Урок окружающего мира по теме "Равнины и горы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цели:

– ознакомить ребят с понятием «равнина»,видами равнин, с особенностями и природой гор;
– научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия.

Оборудование: карта полушарий, рисунки природы равнин, гор и хозяйственной деятельности, образцы горных пород, мультмедийная презентация.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

I этап. Самоопределение к деятельности. – Мы начинаем наш урок. Пожелайте всем своим одноклассникам успехов в работе, в освоении новых знаний.
– Части, какой пословицы вы видите на слайде? (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)
– Почем именно эта пословица начинает наш урок?
– Как легче преодолеть трудности: в одиночку или вместе с товарищами?
– Сегодня мы будем работать в группах, вспомните правила работы.
Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

II этап. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы Задание 1. Расставьте темы по порядку их изучения.

Океаны              Озёра                 Реки                    Материки
(Океаны              Материки          Реки                    Озёра)

– Какая из данных тем, на ваш взгляд, лишняя в этом списке?
– Какие материки вы знаете?
(Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антрактида)

– Мы сегодня рассмотрим некоторые участки суши. В этом нам помогут реки и озёра.

Задание 2. Найдите на карте места на предложенных вам материках, где протекают крупные реки и располагаются крупные озёра. Каким цветом они обозначены?

(Детям раздаются листочки с названиями материков)

Задания группам

1 группа – Африка

Реки: Конго, Нил. Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте жёлтым и зелёным цветом.
Озёра: Чад, Виктория, Ньяса, Танганьика. Суша, на которой располагаются  крупные озёра, обозначена на карте жёлтым и светло коричневым цветом.

2 группа – Северная Америка

Реки: Миссисипи, Макензи, Юкон. Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте жёлтым и зелёным цветом.
Озёра: Большое Медвежье, Большое Невольничье, Виннипег, Верхнее, Мичиган, Гурон. Суша, на которой располагаются  крупные озёра, обозначена на карте жёлтым цветом.

3 группа – Южная Америка

Реки: Амазонка, Иарана Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте зелёным  цветом.
Озёра:__________________________. Суша, на которой располагаются  крупные озёра, обозначена на карте зелёным цветом.

4 группа – Евразия

Реки: Волга, Кама, Обь, Енисей, Лена, Амур. Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте жёлтым и зелёным цветом.
Озёра: Ладожское, Онежское, Балхаш, Байкал, Каспийское, Аральское. Суша, на которой располагаются  крупные озёра, обозначена на карте жёлтым и зелёным цветом.

5 группа – Австралия

Реки: Муррей. Суша, по которой протекают крупные реки, обозначена на карте зелёным цветом.
Озёра: Эйр. Суша, на которой располагаются  крупные озёра, обозначена на карте зелёным цветом.
– Почему, ребята, в карточках нет Антарктиды?
Ребята выполняют задание.
– Назовите и покажите на карте крупные реки и озёра каждого материка. Как называются участки суши обозначенные на карте жёлтым и зелёным цветом? (равнины)

III. Практическая работа – У вас на столах стоят лампы и глобусы. Понятно, что лампа будет играть роль Солнца. Представьте сначала, что поверхность Земли, это ваша рука. Включим лампу (педагог демонстрирует сначала сам, предупреждая о возможной опасности) поднесем руку на расстоянии от лампы так, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете?
– Теперь оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимайте ее вверх. Что вы ощущаете? (Руке уже не так тепло.)
– Может, лампа перестала греть? Вернитесь в исходное состояние. Что теперь ощущаете?
– Теперь также медленно опускайте руку вниз. Теперь тепло ли руке? Почему?

Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности.

IV этап. Постановка учебной задачи – А где берут начало бурные реки? (В горах.)
– О чём сегодня пойдёт разговор? (Мы думаем, что мы будем говорить о горах и  равнинах.)
– Сформулируйте тему урока.
– Определяем основной вопрос урока, нам помогут Лена и Миша. Какие возникают вопросы? Что такое равнина? Что такое горы? Чем равнины отличаются от гор? Наша задача ответить на поставленные вопросы.
Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

IV этап. Совместное открытие знаний. – Много ли на карте зелёного и жёлтого цветов?
– Какую высоту имеют эти участки суши? (На карте обозначено, что высота их не превышает  500 метров).
– Как вы думаете, какие участки суши можно назвать – равниной? (Это равнины – ровные или слабоволнистые участки суши, расположенные выше 200 метров над уровнем моря.)
– А какими бывают равнины? На этот вопрос вы найдёте ответ в тексте.

Задание 3. Работаем маркером.

Текст

Различия равнин по высоте. По абсолютной высоте различа­ют три вида равнин (рис. 43). Равнины с высотой до 200 м над уров­нем моря называют низменностями. На физической карте низменности изображаются зеленым цветом. Низменности, распо­ложенные у берегов моря, бывают ниже его уровня. К ним относит­ся Прикаспийская низменность на западе нашей страны. Самая большая низменность на земном шаре – Амазонская в Южной Америке.
Равнины с абсолютной высотой от 200 м до 500 м называют возвышенностями (например, возвышенность Устюрт между Каспийским и Аральским морями). На физических картах возвышенности изображаются желтоватым цветом. 
Равнины с высотой более 500 м относятся к плоскогорьям. Плоскогорья на карте изображены коричневым цветом.

– Чем отличаются равнины на иллюстрации? (Плоская и с холмами)
– Как бы вы назвали эти равнины? (Плоская и холмистая)

Задание 4. Найдите на карте Европы названия равнин.

– Что окружает равнины? (Чаще всего со всех их окружают горы или с одной стороны океан, а с других сторон – горы.)
– Какие участки земной поверхности мы можем назвать горами? Давайте попробуем по иллюстрациям учебника на с. 113 рассказать, что бывает в горах или на равнинах.

Дети рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы.

– Почему именно на равнине люди строят города и сёла, дороги, распахивают поля и выращивают сады?  (Потому что равнины сложены из рыхлых пород)
– А из каких пород сложены горы? Узнайте со стр. 114 учебника.
– Как называются горные породы, которые использует человек. (Полезные ископаемые)

Задание 5.  Найдите горы, каждая группа на своём материке.

– Везде ли горы одинаковы по высоте? Посмотрите на шкалу высот.

Низкие горы  – до 1000 метров
Средние горы – от 1000 метров до 2000 метров
Высокие горы – от 2000 метров до 5000 метров

V этап. Первичное закрепление. Выберите важные отличительные особенности гор и равнин:

1) большие перепады высоты земной поверхности;
2) наличие болот, рек, озёр, леса
3) умеренный тепловой пояс;
4) ровные или холмистые участки суши;
5) большое количество городов;
6) реки с быстрым течением;
7) пески и степи.

Работа в Рабочей тетради.
№ 3 стр.36
Коллективная проверка.

 
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Учимся оценивать свою деятельность.
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
 
VII этап. Включение в систему знаний и повторение. Задание 6. Работа с кластером Равнины и горы.  
VIII этап. Рефлексия деятельности. Итог урока. – Что нового узнали?
– Смогли ли ответить на поставленные вопросы?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– А как работал ты?
– Кто доволен сегодня своей работой?
 
V. Домашнее задание. По усмотрению учителя.