Урок русского языка по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


УМК «Система Л.В.Занкова», А.В.Полякова «Русский язык».

Цель: умение ставить ударение, опираясь на смысл слов.

Задачи урока:

  • Обучающие:
    • уточнить и систематизировать знания обучающихся об ударении, ударных и безударных слогов;
    • сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах.
  • Коррекционно-развивающие:
    • способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
    • коррекция слухового восприятия на основе упражнения «Определи звук»;
    • коррекция пространственного восприятия.
  • Воспитательные:
    • формировать культуру организации рабочего места.

Оборудование:проектор, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Прозвенел звонок, настроились все на урок. Мы начинаем урок русского языка. Сегодня урок обещает быть не только познавательным, но и интересным, но все будет зависеть от вашей работоспособности, внимательности и сообразительности. Итак, вы готовы приступить к работе?
– Запишите число, классная работа.

2. Минутка чистописания

– Прочитайте слова. Что их объединяет? (Это школьные принадлежности)
Линейка, тетрадь, ручка.
– Какое слово здесь лишнее? (Линейка, оно трёхсложное. Тетрадь, в нём букв больше чем звуков)
– Составьте цепочку из букв: из первого слова выпишите согласные, которые обозначают твёрдые звуки, из второго – согласные, обозначающие мягкие звуки.
– Какие буквы вошли в цепочку? (Ктд)

3. Актуализация знаний

– Итак, определить тему нашего урока вам поможет упражнение «Определи звук». От вас требуется максимум внимания.
– Послушайте инструкцию: я читаю слово, а вы определяете, с какого звука оно начинается, и записываете соответствующую букву в тетрадь.

Улитка
дерево
аист
рассказ
енот
ножницы
игра
ель.

– Если каждый из вас выполнил задание, верно, то, соединив эти буквы, у вас получится слово.
– Прочитайте его.
– Действительно, тема нашего урока: «Ударение». Слайд №1
– Скажите, мы встречались уже с таким понятием?
– А что оно означает?
– Действительно, мы на практике встречались с ударением, учились ставить ударение в слове, определять на какой слог падает ударение, но само правило, что такое ударение и какова его роль в русском языке мы еще не изучали.
– Исходя из этого, какую задачу урока для себя вы бы поставили? Слайд №2

4. Изучение нового материала

– Чтобы ответить на все поставленные вопросы, давайте для начала выполним словарно-орфографическую работу.
– Спишите слова, вставляя нужную букву: Замо(г,к), атла(з,с), кру(ж,ш)ки
– Давайте проверим, правильно ли вы написали. Слайд №3
– Какую орфограмму мы сейчас с вами повторили?
– Давайте произнесем эти слова с ударением. Отметьте ударение в словах. Слайд 4
– Как называется слог, на который падает ударение?
– Как называется слог, на который не падает ударение?
Чтение правила. Стр. 29.
– Так что такое ударение? Какой вывод можно сделать?
– Мы с вами решили только первую задачу урока. Прежде чем двигаться дальше, давайте отдохнем.

5. Физминутка

– А сейчас мы поиграем. Я называю слова, если в слове ударение падает на 1 слог, встаёте, если на 2 слог, топаете ногами, если на 3 слог, приседаете.

Сосна, ветер, улица, ромашка, пароход, луна, молоко.

6. Проблемный вопрос

– Как, по-вашему, мнению, Ударение может изменить смысл наших слов?(Замок, атлас,кружки)
– Давайте попробуем. Что получилось бы? Объясните. Слайд 5
– Так как мы ответим на второй поставленный нами вопрос в начале урока? Какова роль ударения в русском языке?
– А теперь прочитаем стихи Я. Козловского и убедимся, что вывод мы сделали правильный. Слайды 6-9.

7. Самостоятельная работа

– А сейчас выполним задание: по смыслу слова вы должны догадаться, куда падает ударение. Слайд 10
– Спишите предложения, вставьте пропущенные слова и в этих словах поставьте ударение, ударный слог подчеркните.

8. Проблемный вопрос

– А если в слове один слог, ударение может изменить смысл этого слова?

9. Итог урока

– Что изучали на уроке?
– Какова роль ударения в русском языке?

10. Домашнее задание. Стр.29 упр.48.

11. Рефлексия.

– Я бы хотела, чтобы вы свою работу подытожили следующим образом: выберите то, что вам подходит и продолжите предложение:

1. Я повторил на уроке…
2. Мне понравилось…
3. Мне не понравилось…
4. Кто, по-вашему, хорошо работал…
5. Кто мешал…
6. За что ты можешь себя похвалить…
7. За что ты можешь себя поругать…
8. Я для себя на уроке узнал…