Новая социально-экономическая модель современной России в условиях формирования информационного общества диктует новую цель образования.
Стратегия развития образования до 2020 г. актуализирует повышение доступности качественного образования, иными словами, образование должно быть интеллектуальным. Считаю, что качественное образование невозможно без «качественного» учителя, современный педагог – постоянно образовывающийся педагог.
Президентская (национальная) инициатива – «Наша новая школа» подчеркивает, что ключевая характеристика нового образования – не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
ФГОС, как инструмент построения открытого гражданского общества, ориентирует на такие качества как успешность (личностная, профессиональная, социальная), свобода и ответственность, конкурентноспособность. Особенно для такого гражданского общества и такого его гражданина актуальна правовая культура, правовая культура высокого уровня.
Реальная школа сейчас – социальный институт, который обременен теми же проблемами что и общество, и государство (отсутствие государственной идеологии, национальной идеи, прагматическое мировоззрение как наиболее успешное с точки зрения большинства). Часто высокие идеалы в понимании современников далеки от реалий жизни. Как не превратить учебно-воспитательный процесс в формализованное чтение права, в слабо воспринимаемую очередную порцию «ненужной» информации, которой перегружены наши ученики?
В учебно-образовательном пространстве современной школы имеется ряд противоречий между:
- имеющимися воспитательными возможностями образования и недостаточным их использованием;
- признанием значимости проблем правового воспитания подрастающего поколения в современных социокультурных условиях и недостаточной разработанностью этой проблематики на программно-методическом уровне в рамках деятельностного подхода;
- готовностью старшеклассников к принятию правовых и нравственных ценностей и недостаточным осознанием их значимости со стороны педагогов.
Объективно, все перечисленные противоречия сводятся к противоречию между требованиями, предъявляемыми учащимся, и возможностями их выполнения. [См. Орлов В.И. Противоречия процесса обучения. // Школьные технологии. 2010, № 1.]
Необходимо создать такие условия, в рамках которых решались бы указанные противоречия, условия эти возможно смоделировать в образовательной среде, которая в отличие от среды естественной поддается регулированию субъектов. Эти две среды составляют вместе единое пространство. Чем лучше законы устройства этого пространства осознаются человеком, тем более он готов к самореализации в обществе [См. Учитель и ученик: возможность диалога и понимание. – Том 2, Под общей редакцией Семиной Л.И. Москва, Бонфи, 2002, с. 33]
В своей педагогической деятельности я стараюсь разрешать эти противоречия, обращаюсь к возможностям деятельностного подхода для формирования правовой культуры и учеников и собственной, ведь «для обеспечения эффективности педагогического процесса необходимо параллельное и взаимно пересекающееся его конструирование на основе активизации собственного опыта учителем и учащимся».[Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М., Просвещение, 2011.]
Основной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование правовой культуры учащихся через деятельностный подход.
Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
- изучить и проанализировать литературу по правовой культуре и деятельностному подходу;
- разработать методическое обеспечение по формированию правовой культуры учащихся;
- организовать деятельность по формированию правовой культуры учащихся;
- определить диагностический инструментарий для оценки сформированности правовой культуры.
На основе выше указанных противоречий и цели моей педагогической деятельности по формированию правовой культуры я формулирую свою педагогическую идею следующим образом:
возможности школьного курса обществознания (на базовом уровне) в формировании правовой культуры возрастают, если учитель владеет и пользуется приемами деятельностного подхода. Особенно благоприятной средой является прием «юридическая консультация». В названном случае возможно организовать продуктивную деятельность учащихся, реально формировать правовую культуру.
Организуя деятельность учащихся, направленную на решение актуальных для них самих проблем, можно минимум – вызвать интерес к праву, максимум – сформировать правовую культуру ребенка, которая состоит из правовых знаний, убеждений, в том числе и ценностных ориентаций, поведении, основанного на универсальных учебных действиях.
Например, на уроке реализация этой идеи будет выглядеть так: учитель не обозначает тему, а спрашивает учащихся о проблемах, которые они хотят разрешить с помощью права. Далее учитель останавливает внимание детей на конкретной проблеме (ученица 7 класса спросила о том, может ли она распорядиться вкладом в банке; другой ученик – может ли он забрать младшего братишку из садика). Знакомит с понятием «дееспособность», разбирает особенности дееспособности до и после 14 лет. Затем дается характеристика отрасли права – гражданскому праву и его основным понятиям. В конце урока учащиеся сами ответят на вопросы.
Прием «юридическая консультация» на уроке позволяет формировать целый комплекс универсальных учебных действий. Так, формируя личностные УУД, деятельностный подход в форме «юридической консультации» обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учеников, формируя регулятивные УУД – умение организовать учебную деятельность, коммуникативный УУД – умение разрешать конфликты.
Курс обществознания предполагает изучение таких отраслей российского права как конституционное, гражданское, административное, трудовое, семейное, уголовное. После урока-ознакомления с данными отраслями учащимся предлагается дать посильную консультацию сверстнику или сказочному герою, если учащиеся только начали знакомиться с правом, (в роли «клиента» может выступить и сам учитель). В зависимости от сложности задачи или уровня учащихся юридическая консультация может проводиться в заочной форме (домашнее задание), очной устной форме (беседа или групповая работа на уроке) или очной письменной форме (проверочная работа). [.]
В 6-м классе учащиеся в рамках темы «Родина» знакомятся с конституционным правом (понятие «гражданин», его права и обязанности). Клиент предлагает следующие вопросы:
- Где можно найти точные формулировки и список моих прав?
- Всеми ли правами обладает ребенок?
- Права гражданина РФ и гражданина другого государства одни и те же?
- Есть ли «освобожденные» от выполнения обязанностей гражданина РФ?
- Все ли должны работать?
- Можно ли мне не учиться?
Консультация проходит в форме игры с делением на 3 команды. Список вопросов на доске. Каждая команда пытается ответить на все вопросы. Экспертом в оценке ответов может быть учитель. Команды могут предложить свои вопросы для конкурентов (лучше, если они будут заготовлены заранее). Побеждает та команда, которая точнее отвечала, была активнее.
Для решения нашей задачи в конце урока важно обсудить такие вопросы:
- Можно ли и нужно ли нарушать права другого?
- Есть ли оправдания для таких нарушений?
- Если кто-то не может воспользоваться своими правами, что делать?
- Всегда ли уместна фраза «Не имеете права»?
К сожалению, уровень культуры общества отражается и на нас – учителях и учениках. Наше поведение может быть излишне эмоционально, даже агрессивно подчас. Для учителя, который поставил цель воспитать нравственно здорового ученика, важно уметь извлекать из конфликтных ситуаций «плюсы». Так для раннего подросткового возраста характерно нетерпимое отношение к одноклассникам, нежелание «вникнуть» в позицию другого.
В разумном и педагогически целесообразном разрешении конфликта заложены большие возможности. «Конфликтная ситуация, как правило, бывает педагогически целесообразна и выступает как активное средство воспитательного воздействия» (Л.С. Выготский).
В плане изучаемой проблемы очевидный интерес представляют идеи А.В.Мудрика относительно корректировки общения подростков. В зависимости от типа конфликта предлагаются следующие способы его разрешения: [См. подробнее: Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986; Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968].
- групповые дискуссии – особо эффективные при разрешении "ценностных конфликтов";
- индивидуальные беседы, полезные при всех типах конфликтов;
- педагогический маневр – универсальный способ разрешения конфликтов, который заключается в сознательном введении дополнительных факторов, усиливающих общественно ценные мотивы конфликтных изменений его содержания, в подкреплении нравственных усилий отдельных учащихся в их попытках решения конфликтов.
В качестве такого педагогического маневра я предлагаю факультативный курс «Медиация», если же возможности его реализации нет, можно на уроках остановиться на проблеме конфликта и его разрешения.
В 7-м классе правовой тематике посвящен целый раздел «Человек и закон». Здесь на помощь учителю приходит богатый материал, представленный в «Рабочей тетради по обществознанию Котова О.А., Лискова Т.Е. 7 класс, М., Просвещение». Та же юридическая консультация уже может быть организована в форме домашнего задания.
Предлагается поправить «клиента», отобрав правильные высказывания и объяснить почему некоторые не соответствуют действительности:
- гражданин должен встать на воинский учет в 18 лет;
- срок военной службы по призыву граждан с высшим образованием – 24 месяца;
- подготовка граждан к военной службе может быть как обязательной так и добровольной;
- гражданин обязан состоять на воинском учете в военкомате по месту жительства.
При проверке в классе для нас обязательным будет обсуждение задания «сформулируй несколько правил, которым должен следовать будущий воин, прочтя советы В.А. Сухомлинского в учебнике.
Особой популярностью пользуется консультация сказочных героев, она может быть проведена и форме итоговой работы.
- Буратино вместо школы пошел на представление Карабаса-Барабаса, продав азбуку папы Карло.
- Дядя Федор и Кот Матроскин уехали жить в деревню, не предупредив родителей.
- Балда за свой труд попросил у попа три щелчка в год по лбу.
Отвечаем произошло ли нарушение права и почему.
В конце необходимо обсудить с классом (или предложить письменно изложить свои мысли кратко) афоризм «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам».
В 8 классе правовая тематика косвенно проходит через разделы «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера духовной культуры», «Личность и общество».
Для работы юридической консультации, например, могут быть использованы темы «Собственность», «Предпринимательство», «Безработица». В силу возрастных особенностей и мотивации учащимся может бать предложено самостоятельное изучение тем с обязательной последующей «прогонкой» на уроке. В ходе этого закрепления материала необходимо в диалоговой форме обсудить такие вопросы:
Наиболее удачный алгоритм предпринимательской деятельности.
- Нужно ли быть меценатом.
- На чьей совести безработный?
- Наследуем по закону или по совести.
Так же «сильным» учащимся предлагается написать эссе на темы:
- «Кто хочет зайца на завтрак, должен охотиться за ним ночью» У. Кемден
- «Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство» Б. Аурбах
- «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни» Г. Форд.
Конечно, в идеале необходимо обсуждение эссе, «красной нитью» в котором будет мысль о необходимости не забывать о духовных ценностях. Так же важна и оценка учителя. Мы предлагаем следующие критерии оценивания:
«Идеал» (5 баллов): обстоятельное введение, видение проблемы и ее актуальности, четкая своя позиция, аргументация теоретическая и с применением знаний по истории, литературе, стиль, смысловое единство.
«Качественно» (4 балла): менее детальная аргументация, допускаются 1-2 ошибки (неточные факты, теоретические выкладки).
«Адекватно» (3 балла): прямого ответа нет, однако он прослеживается косвенно, минимальная аргументация (некоторая логична). [См. о критериях оценивания Пинская М. А., Иванов А.В. Критериальное оценивание в школе. // Школьные технологии. 2011, № 3.]
Известны несколько видов проектов. Нам на практике наиболее подошли в 9-м классе информационные, а в 10-11 – практико-ориентированные. Если в первом случае учитель координирует деятельность учащихся непосредственно, то во втором случае – «скрыто», осуществляя свое влияние за счет профессиональных качеств.
Бесспорно, что наиболее полно деятельностный подход при достижении нашей цели может быть представлен на базе проектной деятельности. Метод проектов позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, быть ответственным за выбор, проявлять эмпатию. Роль учащихся действительно становится активной.
В 9-м классе учащимся предлагаются следующие темы проектов: Конституционное право, Гражданское право, Трудовое право, Семейное право, Уголовное право, Административное право.
Конечно, учащиеся могут расширить тему (например, Гражданин РФ, Правовой статус несовершеннолетнего) или сузить (например, Наследственное право). Конечным результатом может быть презентация. Учащимся предлагается следующий алгоритм представления информации:
- отрасль права
- источники (Кодексы РФ)
- основные понятия
- вид юридической ответственности при нарушении норм этой отрасли права
- особенности правового статуса несовершеннолетнего по нормам этой отрасли.
В 10-11 классе (преимущественно в 10-м), когда есть уже усвоенная информация по правовой тематике, старшеклассникам предлагается практико-ориентированный проект.
Мотивация для этой проектной деятельности уже заложена предыдущими годами обучения, в девятом классе – заложена образовательная среда, организуются небольшие группы (по проведению опроса, обработке информации, выдвижению гипотез и аргументированных выводов). Особое внимание уделяется ознакомлению с системой «Консультант-плюс» или «Гарант». Это знакомство проводит учитель для группы, которая формулирует ответы на собранные вопросы. Здесь учитель не ставит сверх задач, но помогает более компетентно подойти к решению проблем по алгоритму последовательных ответов на следующие вопросы:
- К какой отрасли российского права относится вопрос?
- Какой ответ дают нормативные правовые акты федерального уровня?
- Какой ответ дают нормативные правовые акты регионального уровня?
- Решается ли вопрос на уровне муниципальных правовых актов?
- Требуется ли обращение за более детальным и компетентным ответом в орган местного самоуправления?
Интересно, что многие вопросы учащихся, собранные группой, занимающейся проектом, относились именно к муниципальному праву (пропускной режим на КПП при въезде в ЗАТО, возможность забрать из садика младшего брата и др.).
При оценке деятельности учащихся, с нашей точки зрения необходимо учитывать следующие критерии:
- информационная обеспеченность;
- функциональная грамотность (восприятие установок учителя, информации, умение задавать вопросы);
- технологическая умелость;
- интеллектуальная подготовленность (умение добыть информацию, планировать свою деятельность, рефлексия);
- волевая подготовленность (стремление выполнить работу, толерантность, способность запрашивать и получать помощь).
По каждому критерию можно выделить 3 уровня: высокий, средний и низкий.
Опыт моей педагогической деятельности жизнеспособен, так как организуется привлечение большого числа учащихся к правовой деятельности через участие в юридической консультации, научных конференциях через:
- Внедрение технологий формирования правовой культуры учащихся на всех этапах непрерывного образования.
- Освоение современных технологий деятельностного подхода обучения.
- Распространение накопленного опыта создания модели непрерывного формирования правовой культуры учащихся в педагогическом сообществе.
- Развитие новых форм в деятельности школьного научного общества: передача сформированных умений и навыков правовой деятельности учащимися старшей ступени учащимся средней ступени.