Цели:
– ознакомить ребят с понятием «равнина»,видами
равнин, с особенностями и природой гор;
– научить на примере равнин и гор связывать
воедино различные географические понятия.
Оборудование: карта полушарий, рисунки природы равнин, гор и хозяйственной деятельности, образцы горных пород, мультмедийная презентация.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
I этап. Самоопределение к деятельности. | – Мы начинаем наш урок. Пожелайте всем
своим одноклассникам успехов в работе, в
освоении новых знаний. – Части, какой пословицы вы видите на слайде? (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.) – Почем именно эта пословица начинает наш урок? – Как легче преодолеть трудности: в одиночку или вместе с товарищами? – Сегодня мы будем работать в группах, вспомните правила работы. |
Познавательные УУД 1. Развиваем умения
извлекать информацию из схем, иллюстраций,
текстов. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе работы с материалом
учебника. |
II этап. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы | Задание 1. Расставьте темы по
порядку их изучения. Океаны
Озёра
Реки
Материки – Какая из данных тем, на ваш взгляд, лишняя в
этом списке? – Мы сегодня рассмотрим некоторые участки суши. В этом нам помогут реки и озёра. Задание 2. Найдите на карте места на предложенных вам материках, где протекают крупные реки и располагаются крупные озёра. Каким цветом они обозначены? (Детям раздаются листочки с названиями материков) Задания группам 1 группа – Африка Реки: Конго, Нил. Суша, по которой протекают
крупные реки, обозначена на карте жёлтым и
зелёным цветом. 2 группа – Северная Америка Реки: Миссисипи, Макензи, Юкон. Суша, по
которой протекают крупные реки, обозначена на
карте жёлтым и зелёным цветом. 3 группа – Южная Америка Реки: Амазонка, Иарана Суша, по которой
протекают крупные реки, обозначена на карте зелёным
цветом. 4 группа – Евразия Реки: Волга, Кама, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Суша, по которой протекают крупные реки,
обозначена на карте жёлтым и зелёным
цветом. 5 группа – Австралия Реки: Муррей. Суша, по которой протекают
крупные реки, обозначена на карте зелёным
цветом. |
|
III. Практическая работа | – У вас на столах стоят лампы и глобусы.
Понятно, что лампа будет играть роль Солнца.
Представьте сначала, что поверхность Земли, это
ваша рука. Включим лампу (педагог демонстрирует
сначала сам, предупреждая о возможной опасности)
поднесем руку на расстоянии от лампы так, чтобы
рука и лампа были на одинаковой высоте от стола.
Что вы ощущаете? – Теперь оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимайте ее вверх. Что вы ощущаете? (Руке уже не так тепло.) – Может, лампа перестала греть? Вернитесь в исходное состояние. Что теперь ощущаете? – Теперь также медленно опускайте руку вниз. Теперь тепло ли руке? Почему? Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали. |
Коммуникативные УУД 1. Развиваем
умение слушать и понимать других. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, |
IV этап. Постановка учебной задачи | – А где берут начало бурные реки? (В
горах.) – О чём сегодня пойдёт разговор? (Мы думаем, что мы будем говорить о горах и равнинах.) – Сформулируйте тему урока. – Определяем основной вопрос урока, нам помогут Лена и Миша. Какие возникают вопросы? Что такое равнина? Что такое горы? Чем равнины отличаются от гор? Наша задача ответить на поставленные вопросы. |
Коммуникативные УУД 1.
Развиваем умение слушать и понимать других. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, |
IV этап. Совместное открытие знаний. | – Много ли на карте зелёного и жёлтого
цветов? – Какую высоту имеют эти участки суши? (На карте обозначено, что высота их не превышает 500 метров). – Как вы думаете, какие участки суши можно назвать – равниной? (Это равнины – ровные или слабоволнистые участки суши, расположенные выше 200 метров над уровнем моря.) – А какими бывают равнины? На этот вопрос вы найдёте ответ в тексте. Задание 3. Работаем маркером. Текст Различия равнин по высоте. По
абсолютной высоте различают три вида равнин
(рис. 43). Равнины с высотой до 200 м над уровнем
моря называют низменностями. На физической карте
низменности изображаются зеленым цветом.
Низменности, расположенные у берегов моря,
бывают ниже его уровня. К ним относится Прикаспийская
низменность на западе нашей страны. Самая
большая низменность на земном шаре – Амазонская
в Южной Америке. – Чем отличаются равнины на иллюстрации? (Плоская
и с холмами) Задание 4. Найдите на карте Европы названия равнин. – Что окружает равнины? (Чаще всего со всех их
окружают горы или с одной стороны океан, а с
других сторон – горы.) Дети рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы. – Почему именно на равнине люди строят города и
сёла, дороги, распахивают поля и выращивают сады? (Потому
что равнины сложены из рыхлых пород) Задание 5. Найдите горы, каждая группа на своём материке. – Везде ли горы одинаковы по высоте? Посмотрите на шкалу высот.
|
|
V этап. Первичное закрепление. | Выберите важные отличительные
особенности гор и равнин: 1) большие перепады
высоты земной поверхности; Работа в Рабочей тетради. |
|
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Учимся оценивать свою деятельность. 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? |
|
VII этап. Включение в систему знаний и повторение. | Задание 6. Работа с кластером Равнины и горы. | |
VIII этап. Рефлексия деятельности. Итог урока. | – Что нового узнали? – Смогли ли ответить на поставленные вопросы? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – А как работал ты? – Кто доволен сегодня своей работой? |
|
V. Домашнее задание. | По усмотрению учителя. |