В связи с ведением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения произошли глобальные изменения в организационной, методической деятельности, как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе начальной школы. Изменения в работе педагогов первых классов повлекли за собой изменения в деятельности всех учителей начальной школы. Естественно не остались в стороне и учителя-логопеды. Новые требования Федерального государственного образовательного стандарта, направленные на достижения планируемых результатов, отражаются и в процессе логопедических занятий. Структура и содержание современного логопедического занятия должна не только выражать требования Стандарта, но и отвечать целому ряду результатов. Три группы результатов, устанавливаемых Стандартом: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные:
- готовность и способность к саморазвитию в ходе логопедического занятия;
- сформированность мотивации на коррекционных занятиях;
- ценностно-смысловые установки на занятии;
Метапредметные:
- освоение универсальных учебных действий:
- познавательные,
- регулятивные,
- коммуникативные.
Предметные:
- опыт получения, преобразования и применения нового знания в ходе занятия;
- система основополагающих элементов научного знания.
Система предметных знаний – это важнейшая составляющая предметных результатов. Здесь можно выделить две группы знаний – опорную и дополняющую. Опорные знания – знания, которые необходимы для текущего и последующего успешного обучения. Дополняющие - это расширяющие, углубляющие опорную систему. Кроме того, изменилась деятельность самого учащегося. На уроке отводится больше времени самостоятельной, творческой, исследовательской, продуктивной работе детей. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.
На индивидуальных и групповых логопедических занятиях проводится работа по актуализации, закреплению и развитию имеющихся у них речевых навыков. Речевые упражнения проводятся в игровой форме. В начале каждой игры педагог даёт словесную инструкцию или образец игрового действия. Лексический материал для проведения игр подбирается в соответствии с показателями речевого развития детей.
Большое значение для продуктивного формирования письменной речи имеет достаточное развитие тонкой моторики рук и зрительно – моторной координации. Необходимо обращать внимание на то, как ребёнок владеет ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры. Только владея всеми перечисленными навыками, ребёнок сможет справиться с требованиями школьной программы, легко и быстро овладеть письменной речью.