Урок обществознания "Гражданин ‒ Отечества достойный сын". 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа

Класс: 6


Цели урока.

  1. Подвести к пониманию значения звания “гражданин”.
  2. Ознакомить учащихся с правами и обязанностями граждан России.
  3. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку.
  4. Объяснить тесную связь понятий “гражданин” и “патриот”; социальный статус гражданина, его конституционные права и обязанности.
  5. Делать выводы.
  6. Работать по тексту учебника.
  7. Излагать сквозные вопросы темы урока.
  8. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине и гордости за историю её народа.

Оборудование урока.

  1. Карта Российской Федерации.
  2. Плазма и ноутбук.
  3. Конституция РФ.
  4. Изображения Герба РФ, Флага РФ, тест Гимна РФ.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Карточки.

Карточка № 1

а) Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него.

Какова история происхождения герба Российского государства?

б) Для этого подумайте:

- Какие официальные государственные символы имеет Россия?

- Что изображено на гербе Российской Федерации?

- Что такое скипетр и держава?

- Что символизирует всадник, побеждающий дракона?

- Как выглядел герб СССР?

- Где можно встретить изображение государственного герба?

- Как на гербе нашей страны появился двуглавый орел?

- Когда изображение двуглавого орла стало гербом Российского государства?

в) Сделайте вывод.

Карточка № 2

а) Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него.

Что означают цвета российского флага?

б) Для этого подумайте:

- Что представляет собой Государственный флаг РФ?

- Какие организации имеют свои флаги?

- Для чего нужны были флаги в древности?

- Что символизируют цвета государственного флага?

- Когда в России флаг стал бело-сине-красным?

- Как выглядел императорский штандарт?

- Когда в России отмечается День российского флага?

- Как выглядят флаги Военно-морского флота и Вооруженных сил нашей страны?

в) Сделайте вывод.

2. Работа с классом.

(Проверка выполнения домашнего задания, проверка знания гимна Российской Федерации.)

Ответьте на вопросы теста.

1. Что из перечисленного является субъектом Российской Федерации?

а) штат; в) край;

б) департамент; г) муниципалитет.

2. Соотечественник у греков

а) националист; в) демократ;

б) шовинист; г) патриот.

3. Какой из городов является субъектом Российской Федерации?

а) Санкт-Петербург; в) Казань;

б) Екатеринбург; г) Новосибирск.

4. В каком году была Отечественная война?

а) 1612 г.; в) 1812 г.;

б) 1709 г.; г) 1917 г.

5. Какой символ России содержит двуглавого орла?

а) флаг; в) гимн;

б) герб; г) знамя.

6. Какой из государственных флагов России красного цвета?

а) Знамя Победы;

б) Императорский флаг;

в) Флаг Военно-морского флота;

г) Государственный флаг Российской Федерации

3. Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 1 и 2.

Дополнения одноклассников.

III. Изучение нового материала.

План изучения нового материала.

1. Гражданин.
2. Права и обязанности граждан России.
3. Моя хата с краю?

Слово учителя.

Обращение к истории. Следует напомнить учащимся, что в прошлом все жители страны назывались подданными царя. Слово “подданный”, как указывает В. Даль, произведено от слова “поддавать”, т.е. подчинять, отдавать. Подданный - значит, подчиненный, подвластный, подведомный правительству, государю. Слово “подданство” означало состояние подданного, принадлежность к какому-либо монархическому государству.

Подданные имели различные обязанности (в России их в прошлом называли повинностями), но права их были ограничены. Слово “гражданин” связано с представлением о правах и свободах, которые ему принадлежат.

Работа с текстом учебника в рубрике “Путешествие в прошлое” о правах граждан Афинского государства.

Слово учителя.

Из числа свободных людей не имели права голосовать в народном собрании не только женщины, но и метеки (“проживающие рядом” с гражданами). Важно подчеркнуть существенное различие между гражданами и не гражданами в Афинах и Риме: только первые имели право участвовать в управлении делами государства.

Работа с текстом Конституции РФ.

Определение понятия “гражданин”, данное в разделе “Права и обязанности граждан России”. Разобрать с помощью вопросов:

1. Кого следует отнести к постоянному населению государства? (Имеются в виду временно приехавшие по делам иностранцы, беженцы из районов военных действий, люди, приехавшие в страну в поисках заработка, и т.п.)

2. Что значит подчиняться законам?

3. Что значит иметь права?

4. Что значит выполнять обязанности?

В разделе “Права и обязанности граждан России” представлены только политические права граждан России. Они касаются отношений гражданина с государством. Следует отметить, что гражданин в гражданском обществе выступает в качестве участника гражданских правоотношений. Эти отношения регулируются гражданским правом. Граждане могут:

- иметь имущество в собственности;

- наследовать и завещать имущество;

- заниматься предпринимательской деятельностью;

- совершать не противоречащие закону сделки;

- выбирать место жительства и т.п.

В Российской Конституции во многих статьях, излагающих права, используется понятие “каждый”. Это означает, что данные статьи относятся не только к гражданам России, но и к гражданам других государств, а также к лицам без гражданства. Это касается социальных прав, среди которых право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на образование и т.д.

Работа с текстом рубрики “Обсудим вместе”.

“Можно ли всех граждан России собрать на одной площади или в одном помещении, чтобы они совместно решали государственные дела?” Очевидный отрицательный ответ подводит к вопросу: “Каким способом граждане России могут выразить свою волю?”.

Дать свой ответ на этот вопрос.

Слово учителя.

Два основных способа участия граждан в решении государственных дел.

Первый способ: участие в управлении через своих представителей, избранных в высший представительный и законодательный орган — Федеральное Собрание. Непосредственно гражданами избирается одна из двух палат Федерального Собрания — Государственная Дума. Поэтому в учебнике говорится о выборах именно в Государственную Думу.

Второй способ: участие путем голосования по наиболее важным государственным вопросам, которые выносятся на референдум. Это слово латинского происхождения (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) и означает всенародный опрос. Гражданин, пришедший на избирательный участок, получает бюллетень, в котором он дает ответ на поставленный государственный вопрос (например, принять или не принять новую Конституцию). После подсчета всех ответов за и против определяется воля большинства, и решение считается принятым.

Правом быть избранным в органы государственной власти обладает кандидат с высокими профессиональными и моральными качествами, признанными избирателями.

Слова “равный доступ” означают, что занятие любой должности не зависит от расы, национальности, языка, пола, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии и других обстоятельств, но зависит от способностей и профессиональной подготовки.

Участвовать в работе суда наряду с профессиональными судьями любой гражданин может в качестве народного или присяжного заседателя. Они вместе с судьей принимают решения по рассматриваемому делу.

Граждане также могут обращаться в государственные органы. Это могут быть и жалобы на ущемление их прав, и предложение по общим государственным вопросам.

Наряду с правами каждый гражданин имеет и обязанности по отношению к государству. Целесообразно проверить понимание учащимися обязанностей, названных в учебнике, задав им следующие вопросы: “В чем значение обязанности гражданина соблюдать Конституцию, законы РФ?”, “Почему необходимо, чтобы каждый платил установленные государством налоги?”, “В чем состоит связь права гражданина на благоприятную окружающую среду и обязанности гражданина сохранять природу?”, “В чем состоит значение обязанности гражданина защищать свое Отечество?”, “Почему необходимо, чтобы каждый бережно относился к памятникам истории и культуры?”.

Изложенные в Конституции РФ права и обязанности в равной степени относятся ко всем гражданам России.

Порядок приобретения гражданства.

В разделе названы основные возможные основания приобретения гражданства:

1) по рождению, от родителей, которые являются гражданами России;

2) по заявлению по вопросам гражданства.

Важно подчеркнуть, что гражданством нужно дорожить: по сравнению с не гражданами, находящимися на территории России, только граждане наделены правами в сфере осуществления политической власти. Российское государство гарантирует защиту и покровительство своим гражданам, находящимся за его пределами.

Работа с разделом “Моя хата с краю?”.

Теоретическое понятие “гражданственность”, охватывающее комплекс политических, социально-психологических и морально-нравственных качеств гражданина.

Черты гражданина как активного участника общественно-политической жизни своей страны, своего государства.

Вопрос к учащимся.

Название урока “Гражданин - Отечества достойный сын” означает, что любой человек, имеющий гражданство, является достойным сыном Отечества?

Это идеал гражданина, представление о том, каким он должен быть. Слово “достойный” в словаре В. Даля толкуется как “стoящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести”. Достойный человек — это человек уважаемый, ценимый.

Рубрика “Поэтическое слово”.

1. Фрагмент стихотворения “Поэт и гражданин” Н. А. Некрасова.

В нем поэт показывает, как не должен относиться гражданин к своей Родине.

А как должен относиться гражданин к своему Отечеству?

2. Стихотворения Ю. Яковлева

Рубрика “Жил на свете человек”.

Творчество Некрасова с позиции гражданственности.

Некрасов переживал за свою страну, свой народ, он думал о будущем России, верил, что Россия преодолеет все испытания, которые выпадут на ее долю. Установить связь между понятиями “гражданин” и “патриот”. Вывод: достойный гражданин — это патриот своей Родины.

Рубрика “Учимся быть достойными гражданами”.

Как в будущем стать достойными гражданами своего государства? Обратить внимание учащихся на роль поведения в повседневной жизни для формирования личности гражданина.

Вопрос: “А что полезного для других людей, для страны могут сделать дети?

Приведите примеры своих полезных дел.

В 2012 году наша школа заняла в проекте “Я – гражданин” 2 место в Кировской области.

Какую работу в проекте выполнили вы и ваш класс?

IV. Закрепление изученного на уроке.

Фронтальный опрос.

Кто такой гражданин?

Чем референдум отличается от выборов?

Кого избирают граждане России?

С какого возраста гражданин в полной мере осуществляет свои права и обязанности?

Что такое ополчение?

Кого можно считать настоящим гражданином?

V. Итоги урока.

VI. Домашнее задание.

П. 17, вопросы на странице 180 (устно).

Литература.

  1. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. “Обществознание”. 6 класс.
  2. А.В. Поздеев, Е.Б. Биянова. “Поурочные разработки по обществознанию”, М; Вако, 2011.
  3. Я.В. Соколов. “Россия – наш общий дом”, М; НИЦ “Гражданин”, 2012.
  4. Я.В. Соколов. “Наша Родина – великая Россия”. М; НИЦ “Гражданин”, 2012.
  5. Я.В. Соколов. “Мы – граждане независимой России”. М; НИЦ “Гражданин”, 2012.
  6. Я.В. Соколов. “Наше государство и его символы”. М; НИЦ “Гражданин”, 2012.