? (Мы не можем определить, какой фон будет.)

Поднимите карандаши, кто может определить. Каким эталоном вы воспользовались? (Мы не можем назвать эталон.)

Что произошло? (У нас возникло затруднение.)

А если вы столкнулись с затруднением, что вы должны сделать? (Остановиться и подумать.)

3. Выявление места и причины затруднения

Давайте вспомним, какое задание вы сейчас делали? (Определяли фон по картинке народного промысла.)

Почему вы не смогли точно определить фон последней картинки? Что вы не знаете? (Мы не знаем что это за вид росписи народного промысла, не знаем его эталон.)

Молодцы!

4. Построение проекта выхода из затруднения

Какую цель поставите перед собой? (Узнать новый вид народного промысла.Составить для него эталон.)

А какой будет тема урока? (Новый вид народного промысла.)

Правильно, а в ходе урока мы нашу тему уточним.

Итак, для открытия нового предлагаю работать по следующему плану, перед вами шаги, которые надо расставит по порядку: (фронтальная работа):

  1. Анализ изделия.
  2. Сделать вывод.
  3. Выяснить:
  4. - название;
    - основные цвета и фон;
    - особенности орнамента.

Учащиеся предлагают свои варианты, согласованный вариант плана фиксируется на доске.

5. Реализация построенного проекта

Работать вы будете в группах. А поможет вам работать по плану наш гость Мастер-Рукодей, он приглашает вас в путешествие в знаменитые подмосковные места, где протекает речка Гжелка. Именно там с незапамятных времён местные жители находили разную глину и делали игрушки и посуду. Глина была белая-белая, а речка Гжелка - голубая-голубая.

А сейчас, каждая группа достаёт образец, который приготовил для вас Мастер:

Рисунок 7

Вы работаете по плану с образцом, результаты запишите на листах:

ГРУППА №

НАЗВАНИЕ:____________________________

ЦВЕТА И ФОН:_________________________

ОСОБЕННОСТИ ОРНАМЕНТА:___________

______________________________________

На работу вам даётся 3-4 минуты. И не забудьте название реки Гжелка.

Название речки написать на доске.

Группы работают самостоятельно.

Проверим вашу работу.

Сверяются ответы детей, переворачиваются карточки с эталоном и получается новый эталон, составленный по ответам детей:

 

Итак, вы получили эталон для росписи нового народного промысла.

А теперь вы сможете правильно определить фон для задания пробного действия? (Да.)

Пожалуйста, поднимите карандаш для обозначения фона.

Молодцы!

6. Первичное закрепление во внешней речи

А теперь я снова переверну карточки эталона, а вы должны проговорить их правильно.

Молодцы!

Теперь давайте уточним тему нашего урока. (Новый вид народного промысла.Гжель.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

А теперь вы станете настоящими рукодеями, как мы с вами и договаривались, для этого выберите из предложенных заготовок, ту, которая вам больше нравиться и распишите её гжельской росписью.

Работа проводится 15-20 минут. В это время можно познакомить учащихся с некоторыми историческими фактами:

Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.

Гжель всегда славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". В то же время для аптекарского приказа было привезено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и "повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу "для алхимической посуды". Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: "Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизноюпревосходнее".

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся гжельских изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, в гжели делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

Около 1800 года в деревне ВолодиноБронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.

Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.

C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.

Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти была открыта станция, получившая название по местности "Гжель". Выросший при станции посёлок городского типа также называется "Гжель". Посёлок состоит из двух частей, неофициально именуемых: посёлок "Известкового завода" или "Известковый" (по имени находившегося здесь и снесённого Известкового завода) и "Посёлок Кирпичного завода" или "Труженик".

После окончания работы проводится проверка.

Проверьте, соблюдены ли все правила.

  • Какой у вас фон? (Белый.)
  • Какие цвета вы использовали в работе? (Синий, голубой.)
  • Какие элементы вы использовали в работе? (Растения, цветы.)
  • У кого есть ошибки?
  • Учителю надо обратить внимание на соблюдение временных рамок, для того, чтобы все дети успели завершить работу.
  • Были ли вы настоящими рукодеями? (Да.)
  • А почему вы так считаете? (У нас не было ошибок, и мы смогли сделать новую роспись правильно, соблюдая эталон.)

8. Включение в систему знаний и повторение

Для того, чтобы у вас не было ошибок и в дальнейшем, давайте, наведём порядок в картинке, которую принёс нам Рукодей, кстати, вы заметили изменения? (Да, там появилась Гжель.)

Рисунок 1, Рисунок 8

Кто пойдёт и поставит карточки на место?

Учащиеся по одному или по 2-3 человека выходят к доске и расставляют карточки к картинкам.

Молодцы!

9. Рефлексия учебной деятельности

Какова была цель сегодняшнего урока? (Узнать новый народный промысел, построить эталон по нему.)

Докажите, что вы были на уроке настоящими учениками. (Мы сами поставили цель и её достигли, мы были настоящими учениками.Мы узнали о новом народном промысле – Гжели.)

Оценить работу на уроке вам поможет ваша работа. Вывесите их на доску.

Приготовьте карандаши основных цветов Гжели (синий, голубой, белый). Если вы считаете, что у вас получился настоящий красивый сервиз гжельской росписи, то поднимите все 3 карандаша, а если нет, то поднимите только 1 карандаш.

Разбираются ответы детей, если они делают замечания по отдельным работам, с точки зрения качества работы (некрасиво, расплылся рисунок), то делаются выводы о том, каких ошибок в будущем надо избегать, а затем обращается внимание на то, что в целом весь сервиз хорош.

Молодцы!