Материал для проведения бесед на темы духовно-нравственного патриотического воспитания

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


В Костромской области в пятидесяти километрах от города Галича на берегу озера стоит старинный уютный городок Чухлома. «Медвежий угол», – называют этот край.

 

И если взглянуть на старую карту административно-территориального деления Чухломского района, то станет грустно: сколько населённых пунктов навсегда исчезло с лица земли. Особенно жалко, когда с этими деревнями, хуторами и сёлами связаны далёкие воспоминания детства, когда, кажется, что именно эти деревни были самыми лучшими на земле, именно из них вышли самые замечательные и талантливые люди.

Так, когда-то давным-давно в глуши чухломских лесов жила своей тихой жизнью деревня Пахтино, в которой было двенадцать дворов, и люди жили в гармонии сами с собой и со всеми вокруг. В этой деревне у крестьянки Апполинарии Васильевны и маляра-отходника Александра Яковлевича Зиновьевых 30 октября 1922 года родился сын Александр. Это был шестой ребёнок. У Александра было пятеро старших сестёр и столько же младших.

Отец Александр Яковлевич был отходником и большую часть времени жил в Москве. Родители отца, Яков Петрович и Парасковья Прокофьевна Зиновьевы жили в семье сына, помогали поднимать детей. Вся тяготы по воспитанию детей лежали на плечах бабушки и матери.

Парасковья Георгиевна хранила в памяти много сказок, былей и небылиц. Через сказки и предания, которые любила рассказывать бабушка, родилась любовь к слову, к истории, к родным местам, к земле своих предков, ко всему живому.

В большой семье царила любовь и взаимоуважение.

Обедать садились за просторный дубовый стол, обедали все одновременно. Сидели все чинно и тихо. Бабушка умела вкусно готовить. Всё было своё: молоко, мясо, мёд. Чай пили из трав.

Деревня была рачительна и хозяйственна. Сама себя кормила и поила. Скотину держали в ухоженном помещении.

На дворе у Зиновьевых были качели. В избе долго висела люлька для младенцев. Детские игрушки были из природных материалов, из дерева и глины. Куклы были тряпичные. Всё это заряжало здоровьем детей, развивало детскую фантазию. Одежду детей шила мать, а бабушка ткала на ткацком станке.

Удивительно мастеровой и одарённый жил народ в Пахтино.

И всё это впитывал Александр с малых лет.

Саше рано проявились математические и литературные способности.

Земляки помнят паренька, который с тетрадкой и карандашом часто уходил в лес. Также мальчик любил рисовать.

Первым талант Александра увидел его школьный учитель в Лучкине, что находилось в трёх километрах от Пахтина, как будущего Ломоносова, рекомендовал его учить в Москве.

Кто знает, как бы сложилась судьба простого деревенского мальчишки, если бы не коллективизация, набиравшая обороты в 30-е годы 20 века.

Младший брат Александра Владимир Зиновьев, родившийся в 1931 году, писал в своих воспоминаниях:

«С началом коллективизации в 1929 году началась страшная ломка вековых устоев жизни, обычаев судеб и жизни людей. Создавали колхоз им. Будённого. В него вступали добровольно-принудительно. Когда пришли агитировать за колхоз описывать имущество и отбирать скотину, в домах поднялись не выразимые никакими словами гвалт и детский плач. По всему Пахтину были слышны крики, вой и ругань. Скотину в тот же день угнали на общий скотный двор в Лучкино, а мать объявили сначала кулачкой, а потом… подкулачницей».

Получая за труд в колхозе зерном, по новой мерке труда – трудодню, колхозники выражали неудовольствие. Со временем трудодень становился всё меньше и меньше, так как увеличились хлебопоставки государству. Трудились не покладая рук, практически даром. Произошло обеднение крестьянских семей, многие стали покидать деревню.

Так будущий мыслитель Александр Зиновьев в 1933 году 11–летним пареньком с чужим дядькой отправился в Москву.

Мать сказала: «Иди». И я пошёл.

Это было начало восхождения простого деревенского мальчишки к вершинам мировой славы.

В Москве Александр жил на улице Спасской, дом 11 вместе с братом, его женой и двумя детьми. На десяти квадратных метрах. Спать Александру приходилось между кухней и туалетом. И несмотря на такие трудные бытовые условия никто не впадал в унынье, смеялись, радовались даже мелочам жизни.

Свои школьные года Александр вспоминает с восторгом: «Мы получили широкое общее образование, включившее в себя знакомство с мировой историей и достижениями мировой культуры. Нас воспитали в духе патриотизма и идей лучших представителей рода человеческого в прошлом. Нам старались привить высокие нравственные принципы.

Книги, библиотеки, музеи, выставки, экскурсии – всё это способствовало духовно-нравственному совершенствованию гражданина будущей России.

А через несколько лет вдали от столицы осенью 1940 года последовала новая атака на деревню и их жителей. Началась компания по укрупнению сельских деревень и укрупнению колхозов.

Владимир Зиновьев вспоминает:

«В конце осени прискакал на лошади в Пахтино председатель колхоза Крылов Михаил Иванович, как всегда шумливый, собрал всех пахтинцев и предупредил: приезжайте в Лучкино, в Княжево, в Гладково! Пришло распоряжение. Есть указание нашего родного правительства и лично товарища Сталина об укрупнении колхозов, о переселениях…. Срочно! Чтобы никого в Пахтине не было. Кто не поедет, тому поможет милиция переехать! Всё решалось без согласия народа. Так большинство деревень российского Нечерноземья исчезло, как будто и их не было.

Пахтино было разрушено в 1940 году в связи с укрупнением колхозов.

Во время войны деревня голодала, холодала, ела хлеб с мякиной. Всё зерно сдавали государству.

И после войны жизнь не стала легче. В 1946 году матери вместе с младшими детьми с большими трудностями удалось выехать к мужу и детям в Москву. Зиновьевы покинули родные места, где были их корни.

Александр Александрович писал: «Последний раз в Пахтино побывал в 1946 году. Шёл пешком от Антропова через обезлюдевшие деревни, сильно тронутые войной, хотя и не слышавшие пистолетного выстрела.

Природа благоухала. Тишина, а мне всё напоминало фронт…» Великую Отечественную войну Александр Зиновьев прошёл от первого дня до последнего. Служил кавалеристом, танкистом, летчиком. Вернулся с орденом Красной Звезды.

И сквозь годы войны, годы разлуки с родиной образ родной деревни Пахтино у Александра незабвенно встаёт перед глазами: «…Я и нынче вижу деревню, словно вчера там побывал. Вижу лица земляков, тополя, которые посадил отец в честь рождения нашего старшего брата, реку, даже куриц».

Как созвучны этой картине с болью сказанные слова поэта Виктора Бокова: «Кто тебя так смертельно поранил, кто низвёл, деревенька моя! Кто заставил молчать за дворами неумолчного соловья?

Сам Александр писал стихи, с ранних лет много читал. С отличием окончил школу. «На время школьных каникул я приезжал в деревню из Москвы.

Мы, мальчишки, лазили в брошенные дома. На чердаках и чуланах я находил книги и журналы, попавшие сюда ещё до революции. И какие! О таких книгах мои соученики по московской школе ещё понятия не имели, а я их уже прочитал в моём «медвежьем углу». В качестве примера назову сочинение Гёте, Гюго, Гамсуна. Сочинение классиков русской литературы можно было найти в любом доме. Особенно сильно я тогда увлекался сочинениями Лермонтова, Гамсуна и Гюго.

Они в огромной мере способствовали развитию во мне склонности к трагическому романтизму», – так вспоминает Александр Зиновьев в своей «Исповеди отщепенца».

Ещё подростком, в тринадцать лет Александр увлёкся философией и рано понял, что надо круто менять жизнь. И в неполные семнадцать лет, в 1939 году поступил на философский факультет Московского института философии, литературы и истории.

Но в этом же году был исключён из института и комсомола за выступления против культа личности Сталина, был арестован, бежал, целый год скрывался от органов. Познание и критика коммунизма стала стрежнем жизни этого молодого человека.

Далее события его жизни хронологически развивались так:

1946-1954 годы – он студент и аспирант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

1956-1976 годы – сотрудник института философии АН СССР, профессор, заведующей кафедрой логики в МГУ, член редколлегии журнала «Вопросы философии», член академии наук Финляндии, доктор наук. Опубликовал более ста работ по логике, социологии и политологии.

1976-1978 годы опубликовал на Западе ряд произведений, среди них «Зияющие высоты» и «Светлое будущее», где он критикует Л.И. Брежнева.

1978 год – за публикацию выше указанных работ лишён всех званий и наград, разжалован в рядовые. Высылается с семьёй из СССР и лишается советского гражданства.

За годы эмиграции опубликовал более тридцати книг, которые были переведены на все европейские и многие восточные языки.

В эмиграции в Германии он был вынужден жить более двадцати лет.

Только в годы перестройки был реабилитирован. 30 июня 1999 года возвратился на родину с женой Ольгой Мироновной и дочерьми Полиной и Ксенией.

По возращении из эмиграции А.А. Зиновьев работает в МГУ им. М.В. Ломоносова и в литературном институте имени М. Горького.

В логике А.А. Зиновьев приобрёл мировую известность. Он заложил основу логического анализа языка, а также научной теории реального коммунистического социального строя, за что был награждён Международной премией Алексиса Токвиля (1982).

Зиновьеву принадлежат исследования сущности, причин и последствий переворота в Советском Союзе 1985-1999 годах.

В литературе Зиновьев создал новый жанр, названный им социологическим, использовал средства науки в художественной литературе.

Работы А. Зиновьева переведены на многочисленные языки планеты.

Он стал светилом мировой науки. Он думал, он обладал абсолютным умом. Видел всё незамутнённым взглядом, думал блестяще. Думать для учёного было всё равно, что дышать.

Сердце Александра Зиновьева остановилось 10 мая 2006 года.

Прах великого человека был развеян над местом, где стоял его родной дом, в деревне Пахтино 14июля 2006 года.

Место захоронения А.А. Зиновьева в поле, где было его родное село Пахтино, Костромской губернии.

Место захоронения А.А . Зиновьева на Новодевичьем кладбище.

Костромичи с гордостью и благодарностью относятся к личности и научному наследию своего земляка.

В городе Костроме в сквере государственного университета имени Н.А. Некрасова

2009 году Зиновьеву установлен памятник работы народного художника Ковальчука А.Н.

Ежегодно в Костроме проходят международные конференции «Зиновьевские чтения», посвящённые выдающемуся русскому мыслителю Александру Александровичу Зиновьеву.

Темы бесед.

  1. Корни Зиновьевых (о большой семье Зиновьевых)
  2. Всю жизнь я ощущаю себя чухломичом (Александр Зиновьев о своей малой родине).
  3. Портрет Александра Зиновьева.
  4. Вклад А. Зиновьева в мировую науку и культуру.
  5. Зиновьев о настоящем и будущем человечества.
  6. Многогранность таланта Зиновьева.
  7. Основные события жизни и творчества Александра Зиновьева.
  8. Книги Зиновьева – прекрасные собеседники.
  9. Ольга Мироновна Зиновьева – спутница жизни и хранитель интеллектуального наследия А.А. Зиновьева.
  10. Памятью мы живы (Зиновьев и костромичи. Увековечение памяти великого мыслителя).

Источники.

  1. Александр Александрович Зиновьев: опыт коллективного портрета/ авторы-составители О.М. Зиновьева, О.Г. Назаров. – М.: Канон +» Реабилитация», 2013 – 368 с.
  2. Андреев Э.М. Избавиться от страха перед истиной: Выдающиеся мыслители к 90-летию со дня рождения Александра Александровича Зиновьева //Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 5. – с. 129-149.
  3. Белоруков Д.Ф. Деревни, сёла и города костромского края. – Кострома: костромской общественный фонд культуры, костромской региональный центр новых информационных технологий. «Эврика – М», 2000. – 536 с.
  4. Джохадзе Д.В. И один в поле воин. // Экономическая и философская газета. – 2012. – № 42. – с. 8.
  5. Егорова Л. Крепкие корни Зиновьевых. // Губернский дом. – 2001. – № 3 (44) – с. 3-5
  6. Зиновьева О. История о новом человеке: к 90-летию Александра Александровича Зиновьева // Аврора. – 2012 – № 2. – с. 6-29
  7. Кузьмина М. Летопись забытых деревень. // Вперёд. – 1998. – 15 января. – с. 2-3.
  8. Материалы IV Международной конференции Зиновьевские чтения, посвященной 90-летию со дня рождения выдающегося русского мыслителя Александра Александровича Зиновьева. – Кострома, 28-31 октября 2012 года.
  9. Напомним, о ком идёт речь.// Zinoviev. rufo.
  10. Соловьёва И. Зияющие высоты: Кострома вспомнила Александра Зиновьева // Северная правда Губернское деловое обозрение. – 2012. – № 86. – с. 8.

Приложения. В работе использованы фотоматериалы с IV Международной конференции Зиновьевские чтения, посвященной 90-летию со дня рождения выдающегося русского мыслителя Александра Александровича Зиновьева. – Кострома, 28-31 октября 2012 года.