Организация и обеспечение преподавания основам религиозной культуры и светской этики в контексте ФГОС

Разделы: Начальная школа


Д. Медведев сказал «Для успешной модернизации страны необходимо по-новому воспитывать и образовывать молодежь – она должна уметь творчески мыслить и находить нестандартные решения. Система образования должна не только раскрывать личностный потенциал подростков, но и готовить их к условиям жизни в  высококонкурентной среде, где нужно уметь бороться за себя, уметь реализовывать свои идеи».

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Справедливо возникает вопрос, чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы?

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных  задач общества и государства является  воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу  учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. 

Методологической основой нового стандарта является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации. Впервые за постсоветский период перед школьным образованием поставлена задача формирования системы ценностей, которая опирается на отечественные традиции, наши дети должны знать традиции российского народа. Развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Это идеологический фундамент нового стандарта. В 2012 году во всех субъектах  Российской Федерации в соответствии с поручением Президента РФ вводится комплексный учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики».

Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.

Цели предмета ОРКСЭ

  • Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (закреплена ФГОС).
  • Цель предмета – формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. 

Задачи предмета ОРКСЭ

  • Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Социальные процессы в обществе, развитие информационно-коммуникационных технологий потребовали сегодня существенных изменений в образовании. Во главе процесса обучения должен стоять результат, а под него формироваться условия и структуры образовательной программы начального общего образования. Предложенная концепция, положенная в основу нового ФГОС, позволяет преодолеть ряд существующих противоречий и стать ориентиром для создания современного образования в России, которое должно удовлетворять потребности личности, общества и государства. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Особое место в образовательном процессе занимает система универсальных учебных действий (УУД) учащихся: коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные.

Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.   

Важнейшей составляющей стандарта второго поколения стало то, что разработчики постарались сформулировать, каким должен быть современный учитель: это профессионал, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий; инициирует пробные действия учащихся; консультирует, корректирует их действия; ищет способы включить в работу каждого ученика. Современный учитель – это воспитатель, который создает условия для приобретения детьми жизненного опыта; оказывает адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать (позиция педагогической поддержки). Современный учитель не столько информатор и транслятор знаний, сколько координатор, организатор диалога. Одним из важнейших условий является заинтересованность самого учителя, его готовность перейти на личностное, а не ролевое, функциональное или статусное общение, его открытость, толерантность. Именно такой характер межличностных отношений в классе может способствовать адекватному и результативному усвоению социокультурного, духовно-нравственного опыта, предлагаемого к усвоению учащимся.                           

 ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

  • предъявить противоречивые факты, теории;
  • обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
  • использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Все учебники, по комплексному учебному курсу  «Основы религиозной  культуры и светской этики»представленные в Федеральном перечне, разработаны в соответствии с требованиями ФГОС.

Методическая система учебников по ОРКСЭ ориентирована на развитие у младших школьников умения самостоятельно анализировать и рассуждать, формировать интерес к познанию, изучению основных понятий этики, а учителю помогает создавать на уроке атмосферу открытия и удивления, отрабатывать навыки учебной самостоятельности, обеспечивать поэтапность и диалектичность организации обучения.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Формы проведения уроков различные. На различных этапах урока применяют электронное приложение к учебному пособию.

Одной из важных форм учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» является работа с текстом учебника, поскольку он является одним из основных источников знаний при изучении курса ОРКСЭ. Среди многообразия форм работы с текстом можно назвать:

  • комментированное чтение – оно актуально, если осваивается сложный материал;
  • чтение текста или его фрагментов  с последующим обсуждением;
  • передача текста в преобразованном виде – составление планов, опорных схем.

Важно формировать у учащихся вдумчивое отношение к вопросам и заданиям к тексту, обращать внимание на их типологию. Часть из них направлена на воспроизведение информации, например: «Как называются священные книги христиан?», «В чем основы ислама?». Репродуктивный характер носит также выполнение заданий на пересказ, определение понятий и т. п.

Другие задания требуют перечисления, извлечения и описания информации, например: «Опишите устройство синагоги», «Как выглядит мечеть?» и др. Такого типа задания способствуют развитию наблюдательности учащихся, умений находить необходимую информацию. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, рассказа учителя и т.д. организуется беседа, учащиеся отвечают на вопросы, иногда сами их формулируют.

В учебно-методическом комплексе ОРКСЭ широко представлен иллюстративный материал – это произведения изобразительного искусства, рисунки, предназначенные для восприятия в единстве с текстом.

Созданию образного восприятия изучаемого материала в курсе ОРКСЭ, установлению внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне, способствует создание панорамы образов по определенной теме.По мере изучения курса накапливается разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной или светской культуры. Учащиеся могут написать к подобранным материалам краткие аннотации, а на завершающем уроке (занятии) – провести презентацию материалов галереи.

Для усвоения материала курса важно освоить понятийный аппарат. Можно практиковать составление словаря, в котором будут представлены понятия, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок.

Интересной и привлекательной для младших школьников формой занятий являются  театрализованные сюжеты. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента при объяснении или домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выступают следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми. Особое место на уроках занимали творческие проектные работы учеников, выставки рисунков.

Кроме того на уроках применяются элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.

В рамках курса ОРКСЭ (в соответствии с ФГОС) особых методических решений требует внеурочная деятельность. Методическое обеспечение курса позволяет  педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную.

К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие целые классы (параллели классов).Групповые формы внеурочной деятельности, характеризующиеся стабильностью и регулярностью занятий (клубы, устные журналы, факультативы, экскурсии, экспедиции, походы, тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов), охватывают группу от трех  до 30-35 обучающихся. Для этой формы работы характерна активная деятельность каждого участника. В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер. Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания. Самое ценное то, что этот курс способен «присоединить» к школе семью, т.к. в осмыслении разных категорий, заложенных в содержании курса, немыслимо без участия родителей. Каждый из модулей курса рассказывает школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов Одна из важнейших задач курса «ОРК СЭ» – это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Дефицит подлинного общения – одна из болезней нашего времени. Самая важная функция  настоящего семейного общения – создание особой атмосферы семейного уюта (в нематериальном значении этого слова), в которой есть время на разговоры о главном: о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Этот курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.

Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких пролонгированных домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.

Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.

При изучении тем, связанных с бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях. Например, как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям, и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.

Традиции, праздники, знание основных   понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.

Родители и члены семей учеников обязательно должны быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных культур и светской этики». Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.

Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д.

Таким образом Содержание и технологический инструментарий нового учебного курса, на наш взгляд, обеспечивают условия для решения  образовательных задач и задач развития личности школьника, младшего подростка, так как позволяют:

  • передать школьнику знания об основах религиозных культур, светской этике, расширить его кругозор, обеспечить возможность развивать и расширять культуроведческие знания в основной школе;
  • развивать умения учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе – коллективной;
  • достигать личностного роста, обогащения эмоциональной и познавательной сфер школьника в ходе приобретения им представлений о нравственных идеалах и ценностях, традициях многонациональной культуры нашей страны, сопричастности к ней;
  • сформировать содержательные, понятийные, ценностно-смысловые связи с другими учебными предметами начальной и основной школы – историей, географией, литературой.

Возможности курса имеют большую практическую значимость для развития и социализации детей, формирования порядочного, честного, достойного гражданина своей страны.

Наша задача сегодня – трансформировать приобретенные в ходе изучения курса знания и понятия детей в поведенческую сферу, сферу организации взаимоотношений с родителями, сверстниками, окружающими людьми и миром. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

И завершить выступление я хочу, процитировав святейшего Патриарха Кирилла: "обучение подрастающего поколения основам религиозной культуры – не путь к клерикализации общества, но дорога, ведущая к его нравственному оздоровлению, к укреплению национальной и культурной идентичности нашего народа, а в конечном счете – к стабильности государства".

Таким образом, комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» создает основу для системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в рамках нового ФГОС.