Цель:
- познакомить учащихся:
- с разнообразными образцами скрипичной музыки
- с великими композиторами, создавшими скрипичную музыку
- с великими скрипачами
- с новой информацией о самой скрипке
Задачи:
- Обучающая: познакомить с понятиями: транскрипция, аранжировка, узнать интересные факты из жизни композиторов
- Развивающая: развивать музыкальное мышление и способность слушать классическую музыку, получать удовольствие от исполнения классических вокальных образцов.
- Воспитывающая: прививать интерес к скрипичной музыке, побуждать слушать музыкальные произведения не только на уроке, но и вне урока.
Форма урока: лекция, беседа.
Методы: наглядный, словесный, слушание музыки.
Оборудование: компьютер и проектор, тексты песен ( на отдельных листах) на столах учащихся, инструмент скрипка.
Учебно-методический комплекс: презентация.
Слайд №1: кем выполнена презентация.
Слайд №2: тема урока: “Скрипичная музыка- музыка души”.
Слайд №3: звучит мелодия “Под музыку Вивальди” в исполнении оркестра Поля Мориа.
Учитель:
Поделись живыми снами,
Говори душе моей,
Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей.
Я думаю, вы узнали, ребята, что в начале урока прозвучала мелодия песни “Под музыку Вивальди”. Какой инструмент солирует, звучит ярче других?
Ученики: Скрипки.
Учитель: Даваёте споём эту замечательную песню Сергея Никитина.
Исполнение песни “Под музыку Вивальди” всем классом (проникновенно,нежно,страстно)
Слайд №4 Портрет Антонио Вивальди.
Учитель: Итальянец Антонио Вивальди (1678-1741гг.), скрипач и композитор, писал музыку для струнных и духовых инструментов. Среди множества дворцов, украшавших Венецию, была скромная обитель - Приют скорби. Все меломаны Европы считали за честь побывать там и услышать знаменитый оркестр, состоявший целиком из девочек-сирот. Этим музыкальным чудом руководил аббат Антонио Вивальди, которого называли - “Рыжий монах”. Прозвище выдавало весёлый нрав и огненный темперамент. И всё это несмотря на то, что маэстро Вивальди был всю жизнь тяжело болен и при ходьбе задыхался. В истории классической музыки Вивальди первым нашёл путь к сердцу каждого независимо от возраста, образования, он сумел стать желанным музыкальным собеседником даже тех, кто считает классическую музыку вычурной и скупой. Он писал музыку в стиле барокко, а для этого стиля характерна “живописность” мышления. Музыка Вивальди остаётся в памяти, к ней хочется возвращаться вновь и вновь.
Слайд №5:
Учитель: Какую же музыку писал Антонио Вивальди? Давайте послушаем концерт для струнных инструментов “Времена года” “Зима”.
Звучит концерт для струнных инструментов “Времена года” “ Зима” Антонио Вивальди.
Слайд №6: Ребята, а в каких оркестрах чаще всего используются струнные инструменты?
Ученики: В симфоническом оркестре, в камерном, в струнных ансамблях (квартеты).
Учитель: Струнные инструменты - это основа симфонического оркестра.
Рассмотрим диаграмму места струнных в симфоническом оркестре.
Учитель: Какие же инструменты входят в группу струнных инструментов?
Ученики: Скрипки, виолончели, контрабасы.
Слайд №7:
Учитель: Давайте вспомним строение скрипки. (Совместно вспоминают названия: струны, гриф, завиток, верхняя и нижняя дека, колки, резонаторное отверстие, смычок).
Слайд №8:
Учитель: Самый выдающийся мастер смычковых инструментов – Антонио Страдивари. Изготовил за свою жизнь около 1200 скрипок. На каждой из них стоит специальное клеймо великого мастера. Скрипки Страдивари стоят сегодня огромных денег.
Портрет Антонио Страдивари, клеймо великого мастера, скрипичная мастерская. (Вспомнить имена других скрипичных мастеров, не менее известных: Амати, Гварнери)
Слайд №9:
Учитель: В изготовление скрипки мастера вкладывали всю душу, поэтому, наверное, она и “поёт как душа”. А ещё и все материалы для скрипки “живые”. Это дерево, кусочки лески из кишок животных, конский волос.
Учитель бережно вынимает из футляра скрипку и показывает детям.
Педагог-скрипач детской музыкальной школы исполняет “Романс” Д.Б.Шостаковича из кинофильма “Овод”.
Слайд №10:
Учитель: Звучание струнных наиболее приближено к человеческому голосу. Поэтому иногда говорят “скрипка поёт”. Они могут выражать страсть и веселье, могут щебетать без умолку. Мы много говорили с вами о музыкальных образах. Давайте послушаем, как помогает композиторам звучание скрипки в раскрытии их музыкальных мыслей.
Учитель: Сейчас мы послушаем одно из самых светлых и лиричных вокальных произведений композитора Ф.Шуберта “Аве Мария”. Со словами - в исполнении певца Робертино Лоретти, и в инструментальном переложении.
Звучит “Аве Мария” Ф.Шуберта.
Слайд №11:
Учитель: Давайте поделимся впечатлениями от прослушивания этих двух произведений.
Ученики: Звучание скрипки действительно напоминает человеческий голос. Скрипка, как и голос певца звучит проникновенно, страстно, нежно.
Слайд №12:
Учитель: А какой изобразительности в музыке добиваются струнные! Вспомним хотя бы знаменитый “Полёт шмеля” из оперы Римского - Корсакова “Садко”.
Звучит “Полёт шмеля” из оперы Н.А.Римского-Корсакова “Садко”.
Слайд №13:
Учитель: А сейчас я хочу вас познакомить с великими скрипачами.
Портрет Николо Паганини.
Слайд№14:
Учитель: Николо Паганини был великим итальянским скрипачом. Он достиг вершин мастерства в сольном исполнении, а техника его игры была филигранной. Он получил широчайшую известность благодаря не только своему таланту, но и внешности. Люди вздрагивали при виде скелетоподобного человека с впалыми щеками, поднимающегося на сцену. Знаменитая история о том, как у скрипки лопнули струны, и Паганини стал играть только на одной, добавляла его образу большую загадочность. Он был не только скрипачом, но и серьёзным композитором. Его 24 каприса для скрипки-соло являются образцами для сегодняшних мастеров. Очень много аранжировок и транскрипций произведений Паганини, потому что интерес к его музыке (как и к музыке Вивальди) не проходит с годами.
Слайд №15: Звучит музыка Н.Паганини.
Слайды №16, 17, 18:
Портреты Д.Ойстраха, Ю. Башмета, В.Спивакова.
Учитель: Российским скрипичным виртуозам также рукоплещет весь мир. Д.Ойстрах, Ю.Башмет, В.Спиваков (он является руководителем знаменитого оркестра “Виртуозы Москвы”).
Слайд №19:
Учитель: Скрипачи Татарстана часто включают в свой репертуар произведения для струнных Салиха Сайдашева.
Он очень хорошо знал “душу” этих инструментов. “Мелодия”- произведение, которое уже несколько десятилетий входит в “золотой фонд” татарской музыки.
Звучит “Мелодия” Салиха Сайдашева
Слайд №20:
Учитель: Стремительный темп современной жизни вносит свои изменения и в музыкальное искусство. Появились различные синтезаторы, электроинструменты.
Фотография Ванессы Мей.
Слайд №21:
Учитель: Например, японка Ванесса Мей, играет на электроскрипке. В ёе репертуаре не только произведения классиков, звучащих в современных аранжировках, но и популярные супер хиты.
Слайд №22:
Стиль исполнения Ванессы Мей: техно-акустический сплав” или эстрадная скрипка.
Давайте послушаем как она играет.
Звучит композиция “Шторм” А.Вивальди в исполнении Ванессы Мей.
Слайд №23:
Учитель: Современные барды и рок музыканты также воспевают скрипку, обращаясь к ней, раскрывая свои музыкальные замыслы. Я хочу, чтобы вы исполнили песню из репертуара группы “Воскресение” - “Музыкант”.
Учащиеся поют песню из репертуара группы “Воскресение”- “Музыкант”.
Слайд №24:
Учитель: Готовясь к сегодняшнему уроку, я ставила себе задачу заинтересовать вас звучанием струнных инструментов, слышать их в различных произведениях и наслаждаться их звучанием:
Надо вечно петь и плакать,
Этим струнам, звонким струнам,–
Вечно должен биться, виться
Обезумевший смычокИ под солнцем, и под вьюгой,
Под белеющим буруном,
И когда пылает запад,
И когда горит восток...