ТИП УРОКА: повторительно-обобщающий урок.
ЦЕЛЬ УРОКА: обобщение и систематизация знаний по изученной теме, закрепление алгоритмов выполнения сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, и закрепление алгоритмов вычисления чисел с разными знаками.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- образовательная: определение уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и алгоритмами решения практических задач на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями и разными знаками; расширить знания учащихся о жизни Иоганна Генриха Песталоцци и Никола Карно.
- воспитательная: воспитание чувства красоты и гармонии; дисциплинированности, усидчивости;
- развивающая: развитие у детей логического мышления, интереса к урокам математики.
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: ноутбук; проектор; интерактивная доска; школьная доска и мел.
КОНСПЕКТ УРОКА
1. Организационный этап.
В начале урока учитель приветствует учащихся; дежурный по классу определяет отсутствующих. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
Эпиграф к уроку: “Счет и вычисления - основа порядка в голове” - Песталоцци.
Песталоцци родился в семье глазного врача. Он рано лишился отца и воспитывался матерью. В школе он считался неспособным учеником и был предметом насмешек своих товарищей. Поступая в университет, Песталоцци видел себя богословом. Однако вскоре он начинает задумываться о нуждах народа, о том, как ему помочь. Чтобы стать ближе к народу, он решил заняться юриспруденцией, но потом становится агрономом. Обладая замечательным мягким характером, чувствительный и отзывчивый к людскому горю, Песталоцци эмоционально воспринимал окружающий мир. Окончив университет, он приобрёл небольшое имение, которое назвал “Нейгоф”. Там он собирался провести в жизнь некоторые преобразования в области земледелия и приобщить к ним окрестных крестьян. Песталоцци собрал у себя около 50 детей, которым он самоотверженно посвятил все свои силы и материальные средства, обучая их летом полевым работам, а зимой — ремеслу. Но это начинание постигла неудача. Как только крестьянские дети получали у Песталоцци приличную одежду, родители уводили детей и забирали себе деньги, которые зарабатывали дети. Песталоцци закрыл школу, на её содержание у него не хватало средств.
К старости Песталоцци, Швейцарское правительство, некоторые члены которого симпатизировали Песталоцци, предоставило ему полуразрушенные войной здания монастыря урсулинок в Станце. Песталоцци снова собрал вокруг себя детей, оставшихся после войны без присмотра. Не имея помощников, Песталоцци сам справлялся с сотней не самых примерных детей. Песталоцци был начальником учебного заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой в одном лице. Преодолеть все трудности ему помогли сердечность и душевная отзывчивость. Старшие дети вскоре стали помощниками Песталоцци. Педагогическая деятельность Песталоцци была неожиданно прервана: французским войскам монастырские помещения понадобились под госпиталь, и Песталоцци вынужден был закрыть школу.
Некоторое время спустя Песталоцци удалось открыть школу в Бургдорфе, которая была в 1805 году переведена в Ивердон. Там известность Песталоцци достигает своей вершины. В Бургдорфе и Ивердоне появлялось много людей, желавших убедиться в целесообразности приёмов Песталоцци. Император Александр I также интересовался деятельностью Песталоцци, виделся с ним и отнесся к нему весьма милостиво.
2. Актуализация знаний:
Учитель просит сформулировать правило сложения чисел с разными знаками, показ презентации дублирует ответ учащихся.
Чтобы сложить два числа с одинаковыми знаками надо:
Сложить их модули
Перед полученным результатом поставить знак слагаемых.
Сумма положительных чисел, есть число положительное,
а сумма отрицательных чисел есть число отрицательное.
№ 1. Устный счёт с проверкой.
- 4 - 12= - (4 + 12) = - 16
- -7 + (-5)= - (7 + 5)= -12
- 12 + 25 = + (12+25) =37
№ 2. Подберите такое число, чтоб получилось верное равенство:
- а) -6 + ... = - 8
- б) ... + (-38) = - 40
- в) -65 + ... = - 100
- г) ... + (-91) = - 92
- д) ... + (-39) = - 49
- е) – 2 + ... = - 4
Учитель просит сформулировать правило сложения чисел с разными знаками.
Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:
- из большего модуля вычесть меньший модуль
- перед полученным результатом поставить знак слагаемого с большим модулем.
Сумма противоположных чисел равна нулю.
№ 3. Устный счёт с проверкой.
- 16 - 12=+ (16-12) = 4
- -7 + 20 =+ (20 - 7)= 13
- - 31 + 25=- (31 - 25) = - 6
№ 4. Подберите такое число, чтобы получилось верное равенство:
- а) 6 + ... = 4
- б) ... + 38 = 36
- в) -65 + ... = - 62
- г) ... + (-91) = - 89
- д) ... +(39)= 29
- е) –2 + ... = 0
Учащиеся формулируют правило сложения дробей с разными знаменателями:
Чтобы сложить дроби с разными знаменателями:
- привести дроби к одинаковому знаменателю;
- сложить числители, а знаменатели оставить прежними.
№ 5.Решение заданий в тетради, с последующей проверкой:
№ 6. Устная работа:
3. Решение в тетради с последующей проверкой:
4. Выполним задание в рабочей тетради № 177.
Примеры выполняются всем классом одновременно, один из учеников класса комментирует ход решение, чтобы все могли проверить своё решение.
Лаза?р Карно? сказал: “Первое условие, которое надлежит выполнять в математике,- это быть...”
Чтобы продолжить фразу нам нужно расшифровать следующее слово, зашифрованное в таблице.
Учащиеся решают задания на карточках, решение каждого примера проверяется. Приложение 1.
Родился в многодетной (18 детей) семье адвоката. В 1773 году окончил военную школу и поступил на службу в инженерные войска в чине 1-го лейтенанта. Окончив курс в Мезьерской школе военных инженеров, служил инженером в Кале и в 1784 году издал сочинение “Опыт о машинах” В том же году Карно представил в Академию наук мемуар о воздухоплавании и получил от Дижонской академии премию за похвальное слово Вобану. В часы досуга Карно писал также стихи.
Как учёный, Карно в основном занимался математическим анализом и геометрией. Ещё, будучи членом Директории, он издал (1797) свои “Размышления о метафизике исчисления бесконечно малых” Карно написал ряд ценных монографий и мемуаров, представленных институту, в основании которого, он принимал деятельное участие. Важнейшие из них: “О соотношении геометрических фигур”; “Геометрия положения”.
5. Самостоятельная работа.
1 вариант.
2 вариант.
Учащиеся выполняют работу на карточках, с подробным решением. После того, как работы сданы, на экран выводятся ответы, с помощью кнопки проверить.
6. Рефлексия содержания учебного материала. Затем подводятся итоги урока. Каждый ученик продолжает одно из предложений, выведенных на экран.
- сегодня я узнал...
- было интересно...
- теперь я могу...
- я научился...
- я попробую...
Учитель выставляет отметки за урок, благодарит класс за работу на уроке.
7. Учитель сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения:
№ 498, 499.
Подготовить сообщение о математиках:
- 1 вариант – Рене Декарт
- 2 вариант - Эрнст Эдуард Куммер
ЛИТЕРАТУРА.
- Учебник “Математика 6 класс”, С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин, Москва, Просвещение, 2010 год.
- Рабочая тетрадь 6 класс, М.К. Потапов А.В.Шевкин, Москва, Просвещение, 2011 гола.
- https://urok.1sept.ru/articles/570418/
- http://slovaizbukv.ru/6-%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2/%D1%81%D1%82%D1%
80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-3/ - http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%F0%ED%EE,_%CB%E0%E7%E0%F0
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=.%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%
BD%D0%BE&stype=image&lr=11127&noreask=1 - http://persones.ru/person-cat-90.html