Каким должен быть современный урок, чтобы он позволял эффективно подготовиться к ЕГЭ? Более эффективно на уроке это можно осуществить через содержание образования и использование современных образовательных технологий. Особое внимание следует уделить содержанию образования. В 11 классе логично изучать именно те разделы, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть серьезное испытание. Содержание любого урока должно обеспечивать формирование теоретических, экспериментальных и расчетных знаний, умений и навыков, а также культуры безопасного обращение с веществами, материалами и процессами, необходимых для качественной подготовки к ЕГЭ. Содержание химического образования должно отражать ведущую тенденцию современной науки – ее интегративный характер. В целях успешной подготовки учащихся выполнять задания на проверку компетенций, умение использовать полученные знания, урок должен реализовывать компетентностный подход, так как в новом стандарте для старшей школы на это сделан акцент. Обязательным элементом урока должна стать диагностика их реальных учебных возможностей с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем подготовки по предмету и отношения к учению. Для этого использую тестовый контроль знаний в формате ЕГЭ. Проведение тестов после изучения темы дает возможность в короткое время проверить усвоение материала, выявить пробелы, качественно организовать повторение. Систематически организованный тестовый контроль способствует тренировке и психологической подготовке учащихся к ЕГЭ.
В период подготовки к ЕГЭ учащимся 11 класса необходимо за довольно короткий промежуток времени освоить большой объем материала. Поэтому учащемуся необходимы навыки освоения информации, навыки организации своей работы. Этому способствует использование на уроке технологии развивающего обучения на основе деятельностного подхода.
Цели урока.
Образовательная: формирование на межпредметном уровне системы знаний о простом веществе, образуемом элементом медью, которая играет важную роль в природе и жизни человека.
Развивающая: развитие научного мышления учащихся в процессе установления причинно-следственных связей, переноса и применения знаний и умений в новых ситуациях, в том числе для решения межпредметных учебных проблем; развитие мотивации изучения предмета при обращении к жизненному опыту школьников, при раскрытии практического значения материала.
Воспитательная: формирование гуманистических, экологических и валеологических ценностей личности.
Приоритетные виды межпредметных связей.
Внутрицикловые содержательно-информационные – с курсами физики, биологии, географии, экологии на уровне фактов, общепредметных понятий, теоретических знаний
Физика (физические свойства веществ (молекулярная физика), строение атома, изотопы(атомная физика))
География (месторождения медных руд (землеведение))
География России (минеральные ресурсы России)
Биология (содержание меди в организме, биологическая роль)
Экология (загрязнение среды тяжелыми металлами (медь))
История (медный, бронзовый века)
Организационно-методические – на уровне общепредметных умений (применение знаний и способов действий и др.)
Специально-предметные – причинно-следственные, исторические, взаимообратные, политехнические и др.
I. Ориентировочно-мотивационный этап урока.
1.1. Актуализация знаний.
Учащиеся отвечают на вопросы, которые соответствуют знаниям зоны их актуального развития.
1. Какие d-элементы мы изучили?
2. Что вы знаете о металлах побочных подгрупп? (Ученики отвечают)
1.2. Мотивация.
Учащимся предлагается закончить высказывание, записанное на доске: “Прежде служили оружием руки могучие, когти, зубы, каменья, обломки ветвей от деревьев и пламя после чего была найдена медь…”. Лукреций Кар. О природе вещей.
Как вы прокомментируете эти слова?
Что же произошло?
Какую роль сыграла медь в истории цивилизации?
В процессе обсуждения учащиеся осознают потребность в изучении материалы зоны своего ближайшего развития.
1.3. Формирование темы урока и планирование учебной деятельности на уроке.
II. Операционально-исполнительский этап.
Опираясь на ранее полученные знания и используя карту самоконтроля и самооценки по теме: “Медь и ее свойства”, учащиеся самостоятельно изучают материал о меди.
Карта самоконтроля и самооценки по теме “Медь и ее свойства. Приложение
III. Рефлексивно-оценочный этап.
3.1. Первичная проверка усвоения знаний
Вариант I
1. Верны ли следующие суждения о меди?
А. Медь во всех соединениях проявляет степень окисления +2.
Б. Медь не вытесняет H2 из раствора серной кислоты.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
2. Верны ли следующие суждения о свойствах меди?
А. Медь вытесняет серебро из растворов его солей.
Б. Медь взаимодействует с водяным паром.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
3. С каким из перечисленных веществ может реагировать металлическая медь:
1) Н2,
2) СО2,
3) О2,
4) N2.
4.При взаимодействии избытка конц. H2SO4 c Cu при нагревании будут получены:
1) СuSO4+H2,
2) СuO+H2SO3,
3) CuSO4+H2O+SO2,
4) CuO+H2S.
5. При нагревании Сu реагирует с:
1) водородом,
2) сероводородной кислотой,
3) разб. H2SO4,
4) конц. H2SO4.
6. Укажите продукты электролиза на инертных электродах раствора сульфата меди (II).
1) медь, водород, кислород,
2) медь, кислород, серная кислота,
3) медь, сера, кислород,
4) гидроксид меди (II), серная кислота, кислород.
7. Медь характеризуют следующие физические свойства:
1) металл, светло-розового цвета, тягучий, вязкий, легко прокатывается в листы,
2) серебристо-белый хрупкий металл,
3) металл голубовато-серебристого цвета, хороший проводник тока,
8. Найдите соответствие между исходными реагентами и продуктами.
1. Сu + H2SO4(конц.) —> 2. Cu+Br2 —> 3. Cu+H2O—> 4. CuO+C—> |
а) реакция не протекает б) Сu+CO в) CuSO4+SO2+H2O г) CuBr2 д) CuSO4+H2 е) Cu+CO2 |
9. Сумма коэффициентов в уравнении реакции
СuCl2 + SO2 + … —> … + HCl + …
1) 7,
2) 8,
3) 10,
4) 12.
10. Медь массой 6,4 г обработали 97,7 мл 30% HNO3 (плотность 1,18 г/мл). Для полного связывания продуктов реакции к полученному раствору добавили 200 г раствора NaOH. Определите массовую долю щелочи в использованном растворе.
Вариант II
1. Верны ли следующие суждения о меди?
А. Для меди характерны степени окисления +1 и +2.
Б. Медь вытесняет цинк из раствора сульфата цинка.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4)оба суждения неверны.
2. Верны ли следующие суждения о свойствах меди?
А. Медь не может вытеснять другие металлы из растворов их солей.
Б. Медь получают восстановлением ее оксида.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
3. Какой из металлов может вытеснить медь из сульфата меди (II)?
1) Zn,
2) Ag,
3) Hg,
4) Au.
4. Медь может вступать во взаимодействие с водным раствором
1) NaOH,
2) CaCl2,
3) Zn(NO3)2,
4) HNO3.
5. Медь не взаимодействует с
1) разб. HNO3,
2) конц. HNO3,
3) разб. HCl,
4) конц. H2SO4.
6. Cреда раствора СuSO4
1) кислая,
2) щелочная,
3) нейтральная.
7. Для меди характерны свойства:
1) отличный проводник электрического тока (уступает только серебру),
2) при t 100-1500 С хорошо прокатывается в листы, выше 2000 С становится очень хрупкой,
3) сравнительно легкий металл, немного тяжелее алюминия, но в 3 раза прочнее его.
8. Найдите соответствие между исходными реагентами и продуктами.
Сu + Сl2 2) CaCl2 —> Cu+O2 2) CaCl2 —> Cu+Hg(NO3)2 2) CaCl2 —> CuO+HNO3(разб.) 2) CaCl2 —> |
а) Сu(NO3)2+NO+H2O б) СuCl в) Cu2O г) CuO д) CuCl2 е) Cu(NO3)2+Hg |
9. Сумма коэффициентов в уравнении реакции
P + CuSO4 + … —> H3PO4 + Cu + …
1)19
2) 25
3) 27
4) 29
10. Медь массой 9,6 г растворили в 300 г 21 % HNО3. К полученному раствору добавили 250 г 16 % раствора NaOH. Выделившийся осадок отфильтровали. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном растворе. Продуктом восстановления НNO3 cчитается оксид азота (II).
Задания 1-7 оцениваются в 1 балл, 8 - 2 балла, 9 – 3 балла, 10 – 4 балла.
Работа оценивается по пятибалльной системе:
15-16 баллов – “5”,
12-14 баллов – “4”,
10-11 баллов – “3”,
меньше 10 баллов – “2”.
3.2. Подведение итогов урока.
Какую проблему мы поставили в начале урока?
Удалось ли нам ее решить?
Далее учащимся предлагается письменно ответить на вопрос: “Что произойдет, если медь и ее соединения на мгновение исчезнут с лица Земли?”
3.3. Осмысление домашнего задания.
1 уровень - параграф 55, стр.140, 144 (Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Лёвкин А.Н.; Химия: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень); М.: Вентана-Граф, 2008.)
2 уровень - параграф 55, стр. 144, зад.4(а), стр.151.
3 уровень - задание С2 ЕГЭ:
Вещество черного цвета получили, прокаливая осадок, который образуется при взаимодействии растворов гидроксида натрия и сульфата меди (II). При нагревании этого вещества с углем получают металл красного цвета, который растворяется в концентрированной серной кислоте. Напишите уравнения описанных реакций.