Цели и задачи: познакомить учащихся с составными биосферы. Формировать информационную компетентность; продолжить формирование убеждённости учащихся в огромном значении природы для всех сторон жизни людей; расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей; охарактеризовать некоторые нарушения в природе, возникающие вследствие бездумного и безответственного отношения к ней человека.
1-2 слайд
Учитель: Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны. Облака и их тени. Принимает все дожди, снега и туманы. Раскрывается жерлами дымных вулканов. Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам - быстроногих зверей.
Человека земля всегда увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось взглянуть: что же там, за зарей, за соседним лесом, за лугом? И человек собирался в путь, оставляя крестьянский рубленый двор, стрелецкий посад или тихую, над прудом усадьбу. По топям, по тропам, по безымянным дорогам шел землепроходец, меняя ладью на лошадь, обдирая ноги о камни, пока не дохнет ему в лицо соленой пеной голубой океан, не кинет к стопам заморскую водоросль.
Стоял человек на краю земли седой, состарившийся в странствиях, опираясь на кремневую пищаль, с растрескавшейся рукоятью, и огромной казалась ему Земля. И слаб, и мал был человек перед силами природы!
Но времена изменились, человек настроил фабрик, заводов, города и мосты.
И страдала природа от выхлопных газов, гибли деревья и животные, и человек понял, что к природе нужно относиться бережно, и люди решили отмечать “День Земли” и вносить в этот день свой посильный вклад в облагораживание, озеленение и благоустройство территорий родной планеты и ее природных памятников.
Этот праздник начал проводиться ещё в конце XIX века в Америке. Его инициатором является Дж. Стерлинг Мортон. Став секретарем территории Небраска, в 1872 году Мортон предложил назначить день, который бы граждане штата посвящали озеленению. Мортон решил сажать деревья в свой день рождения, 22 апреля. День стал называться Днём Дерева. Как праздник стал международными докатился до России. Основной целью этой всемирной акции является привлечение каждого человека к проблемам Земли, проблемам ее окружающей среды.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием “биосфера”, выясним из каких компонентов она состоит и какую роль играет человек в жизни биосферы.
Учитель: Делим яблоко на 4 части: 3 части это вода, 1 часть земля, а кожура от этой части живая оболочка планеты – биосфера.
Биосфра – оболочка Земли, в которой развивается жизнь. Совокупность населяющих биосферу живых организмов всех видов образует живое вещество. Название происходит от греческого “жизнь” и “сфайра” - шар (среда). К биосфере относится и Мировой океан, где даже на глубине более 10 километров живут рыбы и другие животные, и нижняя часть атмосферы, где летают птицы, и поверхность суши с ее лесами, степями, тундрой и т.д. Наконец, жизнь проникает в твердую земную кору на глубину в несколько километров, где в подземных водах обитают различные организмы.
Сейчас перед вами круг, в цент круга я поместила человека, совсем еще ребенка, так как человек – это дитя природы и является ее неотъемлемой частью.
Звуки. Шум. (презентация)
Учитель: как вы думаете, какая оболочка здесь изображена?
- Бьет по нервам будильник, верещит телефон,
- Громыхают лифты.
- Трамваи скрежещут прямо по мне.
- Тормоза и моторы, холодильники и пылесосы
- Телевизоры и клаксоны, транзисторы
- Отбойные молотки, вертолеты, соседи, вагоны,
- Нас пытают мучительной пыткой,
- По какой не знаю причине!
- Что выделяют механизмы в атмосферу кроме газов?
Окружающая человека среда полна звуков. Часто человек испытывает разные по силе действия шума, который зависит от окружающей среды и образа жизни самого человека, степень воздействия на организм человека различна.
“Ничего страшного к шуму привыкают” - говорят некоторые люди. Но привыкают так, как привыкают к табаку и алкоголю. Шум подобен яду и “привыкание вовсе не исключает вреда. Вывод не сложен: к шуму надо не привыкать – с ним надо бороться.
Воздух.
Учитель простит отгадать загадки и определить, какой круг вышел на экран.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он не видимый, но все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Есть невидимка: в дом не просится,
А прежде людей бежит, торопится. (Воздух)
Учитель: Песен вам звонких и неба вам синего дали родимые!
Пусть от зари до зари над разливами, ивами, гнездами,
Хатами, сонными сливами солнце горит!
Почему так пишет поэт Р. Бородулин?
- Что он имеет в виду?
- Что происходит с воздухом в нашем городе?
- Кто его загрязняет?
- Как с этим бороться?
Земной шар окружен со всех сторон газовой оболочкой (воздухом) – атмосферой, которая распространяется на 1500-2000 км. над Землей.
Воздух прозрачен, и поэтому невольно кажется, что нас окружает пустота. Но атмосфера постоянно напоминает о себе: дождь, снег, гроза, и метель, ураган, и затишье, жара и холод – все это проявление воздушной стихии.
Газовая оболочка предохраняет Землю от чрезмерного остывания и нагревания, как надежный щит спасает все живое от губительных ультрафиолетовых и космических лучей, распределяет свет, который проходит на Землю. В ней распространяются звуки.
На каждый см2 земной поверхности воздух давит с силой приблизительно 1 кг. Ладонь руки – 150 кг. тело человека 150 тонн. Внешнее давление уравнивается внутренним давлением нашего организма. Но при нарушении состава атмосферы происходят большие беды.
Источник загрязнения : вулканы, пожары, морские брызги, пыль, микроорганизмы, промышленные, транспортные, бытовые отходы.
Вода. 3 чеверти планеты.
Загадки.
Много ее – беда!
Мало ее – беда!
Нужна она нам всегда
Больше, чем даже еда! (Вода)
- Что такое вода? Какая вода?
- Где встречается вода в природе?
- В каком виде вода встречается?
- Как человек использует воду?
Роль воды в природе и жизни человека велика. Водяной пар участвует в поддержании теплового баланса, вода формировала и продолжает формировать поверхность нашей планеты, разрушает горные породы, участвует в реакциях обмена веществ в организме.
Расход воды на человека 200-300 литров и более.
- Почему же так много воды на планете, а ее не хватает?
- Кто загрязняет воду?
- Как живется живым существам в грязной воде?
- Что нужно, чтобы вода оставалась чистой, чтобы не гибли рыбы?
- Как нужно жить человеку, чтобы сохранить природу?
Животные и растения.
Учитель: А, как вы думаете, какая оболочка изображена в этом круге?
- А почему здесь так много мусора?
- Комфортно ли животным и растениям в окружении этих предметов?
- Что мы можем сделать, чтобы братьям нашим меньшим не мешали плоды жизнедеятельности человека?
Школьники отвечают на вопросы, а затем выходят к доске и убирают мусор с оболочек.
На экране чистые круги без мусора.
Дети делают выводы и составляют правила поведения человека в природе.
Учитель:
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!