Валентинка - символ Дня Святого Валентина

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)

Загрузить презентацию (13 МБ)


Статья состоит из 3-х частей:

1. Исторические сведения, легенды, традиции, символы праздника

2. Методика проведения занятия (авторская разработка с использованием известных технологий).

3. Технология выполнения “валентинки” (авторская разработка плетения в технике макраме).

Высоким чувством окрыленный,
Когда-то, в давние года,
Придумал кто-то День влюбленных,
Никак не ведая тогда,
Что станет этот день любимым,
Желанным праздником в году.
Что Днем Святого Валентина
Его с почтеньем назовут.

Праздник Святого Валентина – красивый, романтичный, трогательный праздник, который уже давно широко отмечается на Западе. Сейчас он считается одним из самых популярных и любимых праздников во всех частях мира. В настоящее время он стал популярным и у нас в России как праздник друзей и влюбленных для всех возрастов: и молодых, и пожилых. Очень быстро завоевал любовь этот праздник и у детей. Детям очень понравилось делать и дарить валентинки. Совсем неважно, откуда и как появился этот милый праздник, но он заставляет нас в этот день еще раз подумать о тех, кто так близок и дорог нам. Это папы и мамы, дедушки и бабушки, братья и сестры и любимые наши подруги и друзья. Это день любви и дружбы, сочувствия, доброты и уважения людей друг к другу.

На вопрос когда появился этот праздник, почему его отмечают 14 февраля и почему он называется Днем Святого Валентина, существует много разных легенд, в которых переплетаются вымысел с правдой. По одной из легенд у праздника есть конкретный виновник – священник Валентин. Это было во времена Римской Империи. Правил тогда император Клавдий. Воюющая римская армия испытывала острый недостаток солдат для военных походов, и император был убежден, что главной виной этому являются браки, т.к. женатый воин о славе империи думает гораздо меньше, чем о своей семье. По мнению Клавдия, брак удерживает мужчин дома, а их предназначение отважно сражаться за Рим. Чтобы сохранить в солдатах воинский дух, император издал указ, запрещающий легионерам жениться. Наказанием за нарушение этого запрета была смертная казнь. К счастью влюбленных появился человек, который, не страшась императорского гнева, стал тайно венчать воинов с их возлюбленными. Это был священник по имени Валентин. Как только об этом узнал император, он приказал стражникам найти Валентина и посадить его в тюрьму. Вскоре священника приговорили к казни. Трагедия ситуации была еще и в том, что и сам Валентин был влюблен в дочку тюремщика. За день до казни священник написал девушке прощальное письмо, где рассказал о своей любви, и подписал его “Твой Валентин”. Прочитано оно было уже после его смерти. 14 февраля непокорного священника казнили. История трогательная и романтичная. А день - 14 февраля стал днем его памяти. Так по легенде появился праздник влюбленных, который отмечается 14 февраля и называется “День Святого Валентина”.

Так ли это было или иначе, именно оттуда повелось писать в День Святого Валентина любовные записки “валентинки”. Сейчас они являются символом этого праздника.

“Валентинки” - маленькие записочки, в которых пишут только добрые слова, сердечные поздравления и наилучшие пожелания друг другу. Считалось, что чувство любви находится в сердце, поэтому сердце является символом любви и дружбы, и валентинки имеют форму сердечка. В День Святого Валентина люди дарят друг другу частичку своего сердца.

Существует интересная легенда о сердечке из шоколада.

Индейцы Центральной и Южной Америки ещё до нашей эры, готовили “горький”, т.е. без добавления сахара, напиток из шоколада, считая, что он обладает волшебной силой. Но вот появился гениальный изобретатель, по счастливой случайности по имени Валентин, и сделал маленькие сувенирные шоколадки. С тех пор шоколад стали есть, а не пить. Шоколадные сердечки являются самым популярным подарком в “День Святого Валентина”.

Классической эмблемой этого праздника считаются красные розы. Согласно античной легенде, богиня любви и красоты Афродита, торопясь к своему любимому Адонису, наступила на куст белых роз, и её божественная кровь обагрила их в красный цвет.

В Америке в эти дни продается огромное количество красных роз, которые дарят любимым и близким людям.

У многих народов “День Святого Валентина” стал самым любимым торжеством.

В разных странах есть свои отличительные особенности и традиции празднования.

Британцы, например, в День святого Валентина посылают любовные послания не только друзьям и знакомым, но и своим домашним животным.

Французы чаще всего дарят украшения, галстуки и духи. Кроме этого у них принято писать любовные послания - четверостишия.

В Бельгии принято вручать шоколадки в виде сердечка.

В Германии утром, к завтраку, преподносят свежую булочку в форме сердца. Эта булочка так и называется “Завтрак с любовью”.

В Японии этот праздник очень необычен и оригинален. Он является праздником для мужчин. В этот день подарки получает в основном сильный пол.

Итальянцы дарят в этот день любимым сладости. Этот день так и называется в Италии - сладкий.

В Финляндии и в Эстонии принято делать подарки мамам. Этот день у них называется Днём друзей. Праздник отмечают влюбленные и просто друзья. Они дарят друг другу поздравительные открытки-сердечки.

Несмотря на существование разных мифов появления этого праздника, похоже, что праздник любви – как и сама любовь, существовал всегда, взялся неизвестно откуда, и будет отмечаться до самого конца света.

День Святого Валентина – это прекрасная возможность для всех выразить свою любовь, доброе отношение к друзьям, близким, любимым и подарить “валентинки”, сделанные своими руками.

Сердечки к празднику можно нарисовать, сплести, сшить, слепить, связать, сделать коллаж из природного или другого материала. Очень разнообразные материалы можно взять для их изготовления. Существует большая коллекция “валентинок” из бумаги, картона, бисера, ниток, веревок, ткани и других материалов.

На занятии в Студии декоративно-прикладного искусства “валентинка” выполняется в технике макраме. Каждый учащийся плетет “валентинку”, вкладывая в нее все свои эмоции, чувства и любовь к человеку, которому он ее хочет подарить.

Методика проведения занятия по теме “Валентинка” - символ Дня Святого Валентина

В настоящее время в нашей стране существует острая социальная потребность в творческих людях. Необходим поиск новых технологий образования и воспитания детей. Элементы творчества свойственны учебной деятельности, где проявляется инициатива и творческое воображение. Весь процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы помочь учащимся развить индивидуальность. Нужно найти такой способ организации занятия с детьми, который обеспечит им комфортные условия их развития. Занятия в сфере дополнительного образования – очень благодатная почва для развития творческих способностей детей.

Отправной точкой является активность, гибкость, самостоятельность, оригинальность и умение фантазировать.

Студия является не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения. Предпочитаю проводить тематические занятия, т.к. замечено, усвоение программного материала значительно выше, если существует мотивация чего-либо, в результате которой появляется интерес к занятию. Тема занятия “Валентинка” – символ Дня Святого Валентина” очень интересна и близка учащимся. Дети любят праздники, любят делать и дарить подарки.

При проведении занятия используется личностно-ориентированная технология. Эта технология сочетает в себе обучение и учение. Необходимо пробудить интерес к данному занятию, раскрыть и использовать возможности каждого учащегося, создавая комфортные условия для общения, активности и саморазвития. Путем организации познавательной деятельности помочь становлению личности. Главный акцент ставится на самостоятельную работу в сочетании с взаимопомощью и взаимопроверкой. Суть данной технологии в том, что развитие личности должно происходить в соответствии с его способностями и возможностями. Каждый ребенок использует свой ритм и динамику развития. Процесс изготовления “валентинки” построен таким образом, что учащимся предлагается единая схема плетения, но используя свои навыки, возможности и желание, каждый может выбрать для себя плетение внутреннего заполнения сердечка индивидуально, учитывая сложность выполнения и внешний вид. Предварительно предлагаются для просмотра образцы заполнения. Учащиеся рассматривают эти варианты. При желании каждый учащийся может использовать свой собственный способ, выбрать какой-либо из предложенных вариантов, либо декорировать свое плетение другими элементами.

Цели занятия

а) познавательная

  • Содействовать расширению кругозора учащихся.
  • Познакомить с историей, обычаями и традициями праздника Святого Валентина.

б) воспитательная

  • Воспитывать уважительное отношение к людям
  • Формировать навыки доброжелательного отношения детей друг к другу
  • Воспитывать чувство товарищества, дружбы, способствовать сплочению коллектива

в) образовательная

  • Обобщить знания учащихся
  • Воспитывать трудолюбие, внимание
  • Развивать память, творческие способности

г) эмоциональная

  • Содействовать расширению эмоционально-чувственной сферы личности ребенка.

Этапы проведения занятия

а) подготовительный этап

  • На данном этапе необходимо обеспечить мотивацию, дать толчок и увлечь.
  • Дается информация о празднике “День Святого Валентина”, о символе праздника - “валентинке”, которую можно сплести, используя технику макраме, и подарить друзьям или родным.
  • Информация о празднике подготовлена в виде презентации “Происхождение и традиции праздника” <Презентация1>.

б) этап практической работы

  • Учебная информация подготовлена в виде отдельной презентации “Технология выполнения “валентинки” <Презентация2>, сплетенных образцов и готовых сердечек разных вариантов.
  • Детям показываются образцы “валентинок”. Все они выполнены одним способом, но с разными вариантами плетения внутренней части сердечка. Учащимся предлагается проанализировать их. Это помогает учащимся сконцентрировать внимание на поставленной учебной задаче. У них вырабатывается умение видеть узлы, отдельные элементы, приемы плетения.
  • При этом каждый учащийся выбирает вариант плетения для себя, учитывая сложность выполнения и свои возможности. Таким образом, дети находятся в ситуации выбора и самостоятельного принятия решения. Педагог не вмешивается и не навязывает своего решения. В процессе работы учащийся может дополнять, изменять, комбинировать что-то. Это и представляет собой творчество, в результате которого работа каждого ребенка является индивидуальной. Накопление опыта создания изделий разнообразными способами дает возможность учащимся анализировать работы с позиции не только красоты и привлекательности, но и способа изготовления. Это развивает самостоятельность, смелость принятия решений, уверенность и, конечно, творческие способности.
  • Перед плетением “валентинки” проводится вводный контроль. Детям даются задания, чтобы восстановить в памяти навязки, узлы и приемы плетения, необходимые для изготовления “валентинки”. После этого учащиеся выполняют работу по собственному замыслу, используя основную схему плетения.
  • По мере выполнения работы производится промежуточный анализ, который помогает предостеречь учащихся от ошибок. Хороший результат дает метод взаимоконтроля. Это метод, при котором учащиеся обмениваются работами и производят анализ чужой работы. Это приучает детей быть внимательными. Анализ промежуточных результатов побуждает детей к самоконтролю.

в) итоговый этап

На этом этапе осуществляется подведение итогов занятия. Все работы рассматриваются, обсуждаются и оцениваются (учащиеся вовлекаются в процесс оценки).

  • работы оцениваются с точки зрения решения эстетических, творческих и художественных задач, аккуратности, выразительности и оригинальности их выполнения
  • оцениваются только результаты работы, а не личность учащегося
  • оцениваются только достижения конкретного учащегося без сопоставления результатов деятельности учащегося с успехами других.

Технология выполнения “валентинки”

 

Каждый предмет можно представить в виде каких-то геометрических фигур. Чтобы было легче плести, представляем “валентинку” в виде 3х ромбов <Рисунок1>.

При плетении “валентинки” на занятии используются нити “фиалка”, либо “нарцисс”. Можно плести также из других нитей. Цвет каждый учащийся выбирает по своему вкусу. Чаще всего дети любят делать красные сердечки разных оттенков.

Готовим 16 нитей по 60см (8 нитей используется для плетения 1-го ромба, а 8 – для 2-го). На одну нить навязываем 6 нитей обратной навязкой с расширенным креплением (получилось 12 концов). Берем еще одну нить (она является основой), и на нее навязываем 12 концов бридой.

 Затем это плетение складываем уголком <Рисунок2>.

Аналогично поступаем с оставшимися 8 нитями. Получается второй уголок. Соединяем два уголка: на нить 1а навязываем бридой нить 1б, а на нить 2а навязываем нить 2б <Рисунок3>

 

Заполнение этих углов каждый учащийся делает по своему желанию, применяя полученные ранее знания. Предварительно дети рассматривают образцы и схемы заполнения ромбов <Рисунок4>.

После выполнения двух рядом расположенных ромбов закрываем их двумя рядами брид, используя основы, на которые навязывали нити. Затем работаем с третьим ромбом. Делаем заполнение этого ромба и аналогично закрываем двумя рядами брид (основой являются нити 2а и 1а – с левой стороны, 2б и 1б – с правой стороны) <Рисунок3>.

Подтягиваем основу, чтобы придать форму сердечка. Нити обрезаем и подшиваем с изнаночной стороны, либо крайняя брида делается с чистым краем. Можно собрать все нити в центре и сделать кисточку.

Фото “валентинок” с разными вариантами заполнения внутренней части показаны на рисунках. <Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8>.

 

Заключение

Использование данной технологии проведения занятия позволяет развивать творческие способности детей. Каждый учащийся принимает самостоятельное решение о создании своей оригинальной и необычной “валентинки”. Дети стремятся к тому, чтобы их подарок был самый лучший, поэтому пытаются фантазировать и придумывать какие-нибудь дополнительные элементы, что-то комбинировать при выполнении работы. Это способствует формированию таких качеств как активность, самостоятельность, решительность, умение фантазировать.

Т.к. учебный процесс содержит и познавательную, и творческую деятельность, то расширяется кругозор учащихся. Дети приобретают новые знания, умения, навыки.

Вырабатывается такое качество, как необходимость доводить начатое дело до конца. Учащиеся стремятся сделать подарок своему близкому, это их увлекает.

Результаты занятий, воздействующих на эмоции, как правило, выше, чем мероприятий, воздействующих на сознание. Эмоции существенно влияют на ход деятельности, и это должно положительно сказаться на дальнейших занятиях в коллективе.

Важным фактором, который определяет результаты образовательного процесса, является мотивация занятия, - это романтизм праздника Дня Святого Валентина и, главное, - это желание детей сделать сувенир – “валентинку” своими руками в собственном стиле. Уже в начале занятия дети “горят” - они настроены на конечный результат своего труда.

Ручной труд является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей учащихся. Таким образом, происходит общее развитие детей.

Использованная литература

  1. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. Москва, 2002.
  2. Максимова М.В., Кузьмина М.А Послушные узелки. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.
  3. Соколовская М.М., Макраме. Школа декоративного плетения. Творческая мастерская. – М.: Цитадель, 1998.