"Который год лежу я здесь на рубеже…"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: В соответствии с ФГОС второго поколения, формировать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, поддерживающего духовные и культурные традиции российского народа; любящего свой народ, свой край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества.

Задачи:

  • Пробудить интерес к истории своей семьи, связанной с Великой Отечественной войной.
  • Способствовать сохранению семейных традиций (создание личного архива семьи и работа с ним).
  • Работать над формированием ответственности каждого за судьбу Родины.

(На экране слайд №1, музыка «Журавли» исп. М Бернес) (Приложение 2)

(слайд №2)

Ведущий 1: «Война закончится тогда, когда будет похоронен последний солдат». Эти слова  А.В. Суворова могут быть эпиграфом нашей встречи.

Ведущий 2: В прошлом году мы праздновали 70-летие битвы под Москвой, в этом году мы говорим о 70-летии битвы под Сталинградом. А были и другие победы: Курская дуга, снятие блокады Ленинграда, форсирование Днепра…. За этими победами стоят миллионы судеб… Нам известны имена победителей, а многие герои так и остались на полях сражений, и никто не знает их имён.

Ведущий 3: Сегодня мы собрались здесь вместе со своими родителями, чтобы вспомнить тех, кто принимал участие в ВОВ. Мы чтим память погибших героев, славим победителей, но не забываем о тех, кто пропал без вести.

(слайд № 3) [http://www.youtube.com/watch?v=HJTAZKz7LV8]. Продолжительность демонстрации ролика 6 минут 38 секунд.

 «Поводом для рождения этого стихотворения послужил разговор с новоиспечённым кандидатом исторических наук, в котором молодой человек, совершенно забыв, кому он обязан жизнью, вальяжно расположившись в кресле, лихо и безапелляционно рассуждал о "бездарности" советского военного командования и "пушечном мясе" – так он называл солдат той Великой и Отечественной. Он говорил об ошибках и промахах советского руководства и с нескрываемой ненавистью отзывался о Георгии Константиновиче Жукове и генералитете нашей армии. Я слушал и не мешал ему излагать свои мысли. Свои ли? 

Я слушал и переполнялся ненавистью к этому человеку и его родителям. Как они его воспитали? Какие учителя стоят у него за спиной, и есть ли у него Родина?! Поймёт ли этот человек когда-нибудь, что он мне говорил? Я не мог представить его в окопе рядом со своими сверстниками в том первом бою – самом страшном. Миллионы ребят, совсем мальчишек и взрослых мужчин, остались верны присяге и долгу и выполнили единственное, что должен выполнить человек на войне – победить свой страх, задержать врага на час, на минуту, на секунду, из которых завтра сложится общая Победа. Завтра! Завалить врага, сравняв счёт за того, кто не успел или не смог этого сделать. Выстоять! И отомстить за всё и за всех – сегодня, пока жив! ЧТОБЫ ВСЕ МЫ МОГЛИ ЖИТЬ.

Я не был участником поисковых отрядов, но единственный раз в жизни видел, как поднимают останки ребят, как вскрывают медальон, оказавшийся пустым... Такое – не забывается. Это было под Новгородом.

Большое влияние оказал на меня и рассказ Андрея Николаевича Кочешкова, который принимал непосредственное участие в поиске и перезахоронении останков наших ребят. Особенно врезалось в память кощунственное желание представителей партии власти "Единая Россия" сфотографироваться на фоне останков безымянных героев, не выделив ни копейки на погребение. Что и говорить! Мёртвые сраму не имут.

Ведущий 1: У нас в школе существует книга памяти, и не одной из её страниц есть рассказ о женщине-легенде, Калинине Людмиле Ивановне, бабушке наших учеников  Никифоровых Ивана и Егора. Её история удивительна, и мы просим выйти на сцену Никифоровых Веру Алексеевну и Егора.

(выступление Никифоровой Веры Алексеевны, мамы Никифорова Егора, ученика 7 «А»)

(слайд №4)

(слайд №5)

(слайд №6)

Ведущий 2: О своём героическом дедушке расскажет ученик Макаров Саша вместе со своей мамой Макаровой Ниной Вячеславовной.

(слайд №7)

(Рассказ Макарова Александра, ученика 7 «В» класса и его мамы Нины Вячеславовны о судьбе их деда)

Ведущий 3: Не у всех  сохранилась информация о родственниках, принимавших участие в ВОВ. Но даже те немногие факты, которые нам известны, помогают сохранить память о них.

(слайд №8)

Ведущий 1: В семье Ксюши Сиденко часто вспоминают о её прадедушке.

(Рассказ К. Сиденко о дедушке)

Ведущий 2: Несмотря на все тяготы войны и лишения, через которые пришлось пройти, русский солдат на войне оставался человеком: вспоминал дом, друзей, любимых и … писал стихи обо всём этом!

(слайд №9)

Ведущий 3: Дедушка Черновой Софьи  в своих стихах запечатлел воспоминания о войне.

(Выступление Софьи Черновой с рассказом о своем дедушке, чтение его стихов.)

Ведущий 1: Всё, что говорилось сейчас – это рассказ о людях, вернувшихся с фронта. Их дождались родные. А ЕСТЬ СЕМЬИ, В КОТОРЫХ ДО СИХ ПОР НЕ ЗНАЮТ, ГДЕ ПОГИБЛИ ИХ БЛИЗКИЕ. Поиск их продолжается и сегодня. Разыскивают погибших неравнодушные люди, члены поисковых отрядов. Сегодня у нас в гостях  такой неравнодушный человек, Никифоров Дмитрий Владимирович.

(слайды №10-74)

(Выступление Д.В. Никифорова, папы ученика 7 «А» класса  с рассказом о своём увлечении и демонстрацией находок военной поры и упоминанием о малоизвестных эпизодах битвы под Москвой (Белый Раст, Серпухов, дер. Нефедьево, Снегири и пр.)

Ведущий 2: Найдены не все погибшие.  (На сцену выходят учащиеся 7-х классов и читают письма с просьбами о помощи в поиске родственников, пропавших в годы ВОВ).

(слайд №75) ПРИМЕЧАНИЕ.Все материалы, представлены в том виде, каком они выложены на поисковом сайте – без орфографической правки).

Ученик 1: Ищу дедушку без вести пропавшего в Великой отечетвенной войне, погибшего приблизительно в Прибалтике Билалова Шугаипа Шагивалеевича примерно 1899 г.р. (Айсувак)

(слайд №76)

Ученик 2: Здравствуйте! Меня зовут Аня Долгова. Я ищу своих дедушек Щурина Василия Ивановича,примерно 1917 года рождения. Он родился в Калининской обл., Кимрский район, деревня Желково. Жену звали Аверьянова Ефросиния Аверияновна. Войну он встретил на Украине. В 1940 году он был политруком в городе Горинец, Львовской обл. В документе, который был выслан бабушке из военной части, для поездки к мужу, было указано что муж служит политруком пулеметной роты 139 стрелкового полка 41 стрелковой дивизии. в документе стоит дата 15 июля 1940 года, начальник шатаба полка-капитан Дремлюга. Затем, когда началась война, семьи военослужащих эвакуировали, бабушка вернулась домой в Калининскую обл. и больше она своего мужа не видела никогда. Пришло извещение о том, что он пропал безвести. По окончании войны, брат мамы стал искать хоть какую-то информацию, в архивах он нашел только, что на 30 июня 1941 года значится партбилет 1998375 в архивных документах 41 стрелковой дивизии.

Ученик 3: И второго дедушку Долгова Петра Васильевича, 1915 года рождения. Он родился в Татарской АССР, Таканышский район,деревня Йойкино. Жену звали Володина Анна Трофимовна. Дата и место призыва: декабрь 1942 года Йошкар-Олинский ГВК, Марийская АССР, г. Йошкар-Ола. Военское звание – старшина. из документов ЦАМО известно следующее, Письменной связи в период Отечественной войны не было, надо полагать пропавшим без вести в январе 1943 года. Но уже после войны произошел один случай: в 1960 году, к папиному брату Валере на улице подошел мужчина, и спросив его имя и фамилию,сказал что его отец жив, но Валера подумал что етот человек шутит и не поверил, ушел ничего не спросив. Больше он не видел етого человека.Мы очень хотим знать что случилось с нашими родными, мы верим что они живы и хочется их найти, ну а если они погибли-то хотелось бы знать,где они похоронены. Помогите пожалуйста! (Аня)

(слайд №77)

Ученик 4:  Помогите найти любую информацию о деде. Рудаков Михаил Григорьевич родился в 1913 году. Отправлен вместе с Молотовским гарнизоном на фронт в 1941 году. Больше известий не было. Дед был танкистом, если кто знает, где есть любые сведения, прошу вас, свяжитесь со мной по мэйлу. (Анна)

(слайд №78)

Ученик 5: Прошу оказать помощь в поиске любой информации о пропавшем без вести в Великой Отечественной войне или найти могилу дяди Закирова Гафура Закировича, 1923 года рождения, уроженца д.Сибады Янаульского района Башкирской АССР. (Аяз)  

(слайд №79)

Ученик 6:  Прошу оказать помощь в поиске любой информации о пропавшем без вести в годы войны Разумове Николае Васильевиче, 1906-1909 года рождения, место рождения Курская обл., деревня Сергеевка.

В 1941 г. он был призван военкоматом г. Шахты Ростовской обл.

По словам сослуживца Пятакова Петра, Разумов Н.В. пропал без вести в 1943 г. при переправе через Днепр. Сам Пятаков в переправе не участвовал, накануне он попал в госпиталь(его контузило).

Разыскиваю по просьбе внучки.

Посоветуйте, куда еще можно обратиться с данной просьбой (Ольга)

(слайд №80)

Ученик 7: Ищу пропавшего без вести в ВОВ Аргентова Александра Фёдоровича,1908 г.р., призванного на фронт в г.Ельце. Умер от тяжёлого ранения где-то в Германии 2 апреля 1942г. (Ольга)

Все учащиеся уходят со сцены, начинается показ ролика с 6 минут 39 секунд – до конца.[http://www.youtube.com/watch?v=HJTAZKz7LV8] со стихотворением «Который год я здесь лежу на рубеже» (текст стихотворения (Приложение 1)):

«КОТОРЫЙ ГОД ЛЕЖУ Я ЗДЕСЬ НА РУБЕЖЕ)…(слайд №81)

Ведущий 3: обращение к залу

Ребята, если в ваших семьях есть родственники, которые воевали, вернулись с победой или пропали без вести, расскажите нам о них. (Идёт диалог с залом)

Минута молчания

Ссылки на источники информации:

  1. http://fotoproekt22.ucoz.ru/
  2. http://www.youtube.com/
  3. http://images.yandex.ru/
  4. http://www.obd-memorial.ru/html/index.html
  5. Личный архив видео и фотоматериалов семьи Никифоровых Е.А. и Д.В.
  6. Книга Памяти ГБОУ ЦО №1631 САО города Москвы.
  7. Личные архивы семей:
    • Сиденко К.
    • Черновой С.
    • Макарова А.