Цель урока: совершенствовать письменную и устную формы речевых умений учащихся через работу с текстами.
Задачи урока: подготовить к сочинению-рассуждению на тему «Нужно ли сохранять храмы?»; учить работать с текстом, видеть роль синтаксических конструкций в тексте; воспитывать уважение к историческому прошлому народа, любовь к национальной культуре.
Оборудование урока:
- презентация
- классная доска
- раздаточный материал для учащихся: текст Л. Шаповаловой (материалы районной газеты «Заря», №50-2005), карточки для словарной работы
Используемые технологии: ТРКМЧП
Человеку тесно жить только в настоящем.
Нравственная жизнь требует памяти о прошлом и сохранении памяти на будущее.
Д.С. Лихачев
Ход урока
1. Оргмомент.
Объяснение целей и задач урока. Мотивация учащихся.
2. Стадия вызова.
Как мы мечтаем о лете! Можно загорать, путешествовать… Многое увидеть… Что можно увидеть в нашем Верхнетоемском районе Архангельской области? Вот Света делилась впечатлениями об увиденном в Согре, где она вместе с группой девочек побывала. Это был храм. Саша всегда, когда едет на автобусе в школу, проезжает мимо церкви в д. Корнилово. В каком она состоянии, Саша?
Ассоциации со словом «храм» - работа на доске.
Есть ли на территории нашего района другие храмы?
Знакомство с храмами с использованием презентации «Храмы Верхнетоемского района» (Приложение 1)
Имеют ли данные сооружения хоть какую-то ценность? Или это реалии сегодняшнего дня, что они выглядят в таком плачевном состоянии?
Постановка проблемного вопроса: нужно ли сегодня нам говорить о храмах, их состоянии, их сохранении?
3. Стадия осмысления.
Работа с текстом по Л. Шаповаловой (материалы районной газеты «Заря», №50-2005) с использованием приема ИНСЕРТ. (Приложение 2)
Ваши впечатления от прочитанного? Что больше всего поразило?
Культурологический анализ текста.
Выя – деревня у речки Выя, в верховьях реки Пинеги (Верхнетоемский район).
Ильинский – храм Ильи-пророка (1600 года постройки )
П.Д. Барановский – архитектор, детально обследовал храм осенью 1921 года. Сделал несколько фотографий, его чертежи хранятся в музее архитектуры им. Щусева в Москве.
Л. Шаповалова – инженер, в 2005 г. кандидат технических наук, г. Архангельск
Лексический анализ текста.
Выясним значение непонятных слов (Приложение 3)
Какова роль слов высокого стиля оплот, завет (эмоциональность)
Работа с синонимами (храм-сооружение, шедевр зодчества, чудо света, памятник, исполин, неповторимое явление в зодчестве), выяснение их роли.
Роль эпитетов (величественный храм, неповторимое явление, одичавшие люди, мозолистые руки), метафоры (птица безбожия, чудо света)
Выяснение значения слова воссоздание
Структурно-синтаксический анализ текста
Роль антитезы, на основе которой построены первый и последний абзацы (сохранение – разрушение)
Роль однородных сказуемых при бессоюзии в 7 предложении
Использование определений, выраженных причастными оборотами (5, 15),
обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами(4,12, 17)
Средства связи предложений (местоимения, повторы), их роль
Роль первого предложения, последнего.
К какому стилю относится текст (публицистический)
К чему призывает автор?
Определение типа речи (рассуждение с элементами описания (1, 3), повествования (2, 4, 12, 15))
Историческая справка: в 1920-е годы храм был поставлен на учет как памятник деревянного зодчества, но, несмотря на это, Выйский сельский совет продал его Выйской лесхимартели. В 1939 году лесхимартелью храм был распилен на дрова.
4. Стадия рефлексии.
Какую проблему поднимает автор Л. Шаповалова в тексте?
А как вы относитесь в этой проблеме? А может, нет нужды сохранять храмы? Как к этой проблеме относится государство? А мы, жители поселков, деревень? Столько разрушенных памятников!
На доске: сохранять или …
Подбор аргументов с помощью кластера
Обращение к эпиграфу урока.
Что помогает нам понять эпиграф?
Дома необходимо написать сочинение-рассуждение «Нужно ли сегодня сохранять храмы?»
Для этого напомню, что необходимо выдвинуть тезис, подобрать аргументы из текста (именно это необходимо сделать и на ГИА), сделать вывод.
План сочинения-рассуждения.
- Тезис (своя позиция).
- Аргументы (не менее 3, на экзамене ГИА необходимо только 2)
- Вывод (можно обратиться к позиции Лихачева – слова в эпиграфе)