Создание условий для формирования гражданственности посредством организации исследовательской деятельности учащихся

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Классы: 9, 10, 11


Под компетентностью мы понимаем способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы, используя способности в условиях, отличных от тех, в которых эта компетентность изначально возникла [Зимняя И.А. «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентного подхода в образовании». Москва,  2004, с. 26].

Причем понятие компетентности включает не только традиционную когнитивную, но и операционно-технологическую, мотивационную, этическую, социальную, поведенческую составляющие.

Под компетенцией гражданственности мы понимаем знание и соблюдение правил и обязанностей гражданина; свободу и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства.

Под деятельностью мы понимаем – специфически человеческий способ отношения к миру, утверждение человека в бытии посредством преобразования природных и общественных условий своего существования. В процессе деятельности также создаются все социальные свойства и способности человека.

Соответственно, исследовательская деятельность, в основе которой лежат социальные мотивы; цель которой – сбор, систематизация, анализ информации; результат – рефлексия, формулировка собственного мнения, когнитивная компетентность.

То есть, это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а так же таких элементов, как практическая методика исследования, анализ собственных данных и вытекающие из них выводы. Суть исследовательской работы – сопоставление данных первоисточников, их творческий анализ и произведенный на его основе вывод (выводы) [См. Чиркова С. «Исследовательские практики по обществознанию и праву». Учитель, №2, 2006, с. 53].

Требования, предъявляемые сегодня к выпускникам школы, очень высоки.

Гражданскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные к сотрудничеству, мобильные, конструктивные, ответственные за свою судьбу и судьбу страны.

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретают те направления, содержание которых обеспечивает развитие познавательной активности и самостоятельности мышления учащихся.

Необходимо создавать условия для формирования личности, подготовленной к эффективной профессиональной деятельности в условиях растущей интеллектуализации производства, перехода к экономике, основанной на высоких технологиях.

Условия эти возможно смоделировать в образовательной среде, которая в отличии от среды естественной поддается регулированию субъектов. Эти две среды составляют вместе единое пространство. Чем лучше законы устройства этого пространства осознаются человеком, тем более он готов к самореализации в обществе.

Очевидно, что для осознания норм естественной среды (общества) человек должен быть компетентен.

В результате организации в рамках образовательного пространства исследовательской деятельности формируются следующие ключевые компетентности школьника:

  1. учащийся – исследователь;
  2. учащийся – участник и организатор коммуникаций;
  3. организатор индивидуальных и коллективных действий;
  4. субъект принятия решений.

Кроме того, за последние годы уровень мотивации учащихся заметно снизился. Это связанно с тем, что при преобладании традиционных методиках дети часто лишены инициативы. Последнее приводит к тому, что учащиеся не могут установить связь изучаемого в школе с реальностью.

Эта проблема может быть решена в рамках использования активных и интерактивных методов организации учебной исследовательской деятельности, в рамках гуманитарной педагогики (рефлексивно-гуманистической).

Особую роль будет здесь играть исследование по правовой тематике. Среди тех общекультурных ценностей, которые транслирует образование, важное место занимает «право» как особая форма свободы человека в демократическом государстве. Право в качестве гарантии сохранения ответственности человека перед государством и обществом.

Одним из основных направлений развития школы является реализация социально значимых проектов на трех уровнях:

  • воспитательном,
  • предметном,
  • педагогическом.

Согласно этой модели, необходимо с учетом своей профессиональной программы и потенциала конкретных классов скорректировать программу работы, выбрать свое направление действий в процессе подготовки социально-активной личности.

Создание спектра элективных курсов с учетом множественности вариантов профильной и предпрофильной подготовки дает возможность построения субъектных отношений между учеником и учителем, а также индивидуальной траектории обучения групп и отдельных учащихся, что может привести к снижению учебных нагрузок.

В свою очередь, актуализация исследовательской деятельности учащихся в рамках элективных курсов дает возможность создать условия для формирования именно компетенций учащихся, так как предусматривается организация самостоятельного исследования.

Результатом последнего может быть как реферат, проект, компьютерная презентация, так и расширение знаний (т. е.информационная компетентность учащихся.

Организация исследования по правовой тематике, причем тематике «личностно-ориентированной» («Мой правовой статус», « Моя правовая культура») позволяет формировать компетенцию гражданственности. Вспомогательным средством в данном случае служат такие формы работы как информационные пятиминутки по правовой тематике, участие в конкурсах разного уровня («Гражданином быть обязан», знатоков Конституции и т.д.).

Свою роль играет в организации работы в этом направлении и кредо «Учить учась». Так, например, такие ресурсоемкие задачи как подготовка и анализ анкетирования, создание компьютерной презентации мы решаем вместе.

В современном отечественном и зарубежном опыте много внимания уделяется гуманистической парадигме педагогики, в рамках которой выделяется два направления – гуманистическое («клиентоцентрированное») и гуманитарное или рефлексивно-гуманистическая педагогика.

Процесс образования и воспитания в рамках последней – это система, в основе которой лежит взаимодействие личностных моделей равноправных субъектов этого процесса.

Существует несколько направлений гуманитаризации образования:

  1. Усиление роли человеческой подготовки в рамках учебного предмета.
  2. Усиление философского контекста предметной подготовки на основе включения знаний о том, как идет процесс накопления знаний в человеческой культуре.
  3. Усиление психологической подготовки школьников (через освоение  особенностей психологического строя своей познавательной деятельности).
  4. Опора в образовании на сотрудничество и диалог.
  5. Организация самостоятельной поисковой деятельности.

Гуманитарное образование позволяет учащимся погрузиться в поиск смысла изучаемого материала, а не в знания об изучаемых явлениях.

Из приведенных направлений гуманитаризации образования для нас наиболее актуальны 5, 4 и 2-е направления, которые невозможно реализовать без компетентностного подхода.

Компетентность здесь – интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы, используя способность, в условиях, отличных от них, в которых эта компетентность изначально возникла.2

Психологическому аспекту исследовательской деятельности посвящены работы Мухиной В.С.

Исследовательская деятельность является фактором развития духовности, личностного начала. В нас самой природой заложено побуждение к исследованию, т. к. это дает возможность адаптироваться, выжить победить обстоятельства, справиться с проблемными ситуациями.

Первое проявление исследовательской деятельности – ориентировочный рефлекс.

Установлены «простая ориентировочная реакция» и «сложная исследовательская реакция», проявляющаяся в активном манипулировании предметом, а иногда в словесных вопросах. Появление исследовательской реакции детерминированы возрастом ребенка, умственным уровнем, особенностями самого предмета исследования. Установлено также, какие черты предмета исследования влияют на качество исследовательской реакции: чем больше возможностей представляет предмет для видов деятельности, которые приводят к изменениям в нем, тем он вызывает больший интерес.

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся – «благодатное поле» для саморазвития личности, ее самоактуализации.

Новизна опыта заключается в том, что исследовательская работа представляется не как самоценность, а как средство формирования компетенции гражданственности через подбор тематики индивидуальных (самостоятельных) исследований учащихся.

Как показал мой опыт такая организация исследовательской деятельности учащихся успешно проецируется и на другие предметы (так, учащиеся, посещавшие элективный курс «Моя правовая культура», представляли на школьных и городских конференциях исследования, проекты по математике, химии, биологии, английскому языку, физической культуре).

Активные методы обучения позволяют задействовать не только сознание ученика, но и его чувства и волю, то сеть включить в процесс обучения «целостного человека».

Ясно, что данные методы применимы и в организации исследовательской деятельности учащихся в рамках элективных курсов. Предлагаю программу элективного курса.

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Имею ли я право?» или  «Правовой статус школьника» (в рамках предпрофильной подготовки учащихся)

Право есть искусство добра и справедливости.
Античный афоризм.

Пояснительная записка.

Процесс построения правового государства и формирования гражданского общества  в  современном российском обществе сталкивается с рядом трудностей и проблем. Одна из них – правовая безграмотность. Школа в данной ситуации становится проводником знаний, умений, гражданских ценностей.

В содержании образования все более важным становится компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую, ценностную составляющую образования.

Общеобразовательная область «Обществознание» обладает потенциалом для реализации компетентностного подхода.

Как показывает практика, система элективных курсов является необходимым условием для воспитания человека компетентного, а элективный курс по обществознанию – для воспитания гражданина грамотного (с правовой и компетентностной точки зрения).

В рамках курса «Правовой статус школьника» прекрасно реализуется субъект – субъектные отношения благодаря высокому уровню мотивации учащихся (выбор курса осуществляется на добровольной основе) и системе оценивания (оценка не сводится только к отметке).

Полнее в данном курсе реализуется  и воспитательный потенциал предмета, который заключается  в возможности создания условий для воспитания социально активного деятельного человека.

Стратегическая цель:

Создание условий для воспитания личности, способной к самореализации в современном обществе.

Тактическая цель:

Помочь учащимся  осмыслить систему собственных прав и обязанностей.  Попытаться содействовать формированию представления о том, что правовая компетентность – залог успешной самореализации.

Задачи:

  1. Детализированное изучение основных нормативно-правовых актов по теме;
  2. Способствовать развитию критического мышления  по отношению к реалиям жизни и себе самим;
  3. Организация учебного общения через сотрудничество;
  4. Способствовать формированию исследовательской и презентационной компетентностей.

Методы:

Необходимое условие реализации курса – активные и интерактивные методы наряду с традиционными  проведения занятия.

Адресность:

Программа может служить дополнением к правовому блоку общеобразовательной области «Обществознание». Также программа может быть предназначена  для учащихся основной школы, которые в перспективе предполагают обучение в классе гуманитарного профиля. Программа рекомендуется и для учащихся склонных к исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат:

Знания: права и обязанности человека, ребенка, школьника; механизм реализации и защиты прав; алгоритм проведения исследования.

Умения: осуществлять поиск необходимой информации; систематизировать и анализировать полученную информацию.

Компетентности: информационная; правовая; социальная; исследовательская; презентационная.

Ценностные ориентации:

  1. правовая культура как необходимое условие общественного и личного благополучия;
  2. человек знающий обязан поделиться  информацией с незнающим.

Формы контроля: исследование; презентация; тест; собеседование.

Учебно-тематический план курса.

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Задачи

1

Вводное.

Правовой статус – понятие, структура.

1

Лекция с элементами беседы.

Знакомство с целями и задачами курса, их совместная корректировка.

Определение тематики, корректировка.

2

Правовая компетентность – необходимое условие успешной социализации.

1

Сократичес-кий диалог.

Субъект – субъектная беседа.

Выясняем актуальность проблемы.

3

Как права человека взаимосвязаны с обязанностями?

1

«Карусель»

Выяснить:

Есть ли взаимосвязь прав и обязанностей человека и государства. Если есть, то какая.

Учимся аргументации (по формуле).

4

Как читать Конституцию?

Методика работы с документами.

1

Практикум.

Учимся работать с источниками (по формуле).

5

Международные документы о правах человека, ребенка, школьника

4

Практикум.

Работа с документами.

6

ФЗ РФ «Об образовании»

1

Лекция с элементами беседы.

Реализация права на образование.

7

Устав моей школы.

1

Групповая работа – «мозговой штурм».

Анализ документа (по формуле).

Права и обязанности субъектов учебного процесса.

8

Что можно исследовать и как?

1

Лекция с элементами беседы.

Методика проведения ученического исследования.

9

Наши права и обязанности.

2

Акция.

Провести информационную пятиминутку для учащихся 4-8-х классов.

Провести анкетирование в 9-11-х классах.

10

Заседание Парламентской Ассамблеи Совета Европы по вопросу «Соблюдение прав человека в школьном сообществе России».

1

Игра

Анализ казусов по формуле.

11

Итоговые занятия, индивидуальные консультации, представление презентаций, исследований, собеседование.

Или проект «Декларация прав учащихся».

3

Индивидуальная работа.

Каждый уч-ся выбирает форму, которая будет представлена на контроль.

Материалы по форме занятий

Обоснование собственной позиции

Как алгоритм для работы используется ПОПС-формула (автор – профессор права из ЮАР Дэйвид Маккойд).

п – позиция (я считаю, что…)

о – обоснование (…потому, что…)

п – пример (…например…)

с – следствие (…поэтому…).

Сократический диалог

Вопросы: учитель – ученик, ученик – учитель, ученик – ученик.

Цель вопросов:

  1. вызвать интерес;
  2. стимулировать активность;
  3. оценить уровень знания и понимания;
  4. подвести итоги.

Шаг №1. Обозначение проблемы.

  1. О чем говорят эти  слова, события, действия?
  2. Почему это проблема?
  3. Одинаково ли мы понимаем эту проблему?
  4. Как мы можем определить ее одним предложением?

Шаг №2. Конкретизация, поиск подходов к решению.

  1. Можем ли разделить ответы на группы, действительно ли группы представляют разные аспекты проблемы?
  2. Делимся на группы (каждая представляет определенный подход).

Шаг №3. Обсуждение.

  1. Преимущества и недостатки подходов.
  2. Можем ли мы выделить некое общее мнение или направление действий?
  3. Подведение итогов (увидели ли мы новые аспекты проблемы, какое противоречие делает эту проблему сложной).

Шаг №4. Преход к действию.

  1. Как мы можем использовать полученные знания?
  2. Какие действия можно предпринять на основе общности взглядов?

Таким образом, любая лекция может стать началом исследования, воплотиться в проект.