Цель: закреплять навыки правильной артикуляции звука “Л”
Программные задачи:
Образовательные:
- формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- формирование кинестетического образа звука “Л” (ощущения положения органов артикуляции);
- уточнение и расширение словарного запаса по теме “Я - человек”: уточнять и активизировать словарный запас по лексической теме.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую и артикуляционную моторику;
- устранение дефектного произношения звука “Л”, автоматизация звука в словах, предложениях;
- развитие фонематического слуха и восприятия: совершенствовать умение различать на слух и в произношении звук “Л”, упражнять в нахождении слов со звуком “Л”, делении слов на слоги;
- развитие грамматического строя речи: развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа;
- закреплять навыки ориентировки в пространстве;
- развитие общей моторики и координации движений.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям, речевой культуре;
- воспитывать интерес к устному народному творчеству (пословицы).
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал:
- карточки – символы артикуляции звука “Л”;
- дидактическое пособие “Если всё у нас в порядке”;
- игра “Настроение”;
- игра “Узнай на ощупь”;
- сундук;
- ёмкость со льдом и горячие грелки;
- опорная карточка для игры “Большой – маленький”
- носовой платок, полотенце, яблоко, вилка, ложка, тарелка, игрушка – волчок, луковица
Раздаточный материал:
- зеркала;
- маркеры;
- игра “Слушай внимательно”;
- опорные карточки для игры “Большой - маленький”;
- конверты, в каждом конверте 2 предметные картинки со звуком “Л”
- очки голубого и жёлтого цвета;
- карточки - билеты (с изображением предметов со звуком “Л” по лексическим темам)
- карандаши;
- бумажные салфетки
Методы и приёмы:
- упражнение;
- игровое упражнение;
- дидактическая игра;
- художественное слово;
- словесное пояснение
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети заходят в кабинет. Музыкальная игра Е. Железновой “Ну-ка, все встали в круг”
(дети поют песенку, сопровождая слова соответствующими движениями)
Предложить сначала сесть детям в том порядке, в каком их имена произнесёт логопед (имена произносятся беззвучно, дети читают по губам).
II. 1. Объявление темы занятия.
Логопед: “Точка, точка, запятая – вышла рожица смешная.
Палка, палка, огуречик – получился человечек”.
(Логопед на фланелеграфе выкладывает фигурку человечка – без рта, ушей ).
Логопед:
- В слове “человек” есть звук “Л”?
- Где находится звук “Л” в слове “человек”?
Сегодня мы вспомним некоторые части тела человека, как они помогают нам в жизни, и продолжим упражняться в правильном произнесении звука “Л”.
2. Артикуляция, характеристика звука “Л”
Логопед: Первый наш помощник – это рот (на фланелеграфе человечку добавляется рот). Вспомните и расскажите, как располагаются губы, зубы, язык, когда мы произносим звук “Л” (дети рассказывают, логопед параллельно выставляет карточки-символы на магнитную доску)
Логопед: Для того, чтобы наши язычки не ошибались, сделаем гимнастику.
3. Артикуляционная гимнастика “Это правая щека”.
Это правая щека, это левая щека
(кончиком языка упираться попеременно в соответствующую щёку)
Здравствуй, верхняя губа, здравствуй нижняя губа.
(рот открыт, кончиком языка касаться соответствующей губы)
В губах улыбка заперта.
На губах она живёт.
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть – печаль её боится.
(чередование “улыбки” и “хоботка”)А вокруг зубы стоят:
Нижний ряд и верхний ряд.
(закусить нижними зубами верхнюю губу, затем “оскал”)Подбородок тянем вниз, чтобы с челюстью отвис.
(открыть широко рот)Там, к прогулкам не привык робко прячется язык.
(закрыть рот)Нёбо вместо потолка есть во рту у языка:
Челюсть ниже опускаем, язык к нёбу поднимаем,
Поведём вперёд – назад, вперёд – назад.
Наш язык работе рад.
(упражнение “Маляр”)
Мы оближем губы наши, будут чище, будут краше.
(упражнение “Вкусное варенье”)Отдохнём на верхней губке и на нижней полежим.
(рот открыт, касаться кончиком языка то верхней, то нижней губы)А теперь как индюшата мы негромко покричим.
(упражнение “Болтушка”)
(по окончании артикуляционной гимнастики зеркала дети убирают на край стола)
На улице и дома звуки слушать
Помогают всем нам уши.
(логопед человечку на фланелеграфе добавляет уши)
Логопед: Я предлагаю вам игру, в которой надо внимательно слушать.
(Дети выходят на середину зала)
4. Игра “Телеграмма”
Цель: развивать фонематическое восприятие, автоматизация звука “Л” в слогах.
Логопед: Я буду передавать телеграмму не только голосом, но и при помощи рук. Получив телеграмму, вам надо передать её дальше без ошибок.
(логопед произносит ряд слогов, сжимая ритмично ладонь рядом стоящего ребёнка): ЛА – ЛА – ЛА; ОЛ – ОЛ – ОЛ; КЛА – КЛА – КЛА; ПЛЫ – ПЛЫ – ПЛЫ; ПЛА – ПЛУ – ПЛА.
Логопед: Молодцы! Все телеграммы были чёткие и дошли без ошибок (дети садятся на места).
5. Игра “Слушай внимательно”
Цель: развивать фонематическое восприятие.
Логопед: Вот ещё одно задание, где надо внимательно слушать. Положите перед собой листы бумаги, возьмите карандаши. Я буду называть части тела человека, а вы, услышав слово со звуком “Л”, напишите букву “Л”: НОГИ, ЛОБ, ЖИВОТ, ПЯТКИ, ГОЛОВА, СПИНА, РУКА, ГЛАЗА, ЩЕКА, ЛАДОНЬ, НОС, УШИ, БРОВИ, ЛОКОТЬ.
(во время выполнения задания логопед по очереди спрашивает у детей, какое слово они услышали)
Логопед: Посчитайте, сколько раз написали букву “Л”? (5 раз)
Логопед: Предметы бывают маленькие и большие, и их мы называем по-разному. Например: нос – носик – носище, рука – ручка - ручище (логопед показывает на фигуры соответствующего размера на опорной карточке).
6. Игра “Маленький – большой”
Цель: закреплять навыки словообразования (уменьшительно-ласкательная и увеличительная форма существительных)
Логопед: Я предлагаю вам игру “Маленький – большой”. Положите перед собой карточки. Я буду называть части тела, а вам надо назвать маленькую и большую, огромную.
(индивидуальные ответы детей с опорой на карточки с символами)
- ГОЛОВА – ГОЛОВУШКА, ГОЛОВИЩА
- ЛОКОТЬ – ЛОКОТОК, ЛОКТИЩЕ
- ЛАДОНЬ – ЛАДОШКА (ЛАДОШЕЧКА), ЛАДОНИЩЕ
- ЗАТЫЛОК – ЗАТЫЛОЧЕК, ЗАТЫЛИЩЕ
- ВОЛОС – ВОЛОСИК, ВОЛОСИЩЕ
- ГЛАЗ – ГЛАЗИК, ГЛАЗИЩЕ
7. Игра “Если всё у нас в порядке”
Цель: развивать фонематический слух.
Логопед: Какое слово я произнесла последним? (глаз) (показать на человечке глаза). Сейчас у нас будут работать и уши, и глаза. У вас в конвертах есть по две картинки. Достаньте их из конвертов, рассмотрите. Назовите, что у вас.
(Дети называют картинки и определяют место звука “Л” в слове)
ЛУК, БУЛКА, САЛАТ, ШОКОЛАД, СВЁКЛА, МОЛОКО, ЯБЛОКО, КОЛБАСА
Логопед: Картинки надо расставить на полки в шкафу:
- на верхнюю полку, если слово состоит из 1 слога;
- на среднюю полку, если слово состоит из 2 слогов;
- на нижнюю – из 3 слогов.
Приготовьтесь расставить картинки, поделите слова на слоги, определите сколько слогов в слове.
- А сейчас поднимите руку, у кого слово состоит из 1 слога.
(ребёнок выходит, называет слово, ставит карточку на верхнюю полку)
(таким образом деть ставят карточки со словами из 2-х слогов, из 3-х слогов)
8. Игра “Вот что знаем мы с тобой”
Цель: развивать мелкую моторику
Логопед: Давайте расскажем, какие части тела есть у нас. Не забывайте правильно произносить звук “Л” в словах, говорить громко, чётко.
(дети, стоя у столов, выполняют соответствующие движения).
Есть на пальцах наших ногти,
На руках – запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь,
И животик не забудь,
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове уха два и мочки две,
Брови скулы и виски,
И глаза, что так близки,
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы, посмотри.
Подбородок под губой –
Вот что знаем мы с тобой!
9. Игра “Посмотри внимательно”.
Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве, упражнять в понимании и употреблении предлогов “между”, “над”, “под”, автоматизация звука “Л” во фразе.
Логопед: Посмотрите внимательно на шкаф и ответьте на вопрос. Не забывайте правильно произносить звук “Л” и отвечать полным предложением.
- Что находится между молоком и шоколадом?
- Что находится под луком?
- Что находится между луком и колбасой?
- Что находится над салатом?
10. Игра “Узнай на ощупь”
Цель: развивать тактильные ощущения, упражнять в согласовании существительных с прилагательными.
Логопед:
Это левая рука. Это правая рука.
Во всём они нам помогают:
Предметы тёплые или холодные узнают.
(логопед слова сопровождает показом названных частей тела на человечке)
У меня есть волшебный сундук. В нём что-то лежит. Я предлагаю вам узнать эти предметы на ощупь, и сказать, холодные они или тёплые (дети по очереди работают у ширмы):
ХОЛОДНАЯ ЛОЖКА, ТЁПЛОЕ ЯБЛОКО, ХОЛОДНАЯ ТАРЕЛКА, ТЁПЛОЕ ПОЛОТЕНЦЕ, ТЁПЛАЯ ВИЛКА, ТЁПЛЫЙ НОСОВОЙ ПЛАТОК, ХОЛОДНАЯ ЛУКОВИЦА, ХОЛОДНЫЙ ВОЛЧОК
11. Игра “Волшебные очки”
Цель: совершенствовать навыки согласования существительных с числительными и прилагательными.
Логопед: Я предлагаю вам пройти в наш маленький необычный кинозал. В зал вы сможете попасть только по билету (логопед раздаёт детям по 1 карточке с изображением 4 предметов, просит их назвать)
(Дети встают, при входе в кинозал отдают билеты и по памяти называют изображённые на них предметы. По просьбе логопеда называют эти предметы обобщающим словом. Правильность ответов по карточке проверяют дети.)
ЛУК, БАКЛАЖАН, СВЁКЛА, САЛАТ – ЭТО ОВОЩИ;
МОЛОТОК, ПИЛА, ЛОПАТА, МЕТЛА – ЭТО ИНСТРУМЕНТЫ;
КУКЛА, ЮЛА, ЛОПАТКА, ЛОШАДКА – ЭТО ИГРУШКИ;
МОЛОКО, МАСЛО, КОЛБАСА, ШОКОЛАД – ЭТО ПРОДУКТЫ.
(Дети проходят, садятся напротив телевизора, им раздают цветные очки. Логопед уточняет, какого цвета у кого очки – голубые, жёлтые)
Логопед: Смотреть на экран мы будем через волшебные очки. Вам надо посмотреть на экран без очков и сказать, что там было. Затем вы смотрите на экран, надев волшебные очки. Надо сказать, что стало. Не забывайте правильно произносить звук “Л”.
Логопед даёт образец: Был один белый баклажан, стал один жёлтый баклажан.
Дети выполняют задание:
- Было одно белое платье, ..
- Бала одна белая ёлка,..
- Было одно белое яблоко,..
- Была одна белая клубничка,..
Затем дети меняются очками, снова выполняют задание:
Логопед:
- Было 3 белых баклажана,..
- Было 2 белых клубнички,..
- Было 3 белых платья,..
- Было 2 белых ёлки,..
- Было 3 белых яблока,..
III. Итог
Логопед:
- Какой звук мы сегодня упражнялись произносить?
- Это звук гласный или согласный? Почему?
- Какие части тела нам помогали сегодня на занятии?
Логопед: О наших помощниках, частях тела создано много пословиц. Вы знаете такие пословицы? (ответы детей: Голова – всему начало).
Логопед: Я вас хочу познакомить с ещё одной пословицей:
- Глаза боятся, а руки делают.
Логопед: Вы сегодня все старались, произносили правильно звук “Л”, справились со всеми заданиями. Молодцы!