Цели урока.
Оборудование урока.
- Карта Российской Федерации.
- Плазма и ноутбук.
- Конституция РФ.
- Изображения Герба РФ, Флага РФ, тест Гимна РФ.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Карточки.
Карточка № 1
а) Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него.
Какова история происхождения герба Российского государства?
б) Для этого подумайте:
- Какие официальные государственные символы имеет Россия?
- Что изображено на гербе Российской Федерации?
- Что такое скипетр и держава?
- Что символизирует всадник, побеждающий дракона?
- Как выглядел герб СССР?
- Где можно встретить изображение государственного герба?
- Как на гербе нашей страны появился двуглавый орел?
- Когда изображение двуглавого орла стало гербом Российского государства?
в) Сделайте вывод.
Карточка № 2
а) Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него.
Что означают цвета российского флага?
б) Для этого подумайте:
- Что представляет собой Государственный флаг РФ?
- Какие организации имеют свои флаги?
- Для чего нужны были флаги в древности?
- Что символизируют цвета государственного флага?
- Когда в России флаг стал бело-сине-красным?
- Как выглядел императорский штандарт?
- Когда в России отмечается День российского флага?
- Как выглядят флаги Военно-морского флота и Вооруженных сил нашей страны?
в) Сделайте вывод.
2. Работа с классом.
(Проверка выполнения домашнего задания, проверка знания гимна Российской Федерации.)
Ответьте на вопросы теста.
1. Что из перечисленного является субъектом Российской Федерации?
а) штат; в) край;
б) департамент; г) муниципалитет.
2. Соотечественник у греков
а) националист; в) демократ;
б) шовинист; г) патриот.
3. Какой из городов является субъектом Российской Федерации?
а) Санкт-Петербург; в) Казань;
б) Екатеринбург; г) Новосибирск.
4. В каком году была Отечественная война?
а) 1612 г.; в) 1812 г.;
б) 1709 г.; г) 1917 г.
5. Какой символ России содержит двуглавого орла?
а) флаг; в) гимн;
б) герб; г) знамя.
6. Какой из государственных флагов России красного цвета?
а) Знамя Победы;
б) Императорский флаг;
в) Флаг Военно-морского флота;
г) Государственный флаг Российской Федерации
3. Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 1 и 2.
Дополнения одноклассников.
III. Изучение нового материала.
План изучения нового материала.
1. Гражданин.
2. Права и обязанности граждан России.
3. Моя хата с краю?
Слово учителя.
Обращение к истории. Следует напомнить учащимся, что в прошлом все жители страны назывались подданными царя. Слово “подданный”, как указывает В. Даль, произведено от слова “поддавать”, т.е. подчинять, отдавать. Подданный - значит, подчиненный, подвластный, подведомный правительству, государю. Слово “подданство” означало состояние подданного, принадлежность к какому-либо монархическому государству.
Подданные имели различные обязанности (в России их в прошлом называли повинностями), но права их были ограничены. Слово “гражданин” связано с представлением о правах и свободах, которые ему принадлежат.
Работа с текстом учебника в рубрике “Путешествие в прошлое” о правах граждан Афинского государства.
Слово учителя.
Из числа свободных людей не имели права голосовать в народном собрании не только женщины, но и метеки (“проживающие рядом” с гражданами). Важно подчеркнуть существенное различие между гражданами и не гражданами в Афинах и Риме: только первые имели право участвовать в управлении делами государства.
Работа с текстом Конституции РФ.
Определение понятия “гражданин”, данное в разделе “Права и обязанности граждан России”. Разобрать с помощью вопросов:
1. Кого следует отнести к постоянному населению государства? (Имеются в виду временно приехавшие по делам иностранцы, беженцы из районов военных действий, люди, приехавшие в страну в поисках заработка, и т.п.)
2. Что значит подчиняться законам?
3. Что значит иметь права?
4. Что значит выполнять обязанности?
В разделе “Права и обязанности граждан России” представлены только политические права граждан России. Они касаются отношений гражданина с государством. Следует отметить, что гражданин в гражданском обществе выступает в качестве участника гражданских правоотношений. Эти отношения регулируются гражданским правом. Граждане могут:
- иметь имущество в собственности;
- наследовать и завещать имущество;
- заниматься предпринимательской деятельностью;
- совершать не противоречащие закону сделки;
- выбирать место жительства и т.п.
В Российской Конституции во многих статьях, излагающих права, используется понятие “каждый”. Это означает, что данные статьи относятся не только к гражданам России, но и к гражданам других государств, а также к лицам без гражданства. Это касается социальных прав, среди которых право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на образование и т.д.
Работа с текстом рубрики “Обсудим вместе”.
“Можно ли всех граждан России собрать на одной площади или в одном помещении, чтобы они совместно решали государственные дела?” Очевидный отрицательный ответ подводит к вопросу: “Каким способом граждане России могут выразить свою волю?”.
Дать свой ответ на этот вопрос.
Слово учителя.
Два основных способа участия граждан в решении государственных дел.
Первый способ: участие в управлении через своих представителей, избранных в высший представительный и законодательный орган — Федеральное Собрание. Непосредственно гражданами избирается одна из двух палат Федерального Собрания — Государственная Дума. Поэтому в учебнике говорится о выборах именно в Государственную Думу.
Второй способ: участие путем голосования по наиболее важным государственным вопросам, которые выносятся на референдум. Это слово латинского происхождения (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) и означает всенародный опрос. Гражданин, пришедший на избирательный участок, получает бюллетень, в котором он дает ответ на поставленный государственный вопрос (например, принять или не принять новую Конституцию). После подсчета всех ответов за и против определяется воля большинства, и решение считается принятым.
Правом быть избранным в органы государственной власти обладает кандидат с высокими профессиональными и моральными качествами, признанными избирателями.
Слова “равный доступ” означают, что занятие любой должности не зависит от расы, национальности, языка, пола, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии и других обстоятельств, но зависит от способностей и профессиональной подготовки.
Участвовать в работе суда наряду с профессиональными судьями любой гражданин может в качестве народного или присяжного заседателя. Они вместе с судьей принимают решения по рассматриваемому делу.
Граждане также могут обращаться в государственные органы. Это могут быть и жалобы на ущемление их прав, и предложение по общим государственным вопросам.
Наряду с правами каждый гражданин имеет и обязанности по отношению к государству. Целесообразно проверить понимание учащимися обязанностей, названных в учебнике, задав им следующие вопросы: “В чем значение обязанности гражданина соблюдать Конституцию, законы РФ?”, “Почему необходимо, чтобы каждый платил установленные государством налоги?”, “В чем состоит связь права гражданина на благоприятную окружающую среду и обязанности гражданина сохранять природу?”, “В чем состоит значение обязанности гражданина защищать свое Отечество?”, “Почему необходимо, чтобы каждый бережно относился к памятникам истории и культуры?”.
Изложенные в Конституции РФ права и обязанности в равной степени относятся ко всем гражданам России.
Порядок приобретения гражданства.
В разделе названы основные возможные основания приобретения гражданства:
1) по рождению, от родителей, которые являются гражданами России;
2) по заявлению по вопросам гражданства.
Важно подчеркнуть, что гражданством нужно дорожить: по сравнению с не гражданами, находящимися на территории России, только граждане наделены правами в сфере осуществления политической власти. Российское государство гарантирует защиту и покровительство своим гражданам, находящимся за его пределами.
Работа с разделом “Моя хата с краю?”.
Теоретическое понятие “гражданственность”, охватывающее комплекс политических, социально-психологических и морально-нравственных качеств гражданина.
Черты гражданина как активного участника общественно-политической жизни своей страны, своего государства.
Вопрос к учащимся.
Название урока “Гражданин - Отечества достойный сын” означает, что любой человек, имеющий гражданство, является достойным сыном Отечества?
Это идеал гражданина, представление о том, каким он должен быть. Слово “достойный” в словаре В. Даля толкуется как “стoящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести”. Достойный человек — это человек уважаемый, ценимый.
Рубрика “Поэтическое слово”.
1. Фрагмент стихотворения “Поэт и гражданин” Н. А. Некрасова.
В нем поэт показывает, как не должен относиться гражданин к своей Родине.
А как должен относиться гражданин к своему Отечеству?
2. Стихотворения Ю. Яковлева
Рубрика “Жил на свете человек”.
Творчество Некрасова с позиции гражданственности.
Некрасов переживал за свою страну, свой народ, он думал о будущем России, верил, что Россия преодолеет все испытания, которые выпадут на ее долю. Установить связь между понятиями “гражданин” и “патриот”. Вывод: достойный гражданин — это патриот своей Родины.
Рубрика “Учимся быть достойными гражданами”.
Как в будущем стать достойными гражданами своего государства? Обратить внимание учащихся на роль поведения в повседневной жизни для формирования личности гражданина.
Вопрос: “А что полезного для других людей, для страны могут сделать дети?
Приведите примеры своих полезных дел.
В 2012 году наша школа заняла в проекте “Я – гражданин” 2 место в Кировской области.
Какую работу в проекте выполнили вы и ваш класс?
IV. Закрепление изученного на уроке.
Фронтальный опрос.
Кто такой гражданин?
Чем референдум отличается от выборов?
Кого избирают граждане России?
С какого возраста гражданин в полной мере осуществляет свои права и обязанности?
Что такое ополчение?
Кого можно считать настоящим гражданином?
V. Итоги урока.
VI. Домашнее задание.
П. 17, вопросы на странице 180 (устно).
Литература.
- Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. “Обществознание”. 6 класс.
- А.В. Поздеев, Е.Б. Биянова. “Поурочные разработки по обществознанию”, М; Вако, 2011.
- Я.В. Соколов. “Россия – наш общий дом”, М; НИЦ “Гражданин”, 2012.
- Я.В. Соколов. “Наша Родина – великая Россия”. М; НИЦ “Гражданин”, 2012.
- Я.В. Соколов. “Мы – граждане независимой России”. М; НИЦ “Гражданин”, 2012.
- Я.В. Соколов. “Наше государство и его символы”. М; НИЦ “Гражданин”, 2012.