Одним из блоков изучения технологии в 5 классе является блок “Обслуживающий труд”. В данной статье предлагаются методические рекомендации по изучению двух тем блока - “Основные функции пуговиц”, “Обтягивание пуговиц тканью”. При изучении данных тем рассматриваются следующие вопросы:
- изучение истории возникновения пуговиц;
- рассмотрение видов пуговиц;
- изучение функций пуговиц;
- изучение различных способов пришивания пуговиц к одежде;
- овладение первичными навыками обтягивания пуговиц тканью.
Для формирования устойчивого интереса к предмету “технология” к данным урокам подготовлена презентации “Основные функции пуговиц. Обтягивание пуговиц тканью”, в которой вниманию обучающихся предложены виды пуговиц, их функции, различные способы пришивания пуговиц. Также в презентации есть слайды для закрепления знаний по технике безопасности при работе с ножницами, иголкой и утюгом.
Благодаря презентации дети узнают, что
пуговица – это застежка на одежде,
предназначенная для соединения ее частей. Также
знакомятся с несколькими видами пуговиц:
утилитарная (застежка), декоративная (украшение),
информативная (используется как знак
принадлежности к определенной профессиональной
группе и применяется в форменной одежде). И в
данной презентации приведены примеры (картинки
пуговиц), соответствующие этим функциям.
Картинки красочные, необычные пуговицы
привлекают внимание детей, что формирует их
интерес и желание поискать дополнительный
материал по данной теме. Также благодаря
презентации обучающиеся знакомятся с функциями
пуговиц, среди которых самой распространенной
является утилитарная (т.е. с практической выгодой
или пользой). Можно познакомить детей с
выражением “утилитарный подход к делу”, потому
что для изготовления пуговиц с утилитарной
функцией большое значение имеет материал, из
которого она изготовлена. В связи с этим в
презентации приводится очень интересный для
детей пример. В 5 классе они изучают
стихотворение М.Ю.Лермонтова “Бородино”,
знакомятся с историей его написания, событиями,
которые с этим связаны.
Из презентации они узнают, что во время
Отечественной войны 1812 года губительное
воздействие русского мороза на наполеоновских
солдат усугублялось еще и тем, что с них
буквально падала одежда, потому что оловянные
пуговицы крошились на морозе. При сильных
морозах (ниже минус 13 градусов Цельсия) олово
переходило в порошкообразное состояние, и
пуговицы рассыпались.
С таким же интересом узнают дети о магической функции пуговиц, о том, что магическая природа определялась двумя способами: рисунками на пуговице и формами.
На Руси долгое время пуговица служила оберегом. В презентации дается лексическое понятие этого слова (оберег – предмет, оберегающий, охраняющий от порчи, дурного глаза).
Переходя к рассмотрению информативной функции пуговиц, можно задать детям вопрос развивающего характера: какую, по их мнению, информацию внимательный человек может узнать по пуговице. После ответов ребят предложить им слайды, которые рассказывают о принадлежности пуговиц представителям определенных групп профессий.
Так, дети узнают из презентации, что во времена Николая 1 по мундирной пуговице можно было определить, к какому ведомству относится носивший ее чиновник, в какие годы служил, что некоторые эмблемы дореволюционной России используются в настоящее время: дубовая ветка (лесничий), якорь (служащий флота), что бывают именные пуговицы.
Особый интерес у детей вызывает декоративная функция пуговицы (пуговица – украшение). Из презентации дети узнают, что пуговицы изготовляли из драгоценных металлов, и, конечно, такие пуговицы могли и могут служить украшениями.
Благодаря интересному материалу, вопросам, позволяющим учащимся включиться в беседу, представить свои знания о пуговицах, поразмышлять о материале урока, занятие проходит в хорошей эмоциональной атмосфере и подготавливает их к плодотворной практической деятельности.
Для второго урока необходимо повторить терминологию. Обучающиеся повторяют, что “пришить” - значит прикрепить фурнитуру на изделие стежками постоянного назначения.
После этого по слайдам презентации повторяется техника безопасности при работе с ножницами, иголкой утюгом.
Далее на 4 слайдах представлена технологическая карта “Обтягивание пуговиц тканью”. После ознакомления с каждым слайдом дети повторяют необходимые действия. После просмотра слайдов и закрепления сведений о своих действиях дети приступают к работе по индивидуальным инструкционным картам.
Обучение детей технике обтягивания пуговиц тканью помогает творчески решать учебные и практические задачи, у детей во время данной деятельности есть возможность проявить находчивость и в подборе материала, и в подборе формы пуговиц, и в закреплении ткани на пуговице.
Таким образом, на уроке прослеживается межпредметная связь с уроками истории, русского языка и литературы, химии, экологии, ИЗО, ОБЖ. Данная форма работы позволяет использовать элементы развивающего обучения.