Урок геометрии по теме "Теорема синусов". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Цели урока: изучить теорему синусов, рассмотреть ее применение для нахождения неизвестных элементов треугольника; формировать приемы обще учебных познавательных и логических учебных действий : приемы составления схемы доказательства теоремы, приемы анализа условия задачи; регулятивные учебные действия :прием контроля усвоения понятия, прием контроля решения задачи, прием составления плана ответа, прием рефлексии достижения целей; коммуникативные учебные действия.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний. (Фронтальная работа с классом.)

№ 1. Сформулируйте определение синуса, косинуса и, тангенса острого угла прямоугольного треугольника.

№ 2. Дана пропорция: . В чем заключается основное свойство пропорции? Назовите соответствующее равенство.

№ 3.Найдите неизвестный член пропорции:

№ 4. Сформулируйте теорему косинусов. Какой минимальный набор элементов в треугольнике должен быть известен, чтобы можно было применить теорему косинусов?

2. Создание проблемной ситуации.

Работа в парах: Решите задачи: (Задачи снабжены чертежами.)

№ 1.

Дан прямоугольный треугольник АВС с прямым углом С, катеты которого равны 6см и 8см. Найдите гипотенузу.

№ 2.

Дан треугольник АВС, у которого угол С равен 600, АС = 6см, катет СВ = 8см.

Найдите длину стороны АВ.

№ 3.

Дан треугольник АВС, у которого угол А равен 300, угол В равен 450, а АС = 4см. Найдите длину стороны СВ.

Обсуждение решения:

– Чем последняя задача не похожа на первую? (Нет прямого угла в треугольнике.)
– В чем отличие последней задачи от второй?
– Чего мы с вами еще не умеем делать?
– Какой возникает вопрос?
– Как можно сформулировать задачу нашего урока?

3. Доказательство теоремы.

– Рассмотрим нашу задачу в общем виде. Пусть в треугольнике АВС известны два угла Аи В и сторона АС. Найдем сторону СВ.
– С какими треугольниками нам проще всего работать?
– Каким способом мы можем получить на чертеже прямоугольные треугольники?
– С какого угла удобнее всего провести высоту?
– Какие прямоугольные треугольники мы получили на чертеже? Назовите их.
– Есть ли у них общие элементы?
– Найдите катет СН из обоих треугольников.
– Приравняйте полученные равенства:

– Проанализируйте полученное равенство. Обратите внимание на то, отношение каких элементов треугольника мы получили в каждой части равенства. Сформулируйте полученные вами выводы.
– Мы получили равенства, связывающие две стороны треугольника и синусы противолежащих им углов. Попытайтесь провести аналогичные рассуждения, чтобы получить равенства, связывающие стороны а и с и синусы противолежащих им углов, а так же стороны в и с и синусы противолежащих им углов. (Работа в группах с последующим обсуждением полученных результатов.)

– Сегодня мы доказали новую теорему: теорему синусов.

– Сформулируйте полученное равенство словами.
– Найдите и прочитайте формулировку теоремы синусов в учебнике.

(Терема несколько раз проговаривается.)

4. Применение полученных знаний на практике.

1. А теперь вернемся к задаче, которую мы не смогли решить вначале урока.

2. Посмотрим, в каких еще ситуациях можно применить теорему синусов. (Решение задач по готовым чертежам.)

№ 1.

– Сколькими способами можно решить эту задачу?

5. Подведение итогов урока

– Расскажите теорему синусов друг другу.
– Какой минимальный набор элементов треугольника должен быть известен, чтобы можно было применить теорему синусов?
– Задайте друг другу вопрос по материалу сегодняшнего урока.
– Оцените свою степень понимания нового материала по десятибалльной шкале.

Домашнее задание: составьте задачу практического характера, для решения которой потребовалась бы теорема синусов.