На входе в актовый зал стоит кондуктор и выдаёт «трамвайные билеты», которые в конце праздника разыгрываются в качестве «счастливых билетиков»
Ведущий. Друзья, сегодня мы встретились, чтобы отпраздновать день рождения электрического трамвая , в этом году ему исполнилось 130 лет! (слайд №1) (Приложение 1)
1 чтец. История трамвая – это история развития городов в ХХ веке, становление их как мегаполисов России и главного транспортного узла.
Наш трамвай – не простое транспортное средство. Он и ежедневный спутник многих горожан, и место судьбоносных встреч, и украшение старинных улочек и новых районов.
2 чтец. Славный XIX век является "золотым" и для многих достижений в области техники первый электрический трамвай по улицам прошел в конце XIX века.
3 чтец. За многие годы трамвай стал неотъемлемой частью облика города, его жизни, его истории. История полна легендами. Не миновали легенды и историю трамвая. Даже в его имени есть некая тайна. В самом деле, что дало имя трамваю, прозаическому виду общественного транспорта?
1 чтец. Бытует мнение, что свое имя трамвай получил от имени бельгийского инженера Бенджамина О'Трама, будто бы строившего трамвайные линии по всей России. Так хотелось бы верить в эту романтическую историю, но, к сожалению, ничего общего с действительностью эта история не имеет.
2 чтец. Ведь широко известно, что слово трамвай существовало ещё в то время, когда электрического трамвая не было. Трамваем называли в Англии вагон, ведомый лошадьми. Значит, наша былая конка и была по своей сути трамваем! В словаре Брокгауза и Ефрона, изданном на стыке веков, есть рисунок, поясняющий статью о конке. По всей длине изображенного на рисунке вагона сделана надпись: "Glasgow Corporation Tramways" – по-русски дословно это следует перевести так: "Корпорация трамвая Глазго".
Остановка первая (слайд №2)
1 чтец. Название "трамвай" многие ученые-лингвисты связывают со словом "вагон". "Трамвай"– английское слово, происходит от "tram" – вагон, тележка и "way" – дорога, путь. Такое толкование дается в Этимологическом словаре русского языка.
2 чтец. Наиболее логично утверждение, что название "трамвай" связано со скандинавскими словами, перешедшими в английский язык: "tram" – столб, брус и "way" – дорога. И тогда видно, что "трамвай" – это "столбовая дорога": т.е. дорога, состоящая из столбов, деревянных брусьев, шпал.
3 чтец. Впрочем, англичане любят быть краткими, их язык деловых людей не позволяет тратить время зря, они сократили это и так короткое слово просто до "tram", и наш поэт Владимир Маяковский уже в XX веке писал: Свой бег продолжали трамы...
4 чтец. В России сначала трамвай называли электрической конкой, и пока его строили, проектировали, вводили в эксплуатацию, незаметно перешли на электрический трамвай, а потом и вовсе забыли прилагательное "электрический" и сохранили только "трамвай", потому что другого просто не стало: так распорядилась история...
5 чтец. (слайд №3) Традиционная окраска вагонов: алый низ, желтый верх. Красный цвет – трамвайный цвет. На схемах транспорта городов (и, конечно же, Москвы) линии трамвая должны быть обозначены КРАСНЫМ цветом. Классические трамвайные билеты – красные.
1 чтец. (слайд №4) – о конке
2 чтец. (слайд №5) Русские учёные и изобретатели Б. С. Якоби, В. Н. Чикалёв, Д. А. Лочинов и П. Н. Яблочков ещё в 1838 году разработали основные теоретические вопросы, связанные с деятельностью электрического транспорта. А первым изобретателем-практиком является русский учёный Фёдор Аполлонович Пироцкий. 22 августа (3 сентября) 1880 г. Пироцкий сумел "двинуть" (как выражались в газетах) на электрической тяге настоящий вагон конки с империалом. Питание обеспечивала расположенная рядом миниатюрная электростанция .
Фактически изобретателем трамвая является Вернер Сименс.
3 чтец. Прототипом электрических трамваев (а равно и электровозов) стала машина, созданная немецким инженером Эрнстом Вернером фон Сименсом. Впервые она была использована в 1879 году на Германской промышленной выставке в Берлине. Локомотив использовался для катания посетителей по территории выставки После успеха с выставочным аттракционом, Сименс приступил к строительству электрической трамвайной линии в 2,5 км в берлинском пригороде Лихтерфельд.
В 1881 году первый трамвай, построенный компанией Siemens & Halske, прошёл по железной дороге между Берлином и Лихтерфельдом, тем самым, открыв трамвайное движение. (слайд №6)
В том же году Сименс построил трамвайную линию такого же типа в Париже.
В 1885 году трамвай появился в Великобритании в английском городе-курорте Блекпуле. Примечательно то, что первоначальные участки сохранились в первозданном виде, а сам трамвайный транспорт бережно сохраняется в этом городе.
4 чтец. (слайд №7) Появление первых трамваев в США произошло независимо от Европы. Изобретатель Лео Дафт (Leo Daft) начал эксперименты с электрической тягой в 1883 году
10 августа 1885 года на этой линии открылось движение электрического трамвая – первого на американском континенте. Однако система оказалась неработоспособной
Другим пионером трамваев в Америке был Шарль Ван Депуле (Charles Van Depoele).
5 чтец. Период наиболее быстрого распространения трамвая продолжался с начала XX века и до периода между мировыми войнами. К концу 20-х стало ясно, что период господства трамвая подходит к концу.
В начале XX века трамваи были неотъемлемой частью любого достаточно крупного американского (и европейского) города.
Остановка вторая (слайд №8)
1 чтец. Во многих странах рост популярности автомобилей привёл к быстрому исчезновению трамваев с улиц городов (примерно к концу пятидесятых годов). Технический прогресс повысил надёжность автобусов, которые сделались серьёзными конкурентами трамвая. Зачастую автобусы также обеспечивали более комфортные условия поездки и более гладкое движение, чем старые вагоны трамваев. В некоторых местах трамвай сменялся троллейбусом.
2 чтец. Негативным следствием массовой автомобилизации, особенно в крупных городах, стали такие проблемы как смог, транспортные заторы, шум, дефицит места для парковки и т. п. Это привело к постепенному пересмотру транспортной политики.
На этом фоне более заметными стали преимущества трамвая. Возрождение трамвая началось в конце семидесятых годов. Одни из первых новых трамвайных систем были открыты в Канаде, в городах Эдмонтон (в 1978) и Калгари (в 1981). На европейском континенте возрождение трамваев началось в Нидерландах, где в 1983 году открылся утрехтский скоростной трамвай, затем инициатива перешла к Франции, где новые трамвайные системы открылись в Нанте в 1985 (см. нантский трамвай) и Гренобле в 1988. Интересно, что именно Франция за полвека до этого, ещё в тридцатых годах, стала избавляться от трамвая как от «устаревшего вида транспорта», например первый парижский трамвай прекратил своё существование в 1937 году (сейчас парижский трамвай возрождён). В 1994 году новый трамвай открылся в Страсбурге. При этом трамваям нарочно были приданы футуристические формы. Это делалось для того, чтобы публика перестала ассоциировать трамваи с чем-то архаичным.
И действительно, постепенно европейская публика стала благоволить трамваям. Это было связано не только с современным видом новых трамваев, но и с их положительным влиянием на городскую среду.
3 чтец. Остановка третья (слайд №9)
Первый трамвай в Российской империи пустили 2 мая 1892 года в Киеве, строил его инженер А. Е. Струве.
Старейший трамвай в современной России находится в Калининграде. Во время открытия электрического трамвая в 1895 году (конка существовала с 1881 года) этот город назывался Кёнигсбергом и принадлежал Германии.
Владельцы конок, частные и акционерные общества, получившие в свое время права на устройство «конно-железных дорог», долго не хотели возвращать эти права обратно. Закон Российской империи стоял на их стороне, а в выданных правах говорилось, что городская управа в течение пятидесяти лет не может без согласия «коночных» хозяев использовать на улицах какой-либо другой вид транспорта.
4 чтец. (слайд №10)
В Москве трамвай пошёл только 26 марта 1899 года, а в Петербурге – лишь 16 сентября 1907 года, несмотря на то, что первая трамвайная линия там была проложена ещё в 1894 году прямо по льду Невы.
«Ледяные» трамваи ходили несколькими маршрутами: Сенатская площадь – Васильевский остров, Мытищинская площадь – Петроградская сторона, Марсово поле – Выборгская сторона. Рельсы и шпалы просто укладывались на ледяную поверхность, а столбы для проводов вмораживались в лёд. Ледяные трамваи начали действовать зимой 1904-05 годов. Их появление было связано с тем, что конки фактически были монополистами: по условиям договоров, общества конных железных дорог имели аренду земельных участков всех центральных улиц. Однако трамваи по льду Невы пускали и после того, как конки утратили монополию на общественный транспорт. По крайней мере сохранилась фотография такого трамвая, датированная 1914 годом .
5 чтец. Остановка четвёртая (слайд №11)
1929 год также ознаменовал собой новую веху в развитии трамвая в больших городах. В Москве росло не только трамвайное движение, но и автомобильное – грузовое и легковое. На участке Тверской улицы от Страстной до Триумфальной площади впервые ради облегчения движения транспортного потока было снято движение трамвая. В других местах стали производиться в тех же целях перекладки путей с середины проезжей части улицы, а иногда и с загруженных улиц на параллельные им. В то же время напряжённость движения на трамвае всё росла, и трамвай – главный транспорт города – перестал справляться с пассажиропотоками. Было принято решение о строительстве метро, и в 1935 году открылась первая в СССР его линия.
С той поры роль трамвая в Москве (а потом и в других городах, где открывалось метро) стала снижаться.
Тем не менее, трамвай успешно конкурировал и с метро. Так, в Санкт-Петербурге вплоть до начала «трамвайного погрома» в 1990-х годах трамвай не уступал метрополитену по доле пассажироперевозок.
1 чтец. (слайд №12) Стихотворение Ю. Визбора «Московский трамвай»
2 чтец. В 1917 трамвай в Москве и других городах работал нестабильно – из-за военных действий, уличных боёв, забастовок, перебоев с подачей электричества; были случаи закрытия движения на несколько дней подряд.
В период Гражданской войны и Военного коммунизма трамвай переживал тяжёлые времена.
Трамвайное сообщение повсеместно пришло в упадок и фактически перестало существовать. Так, в Москве в начале 1920 года в пассажирском движении находилось только 9 вагонов – по заявкам организаций.
3 чтец. С 1921 года начался период восстановления трамвайного движения в городах РСФСР. Была отменена практика бесплатного проезда в трамвае, введённая в период военного коммунизма,
О важности трамвая для новых властей свидетельствует фраза, сказанная «всесоюзным старостой» М. И. Калининым: «Если в городе работает трамвай, значит в городе действует Советская власть».
Вместе К. Г. Паустовским вы можете ощутить особую атмосферу Москвы 20-х годов.
4 чтец. Художественное чтение рассказа Паустовского К. Г. «Кондуктор»
«Трамвайной своей службе я обязан тем, что хорошо изучил Москву, этот беспорядочный и многоликий город со всеми его Зацепами, Стромынками, трактирами, Ножевыми линиями, Божедомками, больницами, Ленивками, Анненгофскими рощами, Яузами, вдовьими домами, слободами и Крестовскими башнями.
Экзаменовал нас на знание Москвы едкий старичок в длиннополом пиджаке. Он прихлебывал из стакана холодный чай и ласково спрашивал:
– Как бы покороче, батенька мой, проехать мне из Марьиной рощи в Хамовники? А? Не знаете? Кстати, откуда это взялось название такое пренеприятное – Хамовники?! Хамством Москва не славилась. За что же ей, первопрестольной, такой срам?!
Старичок свирепо придирался к нам. Половина кондукторов на его экзамене провалилась.
Провалившиеся ходили жаловаться главному инженеру трамвая Поливанову, великолепно выбритому, подчеркнуто учтивому человеку. Поливанов, склонив голову с седым пробором, ответил, что знание Москвы – одна из основ кондукторской службы.
– Кондуктор, – сказал он, – не только одушевленный прибор для выдачи билетов, но и проводник по Москве. Город велик. Ни один старожил не знает его во всех частях. Представьте, какая путаница произойдет с пассажирами трамвая, особенно с провинциалами, если никто не сможет помочь им разобраться в этом хитросплетении тупиков, застав и церквей.
Вскоре я убедился, что Поливанов был прав. ... Меня назначили на линию No 8 – проклятую вокзальную линию, считавшуюся еще хуже, чем «Б». Линия эта соединяла Брестский вокзал с Каланчевской площадью, с ее тремя вокзалами – Николаевским, Ярославским и Казанским. Проходила восьмая линия через Сухаревскую площадь и по обеим Божедомкам.
Часто случалось, что у Ярославского вокзала вагон, как говорили кондукторы, «попадал под поезд» из Троице-Сергиевской лавры. В трамвай набивались богомолки-салопницы. Пробирались они в разные московские церкви, города не знали, были бестолковы, как куры, и всего боялись.
И вот изо дня в день происходила одна и та же канитель: одной салопнице надо было к «Николе на курьих ножках», другой – к Троице-Капелькам, третьей – к Георгию на Всполье. Нужно было терпеливо объяснять им, как проехать к этим церквам, после чего старухи вытаскивали из карманов в нижних юбках платки с завязанными по уголкам деньгами. В одном уголке были копейки, в другом – семишники, в третьем – пятикопеечные монеты.
Салопницы долго развязывали зубами тугие узелки и скупо отсчитывали деньги. Впопыхах салопницы часто ошибались и развязывали не тот узелок. Тогда они снова затягивали его зубами и начинали развязывать другой.
Для нас, кондукторов, это было несчастьем. До Красных ворот мы должны были раздать все билеты. Старухи нас задерживали, билеты выдавать мы не успевали, а у Красных ворот нас подкарауливал сутяга-контролер и штрафовал за медленную работу.
Однажды Бабаев затащил меня к себе. Жил он с дочерью в покосившемся домишке у Павелецкого вокзала. Дочь его работала белошвейкой.
– Вот, Саня, – бодро крикнул с порога Бабаев,– привел тебе жениха!
Саня зашумела за перегородкой коленкором, но не вышла.
В низкой комнате висело несколько клеток, закрытых газетами. Бабаев снял газеты. В клетках тотчас запрыгали и запели канарейки.
– Я с канарейками отдыхаю от людского племени, – объяснил Бабаев. – Нас, кондукторов, пассажир не стесняется. Выказывает себя перед нами в наихудшем виде. Отсюда, понятно, и точка зрения у нас на человека подозрительная».
5 чтец. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. нанесла большой ущерб трамвайным хозяйствам СССР. Боевые действия, бомбёжки, диверсии приводили к повреждению или уничтожению вагонов, путей, строений и оборудования депо. на них возросла многократно. В городах СССР вводилось военное положение. Режим светомаскировки требовал на трамвае в ночное время уменьшать освещение салона и накал фар и ламп, принимать меры для устранения искрения при токосъёме, маскировать депо, мастерские и заводы. В критические дни октября 1941 объекты трамвая среди прочих важнейших объектов Москвы были подготовлены к уничтожению, в городе было введено осадное положение. Время движения было сокращено, ночное движение сведено к необходимому минимуму…
1 чтец. Трамвайные пути во многих городах использовались для грузовых перевозок как дублёры железнодорожных линий.
В городах, к которым приближалась линия фронта, трамваи использовались для фронтовых перевозок войск, военной техники, боеприпасов. Известен пример создания броневого трамвая в Ленинграде. Для перевозок раненых в прифронтовых городах, в городах с госпиталями часть пассажирских вагонов переоборудовалась в санитарные.
Остановка пятая. Современные трамваи. (слайд №13)
2 чтец. (слайд №14) Специализированные трамваи.
3 чтец. (слайд №15) Низкопольные трамваи.
4 чтец. (слайд №16-18) Викторина
- В каком году и кем был изобретён первый трамвай в Европе?
- Кто является изобретателем трамвая в России? В каком году он был изобретён здесь?
- Как изобретение трамвая произошло в Америке?
- Переведите слово «трамвай» на русский язык.
- Почему в начале 20 –х годов стала падать популярность трамваев?
- С чем связано возрождение этого транспорта?
- А сейчас трамвай популярен?
- Какие цвета являются традиционными для трамвая?
- Какого цвета раньше был трамвайный билет?
- Справлялся ли трамвай с перевозкой пассажиров в Москве?
- В каком году открылась первая линия метро в Москве?
- О каком виде трамвая вы узнали впервые?
(Победителю викторины вручить памятную открытку)
Ведущий: А сейчас вы увидите инсценированную «Сказку о трамвае», автором которой является Сергей Баруздин. (Приложение 2)
(Читают ученики 6 «А», «В» классов)
Мультфильм «Шёл трамвай десятый номер»
Подведение итогов викторины и вручение памятных дипломов с изображением трамвая.
Список литературы:
- Архивные материалы Центрального Государственного Исторического Архива Москвы (ЦГИА).
- Материалы и статьи газеты "За отличный рейс", посвященные 80-летию трамвая в г. Москве.
- Документы из коллекций и музеев эксплуатационных предприятий, воспоминания старейших работников московского трамвая.
- М.Д. Иванов "Московский Трамвай: Страницы Истории", изданной ГК Мосгортранс к Столетию Московского Трамвая в 1999 году.
- С.А.Тархова История Московского Трамвая и Городской пассажирский транспорт Москвы – краткий очерк к 125-летию возникновения.
- http://forum.tr.ru/read.php?1,717127
- http://ru.wikipedia.org/wiki
- http://tr-moscow.ru
- http://sao.mos.ru
- С. Баруздин «Сказка о трамвае» ". Издательство "Детская литература" 1964 г.
- К.Г. Паустовский «Кондуктор».