Урок-экскурсия по теме "Жизнь и творчество И.И. Левитана"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (564 кБ)

Загрузить презентацию (497 кБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (595 кБ)

Загрузить презентацию (482 кБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)


В творчестве Исаака Ильича Левитана русская пейзажная живопись второй половины ХIХ века, по мнению большинства исследователей его наследия [1, 2, 4, 6], получила свое высшее развитие и в какой – то степени завершила поиски художников 1870 – 80-х гг.

Русское искусство пейзажа в лице И.И.Левитана нашло не только крупного мастера, но и поэта – философа природы. В картинах И.И.Левитана тонкий лиризм сочетается с умением создать пейзажный образ глубоко идейного содержания. Искусство И.И.Левитана много говорит и дает как специалисту, так и простому зрителю. Оно воспитывает в нас понимание природы, умение видеть ее красоту и выразительность, воспринимать ее в связи с чувствами и переживаниями человека.

“В истории русской живописи, - писал А.Бенуа, - пожалуй, и не найти мастера, более независимого, более самобытного и самодовлеющего, нежели Левитан”, писал Александр Бенуа [2].

Исаак Ильич Левитан уже при жизни получил признание и заслужил глубокую любовь своих современников. Но надо сказать, что творчество И.И.Левитана воспринималось в эту эпоху, а порой воспринимается и сейчас, несколько односторонне. С легкой руки К.Г.Паустовского и некоторых других авторов И.И.Левитан трактуется больше как художник элегический, художник грустных настроений, что сужает границы его творчества. Тем не менее, более обширный анализ всех тех богатств, которые нам успел оставить этот великолепный художник, очевидно доказывает, что творчество его было разнообразным не только по сюжетам, по тем образам, которые он создавал, но и по эмоциональному ключу, в котором решалось то или иное произведение.

Между тем знакомство с произведениями И.И.Левитана в средней школе ограничивается, как правило, узким кругом самых известных его работ. Целью данного учебного занятия является знакомство с различными аспектами творчества этого выдающегося художника.

Данная работа предлагает урок в форме путешествия учащихся по залам виртуального музея. Это экскурсия по двенадцати залам (12 презентаций), наглядно освещающим основные аспекты творчества мастера.

Предлагаемая авторская работа может использоваться не только на занятиях по “Истории изобразительного искусства” в образовательных учреждениях СПО, но и в общеобразовательной школе на уроках мировой художественной культуры в разделе “Россия XVIII – XX веков”; в художественной школе на занятиях по изучению рисунка, живописи и композиции, на лекциях у студентов в университетах художественной направленности, а также на внеклассных занятиях по изобразительному искусству.

Данный материал будет интересен и поучителен для учащихся, так как представляет биографию художника, с детства испытавшего нужду, силой таланта и ценою жестоких лишений, ценою тяжкого труда пробившегося в жизни, достигшего успеха и признания своего искусства.

Путешествуя по залам виртуального музея И.И.Левитана, учащиеся узнают много нового о жизни и творчестве великого художника.

Цель урока: расширить знания о творчестве выдающегося русского художника И.И.Левитана.

Задачи:

  • Образовательные: изучение различных аспектов творчества И.И.Левитана, знакомство с биографией художника.
  • Развивающие: развитие внимания, памяти, грамотной речи, ассоциативно – образного мышления, умения выделять главное, строить аналогии; развитие стремления к самостоятельному познанию искусства.
  • Воспитательные: воспитание любви к родной природе, чувства любви к Родине, умения сопереживать и сочувствовать человеку; воспитание эстетических чувств.

Оборудование урока: презентации, посвященные творчеству И.И.Левитана; диск с записью фрагментов музыкальных произведений.

Примечание: продолжительность учебного занятия 90 минут.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Сообщение целей, задач, плана урока.

2. Вступительное слово учителя

- Что так трогает душу в пейзаже неброском и невольно туманится взгляд,

Из каких потаенных глубин отголоском возникают веденья и сердце щемят.

Все так просто в картине и неизъяснимо: свет, вода или солнце в листве…

Для художника – это служенье любимой и родной, и единственной русской земле…

Наш сегодняшний урок посвящен творчеству выдающегося русского художника Исаака Ильича Левитана. И.И.Левитан был человеком, который всего себя отдавал искусству, был неутомимым тружеником. Об его поразительной работоспособности свидетельствует огромное количество произведений, выполненных за недолгую жизнь. Приблизительно за двадцать четыре года им было создано около тысячи картин, этюдов, эскизов, рисунков. К этому надо добавить, что И.И.Левитан подолгу работал над своими картинами, много раз, порой, возвращаясь к произведению, изменяя, дополняя и переписывая его. “Дать недоговоренные картины на выставку составляет для меня страдание”, - писал художник.

И.И.Левитан был высоко культурным и образованным человеком. Он любил и понимал русскую литературу и поэзию, увлекался театральными постановками и был знаком с театральными деятелями, артистами, писателями, певцами. Федор Иванович Шаляпин писал о большом общехудожественном влиянии, которое оказало на него творчество И.И.Левитана. Художник интересовался развитием науки. Был знаком с физиком Лебедевым, Тимирязевым. Очень много дала И.И.Левитану дружба с Антоном Павловичем Чеховым. Многие выдающиеся современники художника говорили о том, что именно картины Левитана открыли для них неброскую красоту русской природы. Репродукции произведений художника сопровождают изучение литературных и музыкальных произведений, так как искусство его полно поэзии и очень музыкально. Наш сегодняшний урок тоже будут сопровождать стихотворения и музыка.

3. Основная часть учебного занятия

Презентации сопровождаются комментариями подготовленных студентов (2 – 3 человека).

1 группа студентов.

Звучит музыка Д.Шостаковича – “Прелюдия №5” - “Душа”.

Будущий живописец родился 18 августа 1860 года в местечке Кибарты близ маленькой железнодорожной станции Вержболово в интеллигентной еврейской семье. Отец Исаака был человек непоседливый и беспокойный: был переводчиком во французской фирме, строившей мост через Неман; кассиром и дежурным на железнодорожной станции; библиотекарем в сельской читальне. Часто Исаак вместе с отцом встречал и провожал поезда и мечтал об удивительных странах. Мать будущего художника была увлечена литературой. Вечерами она читала детям вслух. Читала вдохновенно, с большим чувством. Эти вечера мальчик запомнил на всю жизнь. В конце 1860 – х годов отец перевез семью в Москву, чтобы дать детям возможность выйти в люди. Родители чутко отнеслись к увлечению сыновей искусством и не возражали, когда в 1870 году старший сын Адольф, а затем, в 1873 году, и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. (Презентация 1. ppt. 2 слайд)

Годы учения И.И.Левитана в Училище живописи были временем высокого подъема и расцвета Училища. Лишь в конце пребывания здесь юного живописца начал намечаться спад. Училище живописи называли “московской академией” и в известной мере противопоставляли его как более свободное и прогрессивное учебное заведение столичной императорской Академии. В 70 – х и начале 80 – х годов руководящую роль в нем играли московские передвижники, в первую очередь В.Г.Перов и А.К.Саврасов. Талантливые педагоги привлекали студентов к участию в передвижных выставках. Эти выставки приучали учеников еще на школьной скамье, ответственно подходить к своему творчеству, предлагать его на суд широкой общественности, воспитывали в них профессиональное отношение к делу и дух самостоятельности.

Годы обучения в училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний. Впоследствии он писал: “Не надо очень розово представлять себе перспективу обучения живописи… Сколько усилий, трудов, горя, пока выбился на дорогу”. Жизнь юноши стала особенно тяжелой после смерти его родителей. В 1875 году умерла мать, два года спустя – отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. И все же вечно голодный, не имеющий постоянного жилья, юноша никогда не оставлял своих красок и карандашей, неустанно трудился. (Презентация 1. ppt. 3 слайд)

Наиболее передовой в училище была мастерская А.К.Саврасова, в которой писали с натуры, изучали природу. Саврасов умел воодушевлять своих учеников и, охваченные восторженным поклонением природе, они, сплотившись в дружный кружок, работали, не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре. И.И.Левитан жадно впитывал в себя все впечатления. Его восприимчивая натура и упорный труд позволили ему взять максимум из того передового и нового, что несли с собой преподавание и энтузиазм его учителя. Метод работы А.К.Саврасова на натуре, тщательную ее штудировку И.И.Левитан применял в своих произведениях так называемого “останкинского периода”. Одновременно с изучением натуры А.К.Саврасов рекомендовал своим ученикам и освоение опыта работы на пленэре французских художников – барбизонцев. Левитан специально выучил французский язык, для того, чтобы ознакомиться с монографией французского художника Камиля Коро, живопись которого очень его увлекала. (Презентация 1. ppt. 4 слайд)

Привитая А.К.Саврасовым любовь к природе и ее наблюдению могла быть только укреплена В.Д.Поленовым, который появился в училище с осени 1882 года. Новые веяния, которые принес с собой В.Д.Поленов, - стремление к новому колористическому решению – обогатили понимание колорита в живописи, что было очень важно для становления молодого И.И.Левитана. Поленов станет впоследствии другом художника. На даче Поленова проходили литературные и музыкальные вечера, ставились домашние спектакли. Здесь Василий Дмитриевич, постоянно живший в окружении творческой молодежи, устраивал конкурсы и присуждал премии за лучшую работу (Презентация 1. ppt. 5 слайд)

Константин Коровин – замечательный русский художник импрессионист – был близким другом Левитана и оставил о нем самые теплые воспоминания (“Константин Коровин вспоминает”). (Презентация 1. ppt. 6 слайд)

Нельзя не упомянуть о дружбе Левитана с А.П.Чеховым. Семья Чеховых была талантливой, шумной и насмешливой. С утра за чайным столом уже начинались невероятные рассказы, выдумки, хохот. Он не затихал до позднего вечера. Это, пожалуй, было самое счастливое время в жизни молодого художника. (Подробнее об этом времени вы можете узнать, прочитав книгу Михаила Чехова “Вокруг Чехова”).

На даче Чехова в Бабкине началась действительно большая дружба И.И.Левитана и А.П.Чехова, дружба на всю жизнь. Оба они оказывали друг на друга благотворное влияние. Это было и обогащавшее каждого восприятие писателем живописного, а живописцем – литературного искусства, в частности в отношении к природе и к ее образному освоению и отображению (Презентация 1. ppt. 7, 8, 9 слайды).

После смерти Перова, увольнения Саврасова, отношение к пейзажному классу в училище резко ухудшилось, и Левитан покидает стены училища с дипломом неклассного художника, позволяющего ему быть только учителем рисования. Художник продолжает неустанно трудиться и мастерство его быстро растет. Его работы приобретает Третьяков и другие меценаты, он участвует в выставках, работает над декорациями в театре, путешествует и неустанно работает в Крыму и за границей, на Волге и в Саввинской слободе. Он становиться признанным мастером (Презентация 1. ppt. 10. 11, 12 слайды).

Личная жизнь художника не складывается, тем не менее, есть женщины, сыгравшие большую роль в его жизни (Презентация 1. ppt. 13 слайд).

Но признаваемый почти всеми, ценимый самыми различными художественными кругами, вполне материально обеспеченный, И.И.Левитан отнюдь не успокаивается на достигнутом. Напротив, он весь в поисках и устремлен в будущее. Это страстное творческое горение тем более замечательно, что оно протекало в условиях все обостряющейся болезни сердца и связанного с этим все возрастающего упадка физических сил. Дело было действительно очень плохо. “Художник Левитан (пейзажист), по – видимому, скоро умрет”, - с горечью пишет А.П.Чехов А.С.Суворину. Для лечения своей тяжелой болезни И.И.Левитан снова дважды ездил за границу. Сначала в 1897 году в Италию, Швейцарию и, наконец, в Наугейм в Германии близ Франкфурта на Майне. Он сознает, что болезнь его “доканает”, но все же и за границей, как и дома, упорно работает (Презентация 1. ppt. 14 слайд).

2 группа студентов.

Вторая группа обучающихся комментирует посещение зала “Первые картины И.И.Левитана” (см. Приложение 1). Начало и окончание выступления сопровождают фрагменты Симфонии № 6 В.А.Моцарта.

3 группа студентов.

Третья группа рассказывает о произведениях мастера, посвященных русской деревне (см. Приложение 1). Начало и конец выступления сопровождают фрагменты песни С. Косточко “Деревенские сны”, в исполнении В.Собанцевой - солистки хора им. Пятницкого.

4 группа студентов.

Четвертая группа комментирует работы, выполненные художником в Крыму (см. Приложение 1). Перед показом презентации (или в течение показа) учащиеся слушают легкий шум морского прибоя.

5 группа студентов.

Пятая группа проводит экскурс по произведениям, созданным на Волге (см. Приложение 2). Перед выступлением студентов звучит русская народная песня “Вниз по матушке, по Волге”, в исполнении Ф.И.Шаляпина.

6 группа студентов.

О произведениях, написанных за границей, расскажет следующая группа учащихся (см. Приложение 3). Перед выступлением звучит музыкальный фрагмент о Венеции (“О, Венеция, – сказочный город”).

7 группа студентов.

“Воплощение больших образов” - так называется зал, посвященный картинам “Вечерний звон”, “У омута”, “Над вечным покоем”, “Владимирка”.

Перед рассмотрением картины “Вечерний звон” звучит песня “Вечерний звон” (стихи И.Козлова, муз. А.Алябьева).

Произведение И.И.Левитана “Над вечным покоем” - эту картину художник писал под звуки Траурного марша из "Героической симфонии" Бетховена (прослушивание фрагментов симфонии).

Стихотворение А.К. Толстого “Колодники” предшествует рассмотрению картины “Владимирка” (чтение стихотворение преподавателем или подготовленным учеником) (см. Приложение 4).

8 группа студентов.

Эта группа студентов расскажет о различных произведениях мастера, написанных в разные времена года (см. Приложение 5). Путешествие по данному залу сопровождает музыка П.И.Чайковского “Времена года”.

9 группа студентов.

Следующий зал посвящен натюрмортам И.И.Левитана (см. Приложение 5). Перед выступлением студентов звучит композиция П.И.Чайковского “Сладкая греза”.

10 группа студентов.

“Рисунки и акварели И.И.Левитана” (см. Приложение 5). Перед демонстрацией этого зала звучит “Утро” Э.Грига.

11 группа студентов.

Эта группа комментирует презентацию, посвященную пастелям И.И.Левитана (см. Приложение 5). Фрагменты ноктюрна Ф.Листа “Грезы любви” звучат перед выступлением студентов.

12 группа студентов.

Последний зал расскажет о поисках художника в последние годы его жизни, произведениях, созданных художником в этот период (см. Приложение 6). Серенада Ф.Шуберта завершает экскурсию по залам виртуального музея И.И.Левитана.

4. Итог урока

Учитель. Закончить нашу экскурсию мне бы хотелось высказываниями замечательного искусствоведа и художника Александра Бенуа, посвящены они И.И.Левитану:

“Это поистине человек, который водит тебя гулять, иногда в калошах, иногда под палящим солнцем, но всегда по таким местам, где чудно пахнет свежим воздухом, снегом, сухими листьями и распустившейся березой. Обыкновенно же пейзажисты пишут пейзажи, и они пахнут маслом”.

“Картины Левитана не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа. Однако где те художники, которые… сразу, одним общим видом своих картин заставляли бы перечувствовать подобные, охватившие их среди природы настроения? Во всей истории искусства их было очень немного, и Левитан стоит в ряду этих немногих одним из самых первых – настоящий поэт Божьей милостью”.

5. Домашнее задание

Творческая работа. Выполнить живописный этюд пейзажа. Продумать идею, настроение пейзажа, композиционное и колористическое решение.

Список литературы.

1. Асафьев, Б.В. Русская живопись. Мысли и думы // Искусствоведение. Литературоведение. – М.: Республика, 2004.

2. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке // Искусствоведение. - М.: Республика, 1995.

3. Коровин К.А. Константин Коровин вспоминает... М.: Изобразительное искусство, 1990. 

4. Любимова И.А. Проблемы живописных характеристик русской пейзажной живописи второй половины XIX века // Искусствоведение. - М.: РГБ ОД, 61:04 – 17/ 149- 2004.

5. Сергеев А.А. Исаак Ильич Левитан // Живопись. – М.: Белый город, 2005.

6. Федоров – Давыдов А.А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество // Искусствоведение. – М.: Искусство, 1976.

7. Чехов М.П.. “Вокруг Чехова”, М., 1974.