II младшая группа
Программные задачи
Образовательные:
1) учить сравнивать два предмета по величине: длинный – короткий, высокий – низкий;
Развивающие:
1) формировать представление о частях суток;
2) развивать умение различать правую и левую руку, пространственные направления от себя;
3) называть геометрические фигуры и определять их цвет;
4) закрепить понятия один – много.
Воспитательные:
1) воспитывать внимание; желание прийти на помощь.
Материал
Демонстрационный:
- Предметные картинки на классификацию (мебель, домашние и дикие животные, одежда, обувь, овощи, фрукты).
Раздаточный:
- квадрат, круг, треугольники разной величины. Полоски (длинная, короткая), игрушки – зайчата.
I Организационный момент
Ребята, я хочу вам рассказать сказку.
Жили-были зайчата. Им негде было укрыться от дождя, от холода, и решили они каждый построить себе дом. Но им одним не справиться. Хотите помочь зайчатам?
Слайд 2
Познакомьтесь каждый со своим зайчиком и подумайте вместе из каких геометрических фигур можно построить домик. (Квадрат, треугольник).
Слайд 3
II Основная часть
Дети выкладывают на листе домик, называют геометрические фигуры.
Подумали зайцы и решили посадить возле дома ёлку.
- Из каких геометрических фигур можно сделать ёлку?
- Как вы расположили треугольники? (Сверху самый маленький треугольник, потом побольше, внизу самый большой треугольник) Слайд 4
- Какого цвета ёлочка?
- Какая она по величине? (Высокая)
- Какой по величине домик по сравнению с ёлкой? (Низкий)
Зайчик очень полюбил свою ёлочку, так часто ходил к ней гулять, что протоптал дорожку.
Слайд 5
- Подберите самую короткую дорожку – полоску от домика к ёлочке.
- Какого она цвета?
- Какая она по длине?
А в гости к другу зайчику приходилось идти далеко.
- Как вы думаете, какая дорога туда вела?
- Какого цвета дорожка – полоска?
- Ребята, а ещё какая геометрическая фигура у вас есть?
- Покажите свои кружочки.
- Какого цвета круг?
- Пусть это будет солнышко. Слайд 6
Физминутка
Ребята, зайчата приглашают вас на поляну поиграть. Ой, а на поляне растут красивые цветы.
- Сколько всего цветочков? (Много)
Я раздам вам всем бабочек.
- Сколько всего бабочек?
- Сколько Настя у тебя бабочек?
А у вас бабочки разноцветные, посадите бабочек на свои цветочки, полетели красные бабочки на свои цветочки (синие, жёлтые).
Молодцы! Какая красивая, разноцветная полянка.
А сейчас встанем в дружный хоровод и послушаем загадки наших зайчат.
Загадки
“Солнышко встаёт-
Деткам спать не даёт”
“Взрослые трудятся,
Дети играют,
Когда это бывает?”
“Солнце садится,
День убывает,
Когда это бывает?”
“Все уснули, тишина,
А на небе звёзды
Светят все сполна”
III Заключительная часть
Разминка для ума
- Сколько лап у медведя?
- Сколько ног у человека?
- Сколько крыльев у птицы?
- Сколько ног у коровы?
Молодцы, ребята!
Игра “Четвёртый лишний”
Классификация предметов: мебель, транспорт, обувь, одежда, дикие и домашние животные. Нахождение лишнего предмета. Слайды 7,8,9,10,11
Средняя группа
Программные задачи
1) учить отмечать цифрами результат счёта;
2) понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Развивающие:
1) совершенствовать технику вырезания;
2) продолжать закреплять навыки порядкового счета в пределах 5;
3) развивать умение решать логическую задачу;
4) формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Воспитательные
1) воспитывать любовь ко всему живому и желание оказать помощь в трудную минуту;
2) эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.
Материал
Демонстрационный:
- пейзаж леса и нарисованные плоские фигуры животных, птиц; цифры от 1 до 5.
Раздаточный:
- нарисованные контуры ягод, грибов, шишек; ножницы, кисточка, салфетка, клей
Предварительная работа:
- Чтение стихов, сказок; беседа о лесных жителях.
I Организационный момент.
Дети стоят полукругом
Стихотворение И. Бунина “Лес, точно терем расписной”.
Лес, точно терем расписной.
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- Почему поэт сравнивает осенний лес с расписным теремом?
(Лес осенью такой же узорчатый, многоцветный, нарядный, красивый, как сказочный терем).
II Основная часть
Выставляю на мольберте несколько пейзажей. Предлагаю полюбоваться.
Ребята, я тоже нарисовала свой сказочный осенний лес. В моем лесу живут разные звери.
Посмотрите внимательно и скажите, кто живет в лесу?
- Сколько белочек (зайчиков, синичек)? Покажите соответствующую цифру.
- А что я забыла нарисовать на своей картине? Что ещё растёт в осеннем лесу?
(Грибы, желуди, шишки).
Ребята, а как же наши лесные друзья будут готовиться к зиме, если там ничего нет.
Давайте мы с вами поможем им.
Самостоятельная работа
Дети сидят небольшими подгруппами. Первая группа вырезает грибы, вторая – шишки, третья - желуди.
Ребята, у вас на столах лежат готовые силуэты грибов, ягод, шишек. Их надо аккуратно вырезать и приклеить на полянке.
Дети стоят полукругом
Давайте сосчитаем, сколько грибочков на поляне?
- Сколько желудей?
- Сколько всего шишек?
Какая у нас красивая получилась картина. Вот как много корма у наших друзей, им будет легче готовиться к зиме. Спасибо вам, ребята!
Игра “Живые цифры”
Вдруг подул сильный ветер и начался листопад. Полетели листочки.
На листочках написаны цифры от 1 до 5.
Ребята, выстроите, пожалуйста, цифры по порядку.
Игра “Убираем цифры по заданию ”
1.
Жили-были два дружка,
Два заядлых рыбака.
На заре до петухов
Накопали червяков
И другой приманки
Две стеклянных банки.
(Е. Ружанский. Рыбаки)
- Какое число встречается в считалке? Убираем соответствующую цифру.
2.
Говорят на заре,
Собирались на горе
Голубь, гусь и галка
Вот и вся считалка.
- Сколько птиц собралось на горе?
3.
Я играю с вами в прятки,
И считаю до пяти.
На кого я попадаю,
Выходи, давай води.
4.
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две Маринки на окошке,
Две Аринки на перинке,
Две Танюшки на подушке,
А Петрушка в колпачке
На дубовом сундучке.
(Е. Благинина. Считалка)
5.
Шла лисичка по тропинке
И несла грибы в корзинке —
Пять опят и пять лисичек
Для лисят и для лисичек.
Кто не верит — это он,
Выходи из круга вон!
- Сколько всего грибочков?
- Какие цифры у вас остались?
(Дети показывают оставшиеся цифры, называют их и читают стихи).
Молодцы, ребята!
III Заключительная часть
Ребята, давайте полюбуемся ещё раз нашей картиной. Вы добрые друзья лесных жителей. Они сделают на зиму запасы и им легче будет перезимовать.
Старшая группа
Программные задачи
Образовательные:
- учить передавать характерные особенности животных;
- упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке;
- познакомить с приемом измерения высоты и длины с помощью условной мерки;
- упражнять в соизмерении предметов по величине (длине, высоте) и в использовании терминов, обозначающих величину;
- закреплять пространственно-временные представления (слева, справа)
- продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости.
Развивающие:
- развивать память, диалогическую речь, умение аргументировать свои высказывания;
- совершенствовать умение следить за ходом общего дела, оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время совместной деятельности.
Материал
Демонстрационный:
- Ширма, плоскостные фигуры для настольного театра кот, петух, дрозд и лиса; картина с изображением сказочного леса; плоскостные изображения деревьев.
Раздаточный:
- условная мерка, лабиринты, картина с изображением сказочного леса на подгруппу детей.
Предварительная работа
- Чтение русских народных сказок “Волк и семеро козлят”, “Заячья избушка”, “Маша и медведь”.
I. Рассказывание сказки “Петушок – золотой гребешок” с элементами драматизации.
В роли героев сказки выступают дети.
- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется сказка? Слайд1
- Кто автор этой сказки?
- О чём это сказка?
- Кто главный герой этой сказки? (Кот, петух и лиса) (показать героев) Слайд 2
– Охарактеризуйте кота. Какой кот? (сильный, мужественный, хороший товарищ).
– А какой петух? (доверчивый, непослушный)
– Почему Петушок оказался в лапах лисы?
– Что помогло Лисе заманить Петушка в свои лапы?
– Что она обещала каждый раз Петушку?
II. Давайте вспомним слова, которые говорил петушок
Несет меня лиса?—
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы...
Кот и дрозд, спасите меня!.. Слайд 3
- Куда лиса несёт кота? (За тёмные леса)
Выставляю на доске изображение леса.
- Какие деревья растут в этом лесу? (Сосна, ель, клён, дуб). Слайд 4,5
- Эти деревья все одинаковой высоты?
- Как мы узнаем, что они разные? (Будем сравнивать).
- Как будем сравнивать? (Условной меркой)
Дети заранее делятся на три подгруппы. У каждой подгруппы на столе лежит картина с изображением сказочного леса.
- Подходите к своим столам и покажите, как вы будете работать.
У вас на столах есть полоски разного цвета.
(Берём полоску зелёного цвета и прикладываем её от макушки дерева до “земли” и отрезаем нужную длину).
- Чему равна длина зелёной полоски?
Дети измеряют высоту ели, клёна, затем сравнивают длину полосок.
- Какое дерево самое высокое?
- Какое дерево низкое?
- Что вы можете сказать о высоте ели?
Выставляю на доске плоскостные изображения разных деревьев.
- Выложите деревья от самой высокой до самой низкой. (Ребёнок у доски)
- Назовите от самой низкой до самой высокой. (низкий, выше, ещё выше...) Слайд 5
- Что вы можете сказать о дубе? (Дуб выше берёзы, но ниже сосны и т.д.)
- Ребята, кот и дрозд ходили в лес по извилистой дороге, очень далеко. А лисичка ходила по тропинке, стараясь запутать свои следы.
- Дети, давайте узнаем, чей путь был длинным, а чей коротким?
Дети производят свои измерения с помощью условной мерки, делают выводы.
В лесу было много дорог. Выложите их, начиная от самой длинной. (Ребёнок у доски).
- Назовите, начиная от самой короткой (длинной).
Наши герои возвращались домой и заблудились в лесу. Давайте поможем им добраться до дома. Перед вами лежат лабиринты.
- Кто находится в правом верхнем углу (правом нижнем углу, левом верхнем углу, левом нижнем углу)?
Укажите верный путь коту, дрозду и петуху. При этом будьте внимательны и старайтесь не попасться лисичке в лапы.
III Заключительная часть
Молодцы, ребята! Вот кот, дрозд и петух благополучно добрались до дома.
- Кто стоит слева от дрозда (справа)?
- Кто находится слева от кота (справа от петуха)? Слайд5
Подготовительная группа
Тема: Математический аукцион
Программные задачи:
Образовательные:
- учить путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали выбирать недостающую фигуру;
- уточнить умения детей выбирать нужное из разнообразного количества товаров;
- упражнять в составлении задач по картине;
- совершенствовать вычислительные навыки, представление о структурных компонентах задачи и вопросе;
- способствовать осознанию отношений между последовательными числами первого десятка;
- закрепить представление о том, как выглядят современные деньги (купюры, монеты).
Развивающие:
- развивать память, сообразительность, речь, логическое мышление, умение аргументировать свои высказывания;
- формировать целостное представление об окружающем мире через экономическое воспитание;
- совершенствовать умение следить за ходом общего дела, оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно;
- воспитывать уважение к труду людей и бережное отношение к деньгам.
Оборудование:
- компьютер, экран, гонг, деревянный молоток, монеты и купюры различного достоинства, 2 кубышки для фишек, деньги – фишки; цифры от 0 до 10; знаки “+”, “-”; разрезные картинки; картинки для составления задач, деньги – фишки.
Лоты: ранец, ручка, книги, пластилин, тетрадь, игрушечная машинка, набор цветных карандашей, точилка, кукла, акварельные краски.
Предварительная работа
Игра “Магазин”, стихи, считалки о цифрах.
Чтение и обсуждение художественной литературы:
- Приключение Буратино” Л. Толстого;
- “Кошкин дом”, С. Маршака.
Пословицы:
1. Копеечка к копеечке рубль набегает.
2. Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит
3. Приобрел вещь - умей обращаться с ней.
4. Делано наспех - и сделано на смех.
5. Двое пашут, а семеро руками машут.
6. Есть так сегодня, а работать так завтра.
7. Каждую крошку в ладошку.
Словарная работа
Товар, деньги, ассортимент, лот.
Ход занятия
I Организационный момент
Воспитатель : Ребята, подойдите, пожалуйста, к глобусу.
На глобусе можно найти все страны Земли.
- Мы с вами в какой стране живем?
Дети: В России.
Воспитатель: Правильно, а кто может показать нашу страну на глобусе?
(Дети показывают)
Воспитатель: Наша страна очень большая, в ней много городов, сел, деревень, в которых живут люди, и все они трудятся, чтобы Россия была богатой и сильной. А чем богата наша страна?
Дети: Лесом, нефтью, рыбой.
Воспитатель: Мы любим свою страну, потому что это наша Родина. Многие поэты и композиторы трудятся, воспевая красоту нашей Родины в своих произведениях – стихах и песнях. Трудятся и ваши папы, мамы во благо нашей Родины. Их труд оплачивается.
- А как, ребята оплачивается их труд.
Дети: Они получают за свой труд деньги.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что это?
Дети: Деньги
Воспитатель: Правильно, это деньги. Покажите деньги нашей страны?
(Дети показывают российские деньги)
Воспитатель: Как называют российские деньги?
Дети: Рубли, копейки.
Воспитатель: Правильно, каждый взрослый человек трудиться и за свой труд получает зарплату. А вы знаете для чего нужны людям деньги?
Дети: Платить за квартиру, покупать продукты, ходить в театр.
Воспитатель: Они покупают ещё ценные вещи. А ценные вещи: картины, иконы можно приобрести на аукционе. А что такое аукцион?
Воспитатель: Там продают разные ценные вещи.
Сегодня предлагаю вам поиграть. Я проведу аукцион школьных принадлежностей. Хотите поучаствовать в нем?
Только вот беда – денег у нас нет. Что будем делать? (Высказывания детей)
Предлагаю самим заработать на покупки, но это будут не деньги, а фишки и для того, чтобы их заработать необходимо, использовать смекалку, сообразительность и взаимовыручку. Согласны?
Вы будете выполнять задания, за каждое правильно выполненное задание я даю три фишки, а вы их складываете в свои копилки.
II Основная часть
Сейчас мы с вами объединимся в две группы. У меня на столе лежат разрезные картинки подойдите, пожалуйста, возьмите все по одному фрагменту картинки, и составьте целую картину. (Дети выстраиваются в два круга)
- А теперь составьте задачу по вашим картинам
Работа в малых группах.
- Чья группа готова?
- Какую задачу составили? (Слайд 2 и 3)
- Условие задачи, вопрос? Вы поработали очень хорошо и за это я вам даю три фишки.
- Запишите, пожалуйста, решение вашей задачи.
На столах с помощью, цифр выкладывают решение задачи.
- Кто прочтёт запись задачи? Назовите ответ. (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, вы правильно записали решение задачи и за это я вам даю по одной фишке.
Я смотрю ваши копилки начинают наполняться. Чтоб заработать ещё больше фишек предлагаю следующее задание.
Игра “Угадай задуманное число”
Каждая группа выбирает себе ведущего, он загадывает число, а остальные отгадывают.
-акая команда готова?
-то загадывает число?
Воспитатель: Вы заработали ещё три фишки.
Загадка
Ребята, послушайте внимательно мою загадку:
Яблоки в саду поспели
Мы отведать их решили
Пять румяных наливных,
Два с кислинкой
Сколько их?
А как ещё по-другому можно составить число семь. Выложите, пожалуйста, на своих столах состав числа 7 из двух меньших.
Воспитатель: Обе группы прекрасно справились с данным заданием и заработали по одной фишке.
Минутка отдыха
Вы хорошо поработали, можно немножко и отдохнуть.
Быстро встаньте, улыбнитесь.
Выше потянитесь
Влево, вправо повернитесь.
Рук коленками коснулись
Сели, встали
И на месте побежали.
Задание “Найди недостающую фигуру”
А теперь задание на смекалку нужно будет рассмотреть рисунок- карточку и найти недостающую фигуру. Карточки с заданием лежат на ваших столах. Ребята, для каждой команды по три карточки, в каждой группе придётся работать в парах. Нужно рассмотреть сначала первый верхний ряд фигур, затем средний. Сравнить какой фигуры недостаёт. А затем сравнить средний и нижний ряд, какой фигуры не хватает на нижнем – третьем ряду? Слайд 4
Работа в парах.
- Ребята, какой фигуры не хватает в среднем ряду?
Дети: Прямоугольника с синим кружочком.
- А какой фигуры нет в нижнем ряду?
Дети: Треугольник с синим квадратом. Слайд 5
Воспитатель: Вы честно заработали ещё по три фишки.
Ребята, я смотрю в ваших копилках уже много фишек, хочу добавить вам ещё по две фишки за то, что вы так дружно, активно, быстро работали, друг другу помогали.
Вот вы и накопили необходимую сумму для участия в аукционе.
На аукционе вам нужно выкупить вещи, необходимые для школы. Слайд 6
Считаю аукцион открытым. (Бью гонг) Вы называете лот, который желаете купить. Лот – это товар.
- Какой лот вы хотели бы купить?
Ребята, чтобы купить данный лот - товар необходимо выполнить задание и внести соответствующее количество фишек. Итак:
Лот №1 ранец – 4 фишки.
- Назови соседей числа два. (Ответ ребенка)
Ранец – продано за 4 фишки.
Лот №2 ручка – 4 фишки.
- Назовите число больше единицы на 2.
Ручка – продано за 4 фишки.
Лот №3 книги – 3 фишки.
- Что лишнее: сентябрь, октябрь, январь, зима.
Книги – продано – 3 фишки.
Лот №4 пенал – 1 фишка.
- Гусь стоит на одной ножке и весит 2 килограмма. Сколько он будет весить, если будет стоять на двух ножках?
Пенал – продано за одну фишку.
Лот №5 тетрадь – 1 фишка.
Назовите пятый день недели.
Продано за одну фишку.
Лот №6 игрушечная машинка 2 фишки.
Четыре братца живут под одной крышей.
Продано за 2 фишки.
Лот №7 набор цветных карандашей- 2 фишки.
Какой день недели идет после четверга?
Лот №8 точилка – 3 фишки.
Коля отдыхал у бабушки целую неделю. Сколько дней отдыхал Коля у бабушки?
Лот №9 кукла – 2 фишки.
Бывает у коровы больше ног, чем у собаки?
Лот №10 акварельные краски - 4 фишки.
Бывает, что отец младше сына?
Что может сказать число пять числу восемь.
III Заключительная часть
Все лоты проданы. Аукцион закрыт.
Мы с вами сегодня побывали в необычном мире взрослых, в мире экономики.
Список использованной литературы.
- Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. Методическое пособие для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет. М.: “Просвещение”, 2006.- 110с.
- Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. 2-е издание, доработанное. М.: “Просвещение”, 1990.-95с.
- Шатова А.Д., Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание – 1994 - №8 – с. 49 – 53.
- Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003.
- Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2005.