Цели урока:
- Обеспечить в ходе урока повторение и закрепление основных понятий тем; продолжить формирование умений описывать и объяснять физические явления, приводить примеры использования знаний о тепловых явлениях, решать задачи и представлять информацию в различных формах, осуществлять самостоятельный поиск информации.
- Содействовать в ходе урока созданию обстановки сотрудничества и взаимопомощи.
- Развивать у школьников умение выделять главное в изучаемом материале, сравнивать и обобщать изучаемые факты, развивать познавательный интерес, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни. Продолжить формирование общеучебных способов деятельности, а именно: информационно-коммуникативной – владение монологической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника.
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Основная часть:
1. Повторение понятий тепловые явления, агрегатные состояния – 2 мин.
2. Составление таблицы, подготовка учащихся в группах – 10 мин.
3. Выступление учащихся, заполнение таблицы – 8 мин.
4. Обобщение – 5 мин. - Закрепление. Решение задач:
1. Расчетная задача – 10 мин.
2. Качественные задачи – 5 мин. - Рефлексия. Оценка результатов работы, запись домашнего задания – 3 мин.
I. Организационный момент.
Цель нашего урока повторить и обобщить материал по теме “Тепловые явления. Изменения агрегатных состояний вещества”. <Слайд №1>
Результатом наших действий станет таблица, в которую мы выделим основной материал темы.
Хочу вам напомнить, что тепловые явления и агрегатные превращения широко распространены в природе, используются человеком, поэтому данный материал считаю важным для формирования представления об окружающем мире.
II. Основная часть.
1. Выделим тепловые явления.
– Вспомните признаки тепловых явлений.
– Какие агрегатные состояния вы знаете?
– Как называются процессы, происходящие с веществом при увеличении и уменьшении
температуры?
– Как называются процессы, происходящие с веществом при изменении агрегатных
состояний?
– Какие тепловые явления будем повторять?
Приложение. <Слайд 2>
Для того чтобы систематизировать обобщить знания выделим, что надо знать о явлении.
Задание: предложите вопросы для обсуждения, придумайте название столбцов в обобщающей таблице о тепловых явлениях.
<Слайд 3>
Задание: каждая группа готовит рассказ и заполняет таблицу для одного явления:
- Нагревание/охлаждение;
- Плавление/кристаллизация;
- Испарение/конденсация;
- Сгорание топлива.
Один представитель группы отвечает у доски. Другие группы комментируют, заполняют таблицу в тетради. В конце урока оценка за работу на уроке ставится одинаковая всем участникам группы. Время на подготовку – 10 мин.
Первые два столбца на уроке не заполняем (пример/применение, объяснение)– прокомментируйте выступление, оцените деятельность группы.
При проверке используем. <Слайды 4–10>
2. После заполнения таблицы обобщение.
– Выделите общие закономерности во всех тепловых явлениях, проанализируйте вертикальные столбики таблицы и сделайте выводы
3. Выводы:
- Изменяется характер движения, расположения, взаимодействия молекул при изменении агрегатного состояния.
- Количество теплоты зависит от массы и тепловой характеристики вещества.
- Процессы плавления, кристаллизации, парообразования, конденсации происходят при определенной температуре, которая зависит от вещества.
- Во всех процессах выделяется или поглощается количество теплоты.
- Во всех процессах изменяется внутренняя энергия.
- Все процессы можно наблюдать в природе и использовать.
(Выводы проговариваем, записывают дома.)
III. Закрепление.
1. Свои знания вы применяете при решении задач. Условие задачи, происходящие процессы можно представить в разной форме.
Задание:
I группа – составить структурно-логическую схему задачи;
II группа – построить общий вид графика зависимости t ̊ (t);
III группа – записать данные задачи, перевести в систему “СИ”, выписать табличные данные;
IV группа – записать формулы для решения задачи.
Задача: Для приготовления пищи и питьевой воды полярники используют воду, полученную из расплавленного льда. 800 см3 льда при температуре -10°С использовали для этих целей, но в процессе кипячения 100 г воды выкипело. Потерями энергии пренебречь. Какое количество теплоты было затрачено? Какое количество теплоты оказалось излишне затраченным? Сколько природного газа нужно сжечь для осуществления процесса? <Слайд 11.>
Проверка выполнения задания I группой – <Слайд 12>
Проверка выполнения задания II группой – <Слайд 13>
Проверка выполнения задания III группой – <Слайд 14>
Проверка выполнения задания IV группой – <Слайд 15>
Надеюсь, что знание физики помогает вам замечать и объяснять те явления, которые нас окружают. Проверим это, задумаемся “Почему…”.
2. Качественные задачи:
- Почему реки и озера нагреваются солнечными лучами медленнее, чем суша?
- Почему весной во время ледохода вблизи рек становится холоднее?
- Для того чтобы снять с плиты горячую кастрюлю хозяйки используют прихватки. Почему? Объясните, почему нельзя пользоваться прихваткой, смоченной водой?
- Почему пальцы рук на сильном морозе примерзают к металлическим ручкам и не примерзают к деревянным?
- Почему мы мерзнем в мокрой одежде?
- Почему для того, чтобы спасти хранимые в погребе овощи от промерзания, в него помещают большую кадку с водой?
- Почему самовар с раскаленными углями не распаивается, когда в нем вода, и распаивается, когда воды в нем нет?
<Слайд 16>
IV. Рефлексия.
– Справились ли вы с задачами, поставленными в начале урока?
– Что больше всего удалось?
– Что понравилось на уроке?
– Что было трудно?
– Кто был самым активным на уроке?
– Что удалось именно вам?
<Слайд 17>
Домашнее задание:
- Записать выводы из таблицы, заполнить 1 и 2 столбцы.
- Сделать расчеты в задаче.
<Слайд 18>