Урок развития речи по произведению В.Чаплина "Белянка"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: развитие умения письменной речи – письменный пересказ прослушанного и зрительно воспринятого текста-повествования “Белянка” по В.Чаплиной, включающего слова с изученными орфограммами.

Задачи:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • извлечение необходимой, существенной информации из прослушанного текста-повествования, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в диалоге, умение аргументировать свою точку зрения, умение создавать речевые высказывания (в устной и письменной форме);
  • развитие речи, мышления, воображения;
  • умение выбирать средства языка, пользоваться словарём;
  • умение подробно излагать текст на бумаге с учетом типа, жанра, стиля текста
  • освоение лексических и орфографических знаний;
  • пробуждение познавательного интереса к родному языку, желание совершенствовать свою речь;
  • расширение кругозора, формирование читательских интересов.

Текст изложения

Школьники часто бывали на ферме. Они помогали кормить ягнят.

Однажды зашёл на ферму Витя. Тётя Глаша поила из бутылки маленькую овечку. Бедняжка осталась без матери.

Полюбилась мальчику сиротка. Он вызвался её кормить. Назвал Белянкой.

С утра Витя спешил к Белянке. Он поил овечку молоком, гулял с ней. Малышка привязалась к мальчику.

(По В.Чаплиной)

“Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив,
певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.
Н.В. Гоголь

I. Оргмомент. Настрой на работу

Учитель. Урок развития речи начнем с эпиграфа. Прочитайте цитату и подумайте, какими мыслями хотел поделиться с нами великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь? (Слайд 2). Какие из перечисленных определений нашего языка вам кажутся наиболее точными? Докажите свою точку зрения.

Учитель. Эпиграф призван отразить идею, т.е. цель предстоящей работы на уроке. Кто из вас может сформулировать цель урока развития речи?

Учитель. Действительно, наша задача – учиться замечать красоту, певучесть, выразительность родного языка, стремиться к тому, чтобы и в наших устах он становился послушным, ловким и гибким. Оттачивать эти умения сегодня мы будем в работе с текстом. Вам предстоит написать изложение. Что значит - написать изложение? (Слайд 3)

Ученик. Это значит - письменно пересказать текст, который услышим и прочитаем.

Учитель. Для чего школьники пишут изложения? (Слайд 4)

Ученики. Узнать новое, научиться пересказывать текст письменно, точно употреблять слова, правильно строить предложения, учиться общаться и вести беседу, диалог, учиться слушать, получать информацию, выбирать главное…

Учитель. Чему еще сможем поучиться, что повторить, работая с текстом? (Слайд 5)

Ученики. Надо вспомнить, что такое текст, признаки текста, заголовок, тема и главная мысль текста, типы текста, стили текста.

Учитель. Что такое - текст? (Слайд 6)

Ученик. Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

Учитель. Что такое - тема текста? (Слайд 7)

Ученик. Тема - это то, о чем говорится в тексте.

Учитель. Что такое - идея (главная, основная мысль) текста? (Слайд 8)

Ученик. Это то, что хотел сказать нам автор, чему учит текст.

Учитель. Что такое – “ключевые” слова? (Слайд 9)

Ученик. Это - самые важные слова, основные для понимания содержания текста.

II. Подготовка к изложению

1. Сведения об авторе текста, знакомство с выставкой книг автора

Учитель. Я познакомлю вас с некоторыми фактами из биографии Веры Чаплиной, автора текста изложения. Вы познакомитесь с нею, ближе узнаете этого человека и, возможно, сумеете догадаться, предположить, о чем или о ком будет текст изложения, подаренный нам этой удивительной писательницей. (Слайд 10)

Вера Васильевна Чаплина (Михайлова; Чаплина – псевдоним) родилась 24 апреля 1908 года в Москве в дворянской семье. (Вывесить портрет писательницы). Мать, Лидия Владимировна Чаплина, закончила Московскую консерваторию. Отец, Василий Михайлович Кутырин, - юрист. После революции 1917года в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте.

“Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе, - вспоминала впоследствии писательница. – Даже находясь в детском доме я ухитрялась держать щенят, котят и птенцов… Днем я выносила своих питомцев в огромный сад около дома, а на ночь тащила их в спальню и прятала кого в тумбочку, кого под кровать, а кого себе под одеяло. Иногда кто-нибудь из воспитателей обнаруживал моих питомцев и мне здорово попадало”.

Любовь к животным и ответственность за жизни своих “меньших братьев” воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности. Эти черты характера и определили её жизненный и творческий путь.

В 1923 году Веру разыскала мать и привезла в Москву. Вскоре девушка стала ходить в зоопарк и поступила в кружок юных биологов. Будущая писательница не только выкармливала соской звериных детёнышей и заботилась о них, она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтобы звери не особенно чувствовали, что они в неволе. Позднее в 1933 году Вера Васильевна создает в зоопарке площадку, где “не только воспитывался здоровый и крепкий молодняк, но и было сделано так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом”. Этот эксперимент вызвал небывалый интерес зрителей, и площадка молодняка на многие годы стала одной из “визитных карточек” Московского зоопарка.

Более 30 лет отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку, а в 1946 году (ей уже было 38 лет) перешла на постоянную литературную работу.

Учитель. Что из услышанного удивило вас? (Ответы детей)

Что бы вы хотели еще узнать об этом человеке? (Ответы детей)

Вера Васильевна – писатель-анималист. Как вы это понимаете? (Слайд 11)

Перед вами выставка книг Веры Чаплиной. Я предлагаю прочитать к уроку внеклассного чтения те книги, которые вызовут особый интерес. (Слайды 12, 13); выставка детских книг в “классном уголке”:

  • “Малыши с зеленой площадки” - сборник рассказов (1935)
  • “Кинули” - повесть (1937)
  • “Мои воспитанники” - сборник рассказов (1937)
  • “Четвероногие друзья” - сборник рассказов (1947)
  • “Питомцы зоопарка” (1955)
  • “Друг чабана” - сборник рассказов (1961)
  • “Случайные встречи” - сборник рассказов (1976))

2. Антиципация

Знакомство с текстом, выявление темы

Учитель. Кто из вас готов высказать свои предположения, о чем или о ком будет текст изложения? (Высказывания детей)

Послушайте загадку. Отгадка поможет уточнить ваши предположения.

Круглый год, зимой и летом,

В шубку тёплую одета,

Шерсть закручена в колечки.

Кто в каракуле? (Овечка)

- Как догадались?

- Как понимаете слово “каракуль”? (Каракуль – это блестящий, мягкий и густой мех ягненка).

- Кто же у овечки - “ребенок”? (Слайд 15)

- Каковы теперь ваши предположения о теме текста?

- Проверим предположения (учитель читает текст изложения с демонстрацией слайдов 16, 17).

- Какие чувства пробудил текст Веры Чаплиной?

- Так какова же тема текста?

3. “Шумовое” чтение текста (на карточках) детьми, беседа по содержанию, выявление литературных особенностей текста

Вопросы для беседы:

- Какой тип текста нам предложен? Докажите. (Повествование, т.к. в тексте показаны сменяющие друг друга события, в тексте есть типичное для повествования предложение со словом “однажды”, а к содержанию можно нарисовать несколько картинок)

- Как вы думаете, а в каком жанре написан текст? (Это рассказ)

- А кто сможет определить, в каком стиле написан текст, приведите аргументы. (Этот текст художественного стиля, т.к. автор изображает живую картину, выбирая яркие и точные слова: овечка, бедняжка, сиротка. Кроме того, писательница передает нам свои чувства. Вера Чаплина сочувствует маленькой овечке, оставшейся без матери, и радуется за сиротку, обретшую надежного спасителя.Читатель чувствует, как автор восхищается мальчиком, который растет неравнодушным, милосердным, волевым, трудолюбивым и надежным человеком)

- Где происходят события и можно ли утверждать, что описанные события происходят в наши дни, с нашими современниками? Обоснуйте свою точку зрения. (Высказывания детей)

- Где часто бывали школьники?

- Чем они занимались на ферме?

- Свидетелем чего однажды стал Витя?

- Почему тете Глаше приходилось ягненка поить из бутылочки?

- Какое решение принял мальчик?

- Можно ли назвать этот его поступок самоотверженным? (Да, теперь Витя должен отложить зимние забавы, развлечения, как бы отвергнуть на длительное время самого себя, поставить себя на второй план. На первом месте теперь - сиротка, её жизнь, забота о ней)

- Как заботился школьник о малышке?

- Почему Белянка привязалась к мальчику?

- Какова главная мысль текста? (Человек должен быть милосердным и к “братьям своим меньшим”, “мы в ответе за тех, кого приручили”)

- Как бы вы озаглавили этот текст? (Дети предлагают свои варианты заголовка. Выбирается наиболее удачный заголовок, соответствующий теме или отражающий главную мысль текста. “Белянка”). (Слайд 18)

4. Коллективная работа, выявление структуры текста, языковой разбор, составление плана

- Перед вами таблица (слайд 19), заполним ее. Она поможет вам при написании изложения.

А).Выборочное чтение и разбор вступления (зачина текста).

- Как начинается текст? (Дети читают первое предложение)

- О чем мы узнаем из второго предложения? (Они помогали кормить ягнят)

- В этих двух предложениях найдите слово, которое убеждает нас, что помощь ребят животноводам была не от случая к случаю, а систематической. (Часто)

- Как мы называем в тексте-повествовании первые предложения, которые вводят читателя в тему события? (Вступление, зачин). (Слайд 20)

- Озаглавим 1-ую часть текста. (Выбирается наиболее удачный заголовок. “Помощники на ферме”).(Слайд 21)

Б) Выборочное чтение и разбор второй части текста.

- Проследим за развитием событий. (Слайд 22). Что мы узнаем из 3-его предложения?

- Чем еще интересно это предложение? Прокомментируйте свой ответ. (Начинается предложение со слова “однажды”, которое характерно для текстов-повествований. Оно показывает начало развития действия в повествовании).

- Прочитайте 4-ое и 5-ое предложения. Какую информацию они дают нам? (Тетя Глаша вынуждена поить маленькую овечку из бутылки, потому что малышка осиротела).

- Как названа в этих предложениях овечка? (Маленькая овечка, бедняжка)

- Почему автор использует именно эти синонимы? (Автор избегает повторов и с помощью этих слов выражает свое отношение к данному участнику события: Вера Васильевна сочувствует беспомощному животному)

- Как звали женщину, которая кормила бедняжку? (Тетя Глаша)

- Это краткое старинное имя. Кто знает, как звучит полное имя? (Глафира)

- Сколько кадров мы можем сделать к этим предложениям? (2).

- Придумайте название к ним. (“Встреча с сироткой”). (Слайд 23)

В) Выборочное чтение и разбор третьей части.

- Какое воздействие возымело на Витю увиденное? Чтобы ответить, прочитайте 6-ое предложение. (Полюбилась мальчику сиротка)

- Как вы понимаете слово “полюбилась”?

- Какой еще синоним к словам овечка, бедняжка применяет писательница? (Сиротка)

- Какое же решение принимает мальчик? Прочитайте об этом в седьмом предложении.

- Можно ли утверждать, что ему было подсказано или предложено взрослыми взяться за выкармливание ягненка? (Нет. В этом нас убеждает слово “вызвался”. Значит, Витя сам предложил свои услуги)

- К кому относится слово “её”. Как называем эту часть речи, которая, не называя предмета, указывает на него?

- Как Витя назвал свою питомицу? (Учитель вывешивает этот синонимический ряд на доске в качестве “опоры”)

- Подумайте, а можем ли мы нарисовать или сделать фотографии по этим трем предложениям? (Нет)

- А почему? (Это размышления автора)

- Такие размышления можно назвать рассуждением. И, таким образом, можно сделать вывод, что перед нами текст-повествование с элементами рассуждения.

- Скажите, а эту часть текста, где идут размышления автора, опустить, исключить можно? (Нет. Тогда не будет обоснования самоотверженности мальчика, мы можем не понять в полной мере мотивов поведения Вити)

- А как вы думаете, могли бы животноводы обойтись без Витиной помощи? (Вероятно, да. Но у них очень много разных других забот на ферме, и Белянка могла бы не дополучить необходимую заботу. Это могло бы привести ягненка к болезням и даже к гибели. В природе нередко погибают оставшиеся без родителей детеныши животных)

- Как вы предлагаете озаглавить эту часть? (“Важное решение”). (Слайд 24)

Г) Выборочное чтение и разбор четвертой части.

- В чем заключалась забота мальчика об осиротевшей малышке? Прочитайте. (Читают следующих два предложения)

- Можно ли глагол “спешил” заменить другим, близким по смыслу, например: “Приходил”? Поясните свой ответ. (Нет, использованный в тексте глагол наиболее точно передает характер действий Вити. Мальчик не мог неспешно идти на ферму, так как переживал за овечку, которую надо кормить часто, а ночь была долгой. Долгие перерывы в приеме пищи опасны для детенышей, могут привести даже к гибели)

- Как вы думаете, понимал ли это школьник?

- Как это его характеризует?

- Задумайтесь, дети – одно только точное слово писательницы так много рассказало нам о герое рассказа.

- Удалось ли мальчику довести задуманное до удачного конца?

- В каком предложении мы находим этому подтверждение? (В последнем)

- Как вы объясните глагол “привязалась”? (Объяснения детей)

- Обратимся к толковым словарям Д,Н. Ушакова и В.И. Даля, найдем толкование слова. Для этого объединимся в две группы. (Работа в группах. Динамический момент в ходе учебной деятельности детей). 1-ая группа работает с “Большим толковым словарем современного русского языка” под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова. 2-ая группа воспользуется “Толковым словарем живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля. (Для успешности работы в группах заранее подготовлены обучающиеся-консультанты.Зачитываются представителями от групп значения слова. Выясняется, что слово имеет прямое и переносное значение)

- В прямом или переносном смысле использовала В.Чаплина этот глагол в тексте? (В переносном)

- Прочитаем еще раз переносное значение в обоих толковых словарях. Какое из них вам показалось ближе и понятнее? (У Владимира Ивановича Даля:“Соединять духовно, нравственно”)

- Я присоединяюсь к вашему мнению. Думаю, действительно, между несчастным животным и добрым мальчиком возникла некая духовная связь, присущая людям.

- Можно ли при написании изложения заменить глагол “привязалась” на синоним “привыкла”? (Не эффективно. Утрачивается смысловая значимость: не выявляется тесная близость и связь овечки и её кормильца)

- Как можно назвать эту последнюю часть текста? (Концовка, Развязка)

- Озаглавим. (“Забота о малышке”). (Слайд 26)

- Перечитайте план (в составляемой таблице). Как вы думаете, в какой части текста развитие событий достигало наибольшей напряженности? Как это мы называем? (Это - кульминация). (Слайд 27)

- Почему решение Вити взять на себя заботу о сиротке вы считаете кульминацией?

- Проговорим еще раз структуру нашего текста-повествования ( опора на составляемую таблицу).

- Сколько частей в тексте?

- Как показать это на бумаге при изложении текста? (С помощью “красной” строки)

- Для того, чтобы наша речь, наш язык был “красив, певуч, выразителен,… вместителен”, важно научиться логично связывать отдельные высказывания между собой. Понаблюдаем, как части текста, абзацы данного текста, связываются между собой?

(1 и 2 – словом “однажды”;

2 и 3 – “бедняжка” и “полюбилась сиротка”;

3 и 4 – “назвал Белянкой” и “спешил к Белянке”.

- Как называется такой вид связи? (Цепная связь)

Д) Общение с автором.

- Вы читали текст – то есть, общались с автором. Что вы еще можете сказать о Вере Чаплиной?

- А каким человеком вам представляется автор эпиграфа?

- С Николаем Васильевичем Гоголем, удивительным русским писателем, вас ждет очень близкое знакомство в средней школе.

5. Самостоятельная работа учащихся, выбор опорных слов

Обучающиеся перечитывают текст, самостоятельно выбирают “ключевые” слова, подчеркивают их карандашом на своей карточке. Во время фронтальной проверки называемые детьми опорные слова появляются в таблице напротив соответствующей части. (Слайды 28, 29, 30, 31). Выясняется, почему выбранными оказались в основном глаголы. Это наблюдение связывается с характерными признаками текста-повествования.

6. Орфографическая и пунктуационная подготовка к изложению

Орфографическая подготовка осуществляется с опорой на составленную таблицу (слайд 32) и синонимический ряд, вывешенный на доске. Еще раз обращается внимание на написание наречий “часто”, “однажды”.

В качестве пунктуационной подготовки рассматривается предложение из четвертой части с однородными сказуемыми. Дети находят главные члены предложения, обосновывают использование запятой в данном предложении.

7. Пересказ текста с использованием составленной таблицы-опоры

А) Работа над пересказом в парах.

Б) 1-2 ученика пересказывают текст у доски. (В третьем классе этот пункт можно исключить).

III. Музыкальная динамическая пауза

IV. Написание изложения

1. Самостоятельная запись текста

2. Самопроверка

V. Итог урока

1. Чтение 2-3 работ вслух

Словесная оценка содержания текстов одноклассниками и учителем.

2. Рефлексия

- Что сегодня на уроке было для тебя главным, важным? (Слайды 33, 34). (Полезно связать высказывания обучающихся с содержанием эпиграфа)

3. Завершение учебной деятельности на уроке

- Мы сегодня работали с отрывком, весь текст вы найдете в книге-сборнике рассказов “Крылатый будильник” В. Чаплиной.

- “Сделал дело – гуляй смело!” (Русская народная пословица)

- Молодцы! (Слайд 35)

- Конец урока! (Слайд 36)

IV. Используемая литература

Большой толковый словарь современного русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. –СПб..1863-1866.

Уваров Н.В. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине ХХ – начале ХХI веков.