Формирование коммуникативной компетенции учащихся в ходе подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Разделы: Русский язык


В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает центральное место. Его ведущая роль определяется социальными функциями русского языка – государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и консолидации народов России, родного языка более 80 % граждан России.

Русский язык – это такой предмет, результаты изучения которого и владение им определяются не только школьным обучением, но в значительной мере и обществом, в котором живёт ребёнок, окружающей его языковой и нравственно-эстетической средой.

Анализ результатов ЕГЭ показывает, что 89,5 % выпускников достигают базового уровня подготовки, соответствующего требованиям «Обязательного минимума содержания основного общего образования по русскому языку». Вместе с тем экзамен выявил слабые места в практической подготовке выпускников по предмету. Это прежде всего практические умения, связанные с созданием собственного речевого высказывания, в котором требуется ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно используя разнообразные языковые средства.

Такие результаты во многом определяются самим содержанием курса русского языка в школе, недостатками в современной методической системе, по–прежнему во многом ориентированной на формирование грамматико-правописных умений и навыков.

Именно поэтому доминирующей идеей подготовленного проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. Содержание нового стандарта ориентировано не только и не сколько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях: снижается общая культура населения, расширяются нормы литературного языка, речь носителей языка засорена неоправданными заимствованиями, профессионализмами и арготизмами, – поэтому в стандарте усилен аспект культуры речи.

Цели обучения сориентированы на развитие личности. Содержание стандарта обеспечивает не только формирование навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов, но и, в первую очередь, но и воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение в структуре той части стандарта, в которой описано содержание обучения. Она состоит из трёх частей: первая – содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; вторая – содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции; третья – содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Мною представлен урок-практикум по теме «Художественный стиль речи». Программой (составитель А.И. Власенков, Л.М.Рыбченкова) на изучение этой темы отводится 6 часов. Два последних имеют практическую направленность (анализ лирического текста, анализ прозаического текста).

Методы обучения: по источнику получения знаний – словесный (беседа); по уровню активности познавательной деятельности – репродуктивный ( анализ языковых единиц), метод проблемного изложения материала (создание проблемной ситуации); по функциям – методы самостоятельной работы.

ЕГЭ по русскому языку представляет собой письменную работу, которая состоит из трёх частей. Тестовые задания первой части в основном проверяют знания учащихся базового уровня. Во второй части предлагается система заданий повышенной сложности, направленных на разноаспектный языковой анализ текста, на основе которого в третьей части пишется сочинение-рассуждение.

Подготовка учащихся к выполнению части С в рамках ЕГЭ – заключительный этап работы учителя по развитию речи на уроках русского языка. Обучение выпускников рецензированию текста и написанию сочинения в жанре эссе представляет проблему для учителя.

Необходимо подготовить ученика к написанию рецензии, во-первых, не на целое произведение, а на его фрагмент, во-вторых, не только на художественный текст, но и на публицистический, и на научный.

Более всего, на мой взгляд, усложняет работу учителя в процессе анализа предлагаемых текстов как раз лингвостилистический аспект этого анализа, так как опыта работы такого вида деятельности и знаний явно недостаточно.

В задании С проверяется не просто способность учащихся находить в тексте разрозненные олицетворения и метафоры, а умение видеть, как совокупность всех изобразительных средств языка способствует выражению главной мысли текста, характеризует замысел автора проверяется умение понимать не значение отдельных слов и предложений в тексте, а смысл этого текста, который должен не только осознан, но и сформулирован учеником в его сочинении, прочувствован и оценен.

Предлагая каждый раз «образцы» использования или толкования учащимися в их письменной речи лингвостилистических понятий, мы не только снимаем у многих учеников страх перед специфической формой работы со словом, но и учим выпускников избегать прямолинейности в анализе художественного текста.

Тип урока: «Комбинированный».

Цель урока: создать условия

  • для совершенствования навыков анализа текста;
  • для развития образного и логического мышления, речи, чувства языка;
  • для формирования школьника как личности, развития эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей, для воспитания грамотного, квалифицированного читателя.

Задачи урока:

  • Углубление представлений учащихся о комплексном анализе текста, знакомство с приёмами работы над художественным описанием;
  • Развитие умения определять идею текста по средствам выразительности, используемым в нём, и аргументированно излагать её в самостоятельно созданном тексте;
  • Воспитание бережного отношения к слову автора.

Оборудование урока:

  • Предлагаемый для анализа текст с заданиями и «Рекомендации учащимся по подготовке к написанию рецензии» (у каждого ученика);
  • Таблицы: «Функциональная характеристика языковых средств выразительности», «Лексические средства описания текста», «Лексические и речевые средства организации связного текста», «Грамматические ошибки», «Лексические ошибки и речевые недочёты».

Ход урока представлен в Таблице.