Цели: рассмотреть приём сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд, учить использовать различные модели для обоснования истинности суждений.
Задачи:
Предметные УУД
- Формирование общего способа действия для сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД:
- рассмотрение общего способа действия для сложения однозначных чисел с переходом в другой разряди обосновывать свой ответ на различных моделях, формирование вычислительных умений.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу; составлять план выполнения действий;
- осуществлять проверку ответов с помощью моделей десятков и единиц;
- использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные УУД:
- формировать учебно-познавательный интерес к новым вычислительным приёмам;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Предполагаемые результаты деятельности:
- научатся применять новый способ действия для сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд; объяснять способ действия на основе освоенного правила;
- использовать различные предметные и символические модели для обоснования и подтверждения истинности суждений, устанавливать между ними необходимые соответствия;
- научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с однозначными числами.
Используемые технологии: ИКТ, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие и современные методы обучения: проблемно – поисковый, коллективного взаимообучения, деятельностный.
Оборудование: медиапродукт ppt, учебник “Математика 2 класс” Н.Б. Истомина, экран или белая маркерная доска, проектор, ТПО №1, цветные смайлики у каждого.
Ход урока
Структура урока | Содержание урока |
1. Организационный момент. Актуализация знаний (повторение). | Устный счёт – игра “Засели домики” (используется материал учителя начальных классов Амельченко В.В. [http://metodisty.ru/m/files/view/amelchenko_v-v-_igra__-zaseli_domiki_-_-matematika-_1_klass] , см. Приложеие 1, Приложение 2) |
2. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала). | 1. Задание 116 Работа в парах. Слайд 5 – На сколько нужно увеличить числа 9, 8 и 7, чтобы получилось число 10? 2. Задание 117 Слайд 6 – Сколько синих кругов в первом ряду? (8) – Сколько красных кругов во втором ряду? (5) – На что указывает вам стрелка на рисунке? (8 синих кругов нужно дополнить до10, добавив 2 красных круга) – Сколько красных кругов ещё осталось? (3) – Объясните, что обозначают выражения под рисунком. Ученики соотносят рисунок с двумя числовыми выражениями. Анализируя рисунки, дети осознают возможность замены в первом выражении суммы двух чисел (2 и 3) числом 5. На предложенных моделях второклассники усваивают две основные операции, которые входят в вычислительный приём. Важно, чтобы на этом этапе учащиеся проговаривали действия, выполняемые с предметными моделями. (Число 8 обозначает количество синих кругов в первом ряду. К этим кругам добавили сначала 2 красных круга из второго ряда (дети показывают это на рисунке). Затем сложили 10 кругов первого ряда и 3 круга второго ряда (показывают движением руки). Второе выражение означает, что сложили 8 синих кругов первого ряда с пятью красными кругами второго ряда). Наглядная демонстрация выполненных действий позволяет школьникам осознать, что складывать круги первого и второго ряда можно поэтапно: сначала дополнить первый ряд до 10, а затем сложить 10 кругов с оставшимися кругами второго ряда. – Назовите значение этих выражений? (13) |
3. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | 1. Задание 118 Обсуждается фронтально. Дети называют рисунок, которому соответствует каждое выражение. – Рассмотрите 1 рисунок. – На что указывает вам стрелка на рисунке? (6 синих кругов нужно дополнить до10, добавив 4 красных круга) – Сколько красных кругов ещё осталось прибавить? (1) – Прочтите выражение, которое соответствует этому рисунку (6 + 4 + 1). – Сколько всего прибавили к 6? (5) Аналогично рассматриваются и другие рисунки. Для самостоятельной работы в тетрадях учитель может предложить задание: – Запишите каждое выражение в виде суммы двух однозначных чисел (7 + 3 + 3 = 7 + 6; 6 + 4 + 1 = 6 + 5 и т. д.) 2. Задание 119 Слайд 7 – Соотнесите рисунки с выражениями под ними. – Рассмотрите 1 рисунок. Назовите числа, которые нужно объединить (9 и 6). – На что указывает вам стрелка на рисунке? (9 кругов в треугольнике нужно дополнить до 10, добавив 1) – Как вы это выполните? (Из 6 кругов вне треугольника возьмём один и добавим к 9 в треугольнике, получим десяток. 1 дес. и 5 ед. получим 15) – Какое выражение соответствует этому способу? (9 + 1 + 5) – Что означает выражение 9+6? (К 9 кругам в треугольнике прибавили 6 кругов вне треугольника) Аналогично рассматриваются и другие рисунки. Важно акцентировать внимание детей не только на составе числа 10, но и на количестве тех кругов, которые даны на рисунках вне треугольников. Дополнив число кругов в треугольнике до 10, учащиеся получают предметную модель разрядного состава двузначного числа (1 дес. 5 ед.; 1 дес. 6 ед.; 1 дес. 4 ед. и т. д.) и устно находят значения выражений в каждой паре. |
4. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач) | 1. Задание 120 Слайд 8 Пользуясь числовым лучом, учащиеся записывают выражения из трёх слагаемых (7 + 3 + 2) и самостоятельно находят их значения. Запись в тетрадях: 7+ 3 + 2 = 12, 9 + 1 + 3 = 13, 6 + 4 + 1 = 11 2. ТПО №1 №55 После чтения задания ученики комментируют верхний рисунок слева. (В треугольнике 7 кругов. До одного десятка нужно дополнить 3 круга. Всего на рисунке 1 десяток кругов и ещё 2 круга.) На следующих картинках ученики самостоятельно обводят линией то количество кругов, которыми нужно дополнить модель 1 десятка. Затем прибавляют к 1 десятку оставшиеся круги и в соответствии с выполненным действием заполняют окошки. 3. ТПО №1 №56(1) Ученики самостоятельно вписывают числа в окошки, затем обосновывают свои действия, например: 7 + 5 = 7 + 3 +... . В окошко нужно вписать число 2, т. к. 5 это 3 и 2. При обсуждении результатов самостоятельной работы можно вычислить значения выражений 7 + 5, 6 + 5, 8 + 4, 7 + 7, комментируя способ действия. |
5. Рефлексия. Итог урока. | – Чему вы научились на уроке?
Расскажите по схеме. Слайд 9 – Оцените свою активность на уроке, используя цветные смайлики. Слайд 10 |