Цели урока:
Обучающие:
- Формирование специальных графических умений, навыков;
- Систематизировать знания учащихся, закрепить практические навыки и умения при работе с графическими примитивами;
- Акцентировать внимание на графических возможностях компьютера.
Воспитывающие:
- Воспитать в ребенке творческое восприятие мира;
- Воспитание любви и интереса к искусству;
- Повышать мотивацию к занятиям с использованием компьютерных технологий.
Развивающие:
- Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- Развить внимание, наблюдательность, память, творческое и логическое мышление;
- Развить художественный вкус и творческое воображение;
- Развить навыки работы в различных изобразительных техниках и технологиях.
Оборудование и материалы: Репродукции графических работ художников, тест “графика”, подготовленные презентации учащихся к уроку, ПК, программа Графический редактор Paint, листы с заданием, мультимедиа проектор; экран, презентация урока.
Основные понятия:
- Виды ИЗО;
- Графика как вид изобразительного искусства;
- Компьютерная графика;
- Графический редактор.
Знания и навыки учащихся: иметь представление о компьютерной графике; графическом изображении, рисунке. Знать виды инструментов рисования. Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта.
Общедидактические принципы, используемые на уроке:
1. Принцип сознательности и активности учащихся:
- понимание учащимися целей предстоящей работы, плана действий и методики работы.
2. Принцип наглядности обучения:
- демонстрация учителем всех действий, выполняемых учеником.
3. Принцип систематичности и последовательности:
- опора на полученные ранее знания учащихся и их умения.
4. Принцип доступности:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
5. Принцип связи с практикой:
- показаны возможности использования информационных технологий на других школьных предметах.
Методы и приемы обучения, используемые на уроке:
1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности учащихся:
- методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные
методы):
*) элементы рассказа-вступления;
*) элементы фронтальной беседы; - методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации
(наглядные методы):
*) метод демонстраций; - методы передачи информации с помощью практической деятельности
(практические методы):
*) творческая работа.
2. Методы стимулирования и мотивации учащихся:
- эмоциональные методы;
- познавательные методы.
План урока:
- Организационный момент.
- Беседа о графике как виде изобразительного искусства.
*постановка цели урока и мотивация учебной деятельности;
*воспроизведение и коррекция опорных знаний;
*выступление учащихся с результатами поисковой работы. - Компьютерная графика как вид искусства.
- Беседа о возможностях графического редактора.
- Постановка художественной задачи.
* обобщение и систематизация понятий для выполнения практической работы. - Выполнение практического задания.
- Окончание работы. Выставка и обсуждение работ.
Комментарий к уроку.
На уроках информатики ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать один из наиболее мощных современных универсальных инструментов – компьютер, с помощью которого можно решать уравнения, строить графики, чертить чертежи, готовить тексты, рисовать, сочинять мелодии, обучать и развлекать.
Зажечь в детях творческую искорку, увлечь их и заставить забыть, что они работают на сложнейшей технике при помощи клавиатуры, а не на привычной бумаге карандашом, направить их, помочь реализовать свою идею – призван преподаватель ИЗО. Пытаясь выполнить свой замысел, дети будут стремиться найти и изучить новые возможности графического редактора, а это в свою очередь подтолкнет их к новым творческим задумкам.
Таким образом, трудно разделить функции и обязанности учителя информатики, учителя ИЗО и учеников. Единство цепи порождает единство действий, в конечном результате одинаково заинтересованы все!
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
Эпиграф урока:
"Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить
в свою жизнь красоту".
А.М.Горький
2. Беседа о графике как виде изобразительного искусства.
– Ребята, на уроках ИЗО мы с вами познакомились с видами изобразительного
искусства.
– Какие виды ИЗО вы можете назвать? (Архитектура, скульптура. ДПИ, живопись и
графика) (Приложение 1)
– Сегодня мы поговорим о графике. Тема нашего урока – “Компьютерная графика как
вид изобразительного искусства”. Графика – это вид искусства, в котором
изображение создается при помощи линейного рисунка, строго основанного на
сочетании белого и черного. Давайте вспомним, что мы еще знаем об этом виде ИЗО.
(Ребята отвечают на вопросы теста “Графика”),(Приложение
2)
– В наше время под графикой принято понимать довольно широкий круг явлений
изобразительного искусства. Мы видим их не только на выставках, но и повседневно
сталкиваемся с ними в жизни.
– С какими видами графических изображений вы знакомы? (Приложение
3)
(Ученики рассказывают, что одним из самых распространенных видов графического искусства является книжная иллюстрация, а еще, так называемая печатная графика – это плакаты, театральные афиши, почтовые марки и открытки, этикетки на спичечных коробках; промышленная графика – всевозможные пакеты, упаковки, этикетки на бутылках. Также существует самостоятельное произведение (гравюра на бумаге, линогравюра, станковая графика и т.д.)
– Какие материалы и приемы использует художник-график в своей работе?
(Ученики перечисляют графические материалы и приемы работы с которыми они уже встречались на уроках изобразительного искусства: цветные мелки, пастель, уголь, фломастеры, цветные карандаши, черная тушь и перо, бумага и картон.)
– Какие жанры характерны для графики?
(Ученики говорят о том, что для графики характерны практически все жанры: анималистический, портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетная картина и др.)
– Древнейшие художники оставили на стенах пещер красочные рисунки
оленей, зубров, мамонтов. Замечательные по силе и точности рисунки животных
создали художники Возрождения – Леонардо да Винчи и А.Дюрер. Достижениями
русского анималистического жанра становятся виртуозные графические иллюстрации к
басням Крылова, выполненные В.Серовым. Замечательными художниками-анималистами
были Ватагин, Чарушин, Ю.Васнецов.
– Сообщения о каких художниках-графиках вы подготовили?
(Учащиеся демонстрируют выполненные презентации о художниках-графиках.)
3. Компьютерная графика как вид искусства.
– Компьютерная графика – это еще один вид графики, с которым мы встречаемся ежедневно. Компьютерная графика – рисунок, созданный при помощи компьютера. Вспомните оригинальные заставки к телепрограммам, выполненные в технике трехмерной компьютерной графики; все чаще встречается компьютерная мультипликация.
Ребята, как вы думаете, в чем преимущество работы с компьютерной графикой от работы с обычным рисунком? (Можно отменить последнее действие, если не понравилось, или не аккуратно нарисовано. Можно подбирать и менять цвета, а на обычном рисунке если уже закрашено, то стирать уже нельзя.)
Важно, что при использовании программ компьютерной графики не нужно брать новый лист бумаги, чтобы из-за допущенной ошибки начинать все сначала. Неправильный фрагмент просто удаляется из памяти компьютера, и работа продолжается дальше.
Давайте вспомним, что же такое графический редактор?
Графический редактор – это программа, предназначенная для создания картинок, поздравительных открыток, рекламных объявлений, приглашений, иллюстраций к докладам и других изображений.
Как нам найти графический редактор на компьютере? (Ответ учащихся) – в группе программ Стандартные находится графический редактор Paint.)
Он запускается командой Пуск Все программы Стандартные Paint.
После запуска графического редактора Paint на экране компьютера открывается его окно, основные элементы которого вы видите на рисунке. Основную часть окна составляет рабочая область. Слева от рабочей области – Панель инструментов, под ней – окно свойств каждого инструмента, ниже рабочей области – палитра цветов, наверху – меню.
– На компьютере выполняются различные чертежи, шрифты, можно печатать текст. Но на компьютере можно еще и создавать произведения изобразительного искусства, творить.
Компьютерные рисунки могут быть плоскими и трехмерными, монохромными и выполненными в цвете.
Учитель демонстрирует библиотеку ученических работ и образцы рисунков самого учителя, чтобы показать возможности использования программы "Графический редактор".
4. Беседа о возможностях графического редактора.
– Сегодня нашей мастерской будет компьютерный класс, а рабочей плоскостью – экран монитора.
На уроках информатики в 5 классе вы освоили приемы работы на клавиатуре компьютера, научились пользоваться многими режимами графического редактора. Преимущество работы на компьютере – это, во-первых скорость, во-вторых возможность варьировать изображение, перемещать его по рабочей плоскости, в-третьих – увеличивать или уменьшать, стирать, если компоновка рисунка вас не устраивает. Вы можете что-то добавить в свою работу и снова убрать, чтобы добиться гармоничного заполнения элементами изображения своей творческой работы.
5. Постановка художественной задачи.
Не раз мы с вами говорили о том, что графика – это, прежде всего рисунок, линейный и четкий. В процессе исторического развития в графику активно стал проникать цвет. Но цвет в графике условен.
У нас рабочая плоскость – экран монитора с монохромным изображением. А работать мы будем на сочетаниях всех цветов, представленных в палитре компьютера.
Учитель демонстрирует возможности графического редактора и рассказывает о технических особенностях, которые надо будет учитывать при работе: об ошибках при выборе фактурной заливки, о соблюдении резкой контрастности на экране монитора. Показывает возможные варианты, обращая внимание на ошибки и удачные творческие находки авторов рисунков. Демонстрирует, как тема, сюжет накладывается на возможности компьютерной графики.
Сегодня мы на основе сочетания плоских геометрических фигур попробуем создать графическую композицию. Мы будем использовать много цветов, оставляя основные средства графики (линии) черными. Наши графические рисунки будут контурными.
В 5 классе мы с вами уже рисовали в графическом редакторе Paint. Это было свободное рисование. Выберите себе из предложенных изображений то, которое вы хотите нарисовать. (Приложение 5)
Обратите внимание, на то, что некоторые части рисунка одинаковы и нарисовать их можно используя копирование с помощью кнопки Ctrl. Нарисуй сначала один повторяющийся элемент. А затем копируйте его, используйте отражение копии сверху вниз и слева направо (Рисунок Отразить/Повернуть).
6. Выполнение практического задания.
Начинаем работу, используя принципы графического искусства, соблюдая последовательность. Рисунок нужно вести к окончательному решению постепенно, не выпуская из виду понятие "пятно " (зрительный центр), сочетание элементов не должны нарушать плоскость, рисунок должен быть целостным, "не разваливаться" на отдельные части. Нужно соблюдать последовательность загрузки рабочей плоскости изобразительными элементами.
Придется внимательно следить за тем, чтобы отдельные части изображения были выполнены определенным цветом. Линия, штрих, соотношение светлых и темных пятен (работа в режиме кисти, заливки) – все это придает графическую выразительность рисунку.
Учащиеся выполняют работу (Приложение 5), а учителя ИЗО и информатики оказывают помощь, консультируют, дают рекомендации.
7. Окончание работы. Выставка и обсуждение работ.
Урок подошел к концу. Производится просмотр рисунков. Дети совместно с преподавателями обсуждают и анализируют работы. Выявляются ошибки, отмечаются творческие находки, желающие высказывают свои пожелания, предложения, мысли и эмоции.
Ожидаемые результаты:
Что дают детям подобные уроки интеграции двух предметов – изобразительного искусства и информатики?
Дают импульс к новому виду творчества, вызывают интерес к искусству сегодняшнего дня, потребности не только заниматься им, но и понимать его, осознавать эстетические законы – вот главная цель учителя на подобных занятиях. Поиск новых путей развития творчества детей, поиск альтернативы уже сложившимся жанрам изобразительного искусства оказывается плодотворным и эффективным, ведь, " впечатления от детства во многом определяют будущее каждого человека".