УМК «Система Л.В.Занкова», А.В.Полякова «Русский язык».
Цель: умение ставить ударение, опираясь на смысл слов.
Задачи урока:
- Обучающие:
- уточнить и систематизировать знания обучающихся об ударении, ударных и безударных слогов;
- сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах.
- Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
- коррекция слухового восприятия на основе упражнения «Определи звук»;
- коррекция пространственного восприятия.
- Воспитательные:
- формировать культуру организации рабочего места.
Оборудование:проектор, презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Прозвенел звонок, настроились все на урок. Мы
начинаем урок русского языка. Сегодня урок
обещает быть не только познавательным, но и
интересным, но все будет зависеть от вашей
работоспособности, внимательности и
сообразительности. Итак, вы готовы приступить к
работе?
– Запишите число, классная работа.
2. Минутка чистописания
– Прочитайте слова. Что их объединяет? (Это
школьные принадлежности)
Линейка, тетрадь, ручка.
– Какое слово здесь лишнее? (Линейка, оно
трёхсложное. Тетрадь, в нём букв больше чем
звуков)
– Составьте цепочку из букв: из первого слова
выпишите согласные, которые обозначают твёрдые
звуки, из второго – согласные, обозначающие
мягкие звуки.
– Какие буквы вошли в цепочку? (Ктд)
3. Актуализация знаний
– Итак, определить тему нашего урока вам
поможет упражнение «Определи звук». От вас
требуется максимум внимания.
– Послушайте инструкцию: я читаю слово, а вы
определяете, с какого звука оно начинается, и
записываете соответствующую букву в тетрадь.
Улитка
дерево
аист
рассказ
енот
ножницы
игра
ель.
– Если каждый из вас выполнил задание, верно,
то, соединив эти буквы, у вас получится слово.
– Прочитайте его.
– Действительно, тема нашего урока: «Ударение». Слайд
№1
– Скажите, мы встречались уже с таким
понятием?
– А что оно означает?
– Действительно, мы на практике встречались с
ударением, учились ставить ударение в слове,
определять на какой слог падает ударение, но само
правило, что такое ударение и какова его роль в
русском языке мы еще не изучали.
– Исходя из этого, какую задачу урока для себя вы
бы поставили? Слайд №2
4. Изучение нового материала
– Чтобы ответить на все поставленные вопросы,
давайте для начала выполним
словарно-орфографическую работу.
– Спишите слова, вставляя нужную букву: Замо(г,к),
атла(з,с), кру(ж,ш)ки
– Давайте проверим, правильно ли вы написали. Слайд
№3
– Какую орфограмму мы сейчас с вами повторили?
– Давайте произнесем эти слова с ударением.
Отметьте ударение в словах. Слайд 4
– Как называется слог, на который падает
ударение?
– Как называется слог, на который не падает
ударение?
Чтение правила. Стр. 29.
– Так что такое ударение? Какой вывод можно
сделать?
– Мы с вами решили только первую задачу урока.
Прежде чем двигаться дальше, давайте отдохнем.
5. Физминутка
– А сейчас мы поиграем. Я называю слова, если в слове ударение падает на 1 слог, встаёте, если на 2 слог, топаете ногами, если на 3 слог, приседаете.
Сосна, ветер, улица, ромашка, пароход, луна, молоко.
6. Проблемный вопрос
– Как, по-вашему, мнению, Ударение может
изменить смысл наших слов?(Замок, атлас,кружки)
– Давайте попробуем. Что получилось бы?
Объясните. Слайд 5
– Так как мы ответим на второй поставленный нами
вопрос в начале урока? Какова роль ударения в
русском языке?
– А теперь прочитаем стихи Я. Козловского и
убедимся, что вывод мы сделали правильный. Слайды
6-9.
7. Самостоятельная работа
– А сейчас выполним задание: по смыслу слова вы
должны догадаться, куда падает ударение. Слайд
10
– Спишите предложения, вставьте пропущенные
слова и в этих словах поставьте ударение, ударный
слог подчеркните.
8. Проблемный вопрос
– А если в слове один слог, ударение может изменить смысл этого слова?
9. Итог урока
– Что изучали на уроке?
– Какова роль ударения в русском языке?
10. Домашнее задание. Стр.29 упр.48.
11. Рефлексия.
– Я бы хотела, чтобы вы свою работу подытожили следующим образом: выберите то, что вам подходит и продолжите предложение:
1. Я повторил на уроке…
2. Мне понравилось…
3. Мне не понравилось…
4. Кто, по-вашему, хорошо работал…
5. Кто мешал…
6. За что ты можешь себя похвалить…
7. За что ты можешь себя поругать…
8. Я для себя на уроке узнал…