Урок повторения и обобщения темы "Тепловые явления. Изменения агрегатных состояний вещества"

Разделы: Физика


Цели урока:

  1. Обеспечить в ходе урока повторение и закрепление основных понятий тем; продолжить формирование умений описывать и объяснять физические явления, приводить примеры использования знаний о тепловых явлениях, решать задачи и представлять информацию в различных формах, осуществлять самостоятельный поиск информации.
  2. Содействовать в ходе урока созданию обстановки сотрудничества и взаимопомощи.
  3. Развивать у школьников умение выделять главное в изучаемом материале, сравнивать и обобщать изучаемые факты, развивать познавательный интерес, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни. Продолжить формирование общеучебных способов деятельности, а именно: информационно-коммуникативной – владение монологической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Основная часть:
    1. Повторение понятий тепловые явления, агрегатные состояния – 2 мин.
    2. Составление таблицы, подготовка учащихся в группах – 10 мин.
    3. Выступление учащихся, заполнение таблицы – 8 мин.
    4. Обобщение – 5 мин.
  3. Закрепление. Решение задач:
    1. Расчетная задача – 10 мин.
    2. Качественные задачи – 5 мин.
  4. Рефлексия. Оценка результатов работы, запись домашнего задания – 3 мин.

I. Организационный момент.

Цель нашего урока повторить и обобщить материал по теме “Тепловые явления. Изменения агрегатных состояний вещества”. <Слайд №1>

Результатом наших действий станет таблица, в которую мы выделим основной материал темы.

Хочу вам напомнить, что тепловые явления и агрегатные превращения широко распространены в природе, используются человеком, поэтому данный материал считаю важным для формирования представления об окружающем мире.

II. Основная часть.

1. Выделим тепловые явления.

– Вспомните признаки тепловых явлений.
– Какие агрегатные состояния вы знаете?
– Как называются процессы, происходящие с веществом при увеличении и уменьшении температуры?
– Как называются процессы, происходящие с веществом при изменении агрегатных состояний?
– Какие тепловые явления будем повторять?

Приложение. <Слайд 2>

Для того чтобы систематизировать обобщить знания выделим, что надо знать о явлении.

Задание: предложите вопросы для обсуждения, придумайте название столбцов в обобщающей таблице о тепловых явлениях.

<Слайд 3>

Задание: каждая группа готовит рассказ и заполняет таблицу для одного явления:

  1. Нагревание/охлаждение;
  2. Плавление/кристаллизация;
  3. Испарение/конденсация;
  4. Сгорание топлива.

Один представитель группы отвечает у доски. Другие группы комментируют, заполняют таблицу в тетради. В конце урока оценка за работу на уроке ставится одинаковая всем участникам группы. Время на подготовку – 10 мин.

Первые два столбца на уроке не заполняем (пример/применение, объяснение)– прокомментируйте выступление, оцените деятельность группы.

При проверке используем. <Слайды 4–10>

2. После заполнения таблицы обобщение.

– Выделите общие закономерности во всех тепловых явлениях, проанализируйте вертикальные столбики таблицы и сделайте выводы

3. Выводы:

  1. Изменяется характер движения, расположения, взаимодействия молекул при изменении агрегатного состояния.
  2. Количество теплоты зависит от массы и тепловой характеристики вещества.
  3. Процессы плавления, кристаллизации, парообразования, конденсации происходят при определенной температуре, которая зависит от вещества.
  4. Во всех процессах выделяется или поглощается количество теплоты.
  5. Во всех процессах изменяется внутренняя энергия.
  6. Все процессы можно наблюдать в природе и использовать.

(Выводы проговариваем, записывают дома.)

III. Закрепление.

1. Свои знания вы применяете при решении задач. Условие задачи, происходящие процессы можно представить в разной форме.

Задание:

I группа – составить структурно-логическую схему задачи;

II группа – построить общий вид графика зависимости t ̊ (t);

III группа – записать данные задачи, перевести в систему “СИ”, выписать табличные данные;

IV группа – записать формулы для решения задачи.

Задача: Для приготовления пищи и питьевой воды полярники используют воду, полученную из расплавленного льда. 800 см3 льда при температуре -10°С использовали для этих целей, но в процессе кипячения 100 г воды выкипело. Потерями энергии пренебречь. Какое количество теплоты было затрачено? Какое количество теплоты оказалось излишне затраченным? Сколько природного газа нужно сжечь для осуществления процесса? <Слайд 11.>

Проверка выполнения задания I группой – <Слайд 12>

Проверка выполнения задания II группой – <Слайд 13>

Проверка выполнения задания III группой – <Слайд 14>

Проверка выполнения задания IV группой – <Слайд 15>

Надеюсь, что знание физики помогает вам замечать и объяснять те явления, которые нас окружают. Проверим это, задумаемся “Почему…”.

2. Качественные задачи:

  1. Почему реки и озера нагреваются солнечными лучами медленнее, чем суша?
  2. Почему весной во время ледохода вблизи рек становится холоднее?
  3. Для того чтобы снять с плиты горячую кастрюлю хозяйки используют прихватки. Почему? Объясните, почему нельзя пользоваться прихваткой, смоченной водой?
  4. Почему пальцы рук на сильном морозе примерзают к металлическим ручкам и не примерзают к деревянным?
  5. Почему мы мерзнем в мокрой одежде?
  6. Почему для того, чтобы спасти хранимые в погребе овощи от промерзания, в него помещают большую кадку с водой?
  7. Почему самовар с раскаленными углями не распаивается, когда в нем вода, и распаивается, когда воды в нем нет?

<Слайд 16>

IV. Рефлексия.

– Справились ли вы с задачами, поставленными в начале урока?
– Что больше всего удалось?
– Что понравилось на уроке?
– Что было трудно?
– Кто был самым активным на уроке?
– Что удалось именно вам?

<Слайд 17>

Домашнее задание:

  1. Записать выводы из таблицы, заполнить 1 и 2 столбцы.
  2. Сделать расчеты в задаче.

<Слайд 18>